Оптимизация затрат на персонал в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:22, курсовая работа

Описание

Среди наиболее важных проблем, стоящих сегодня перед предприятиями, одно из первых мест занимает поиск путей повышения эффективности управления. Доказательством возросшего интереса к этой проблеме служат научные и практические разработки последних лет, темы научных и практических семинаров по проблематике повышения эффективности управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАТРАТЫ НА ПЕРСОНАЛ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТЯ
1.1. Подходы к определению затрат на персонал
1.2.Основные составляющие издержек на персонал
1.3 Классификация затрат на персонал
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПЕРСОНАЛ
2.1. Система управления затратами на персонал
2.2. Основные подходы к оценке затрат на персонал организации
2.3. Пути регулирования затрат на персонал
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК НА ПЕРСОНАЛ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДОМ ОТДЫХА «РУССКИЙ ЛЕС»
3.1. Краткая характеристика ООО «Дом отдыха «Русский лес»
3.2. Анализ затрат на персонал ООО «Дом отдыха «Русский лес»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовик,,,,,,.doc

— 1.58 Мб (Скачать документ)

- цель, в соответствии с которой осуществляется воздействие субъекта на объект управления;

- процесс управления затратами на персонал, представляющий собой ход реализации системой управленческих функций, то есть определенную последовательность выполнения операций над объектом [12, с. 29].

С позиций системного подхода управление затратами на персонал представляет собой целенаправленное воздействие работодателя и (или) руководителя на затраты, связанные с привлечением, использованием, развитием персонала, осуществляемое для перевода объекта в новое состояние, наиболее полно соответствующее целям управления затратами на персонал. Под новым состоянием объекта управления понимается определенный состав и структура затрат на персонал, обеспечивающие реализацию функций управления персоналом (планирование, отбор и найм, адаптация, стимулирование, развитие, высвобождение персонала).

Цель управления затратами на персонал заключается в их оптимизации, под которой понимается увеличение экономических результатов деятельности компании (прибыли, капитала), опережающее рост затрат на персонал.

В соответствии со сформулированной целью сущность управления затратами на персонал характеризуют следующие взаимосвязанные задачи:

- выявить направления формирования затрат на персонал в разрезе функций управления персоналом;

- определить источники возмещения затрат на персонал исходя из финансовых возможностей работодателя;

- установить наиболее экономически выгодные способы реализации функций управления персоналом, исходя из приоритетных направлений затрат на персонал, определяемых целями субъектов управления, влияния внешних и внутренних факторов.

В широком смысле субъектами управления затратами на персонал являются государство (либо другие институты), работодатель (и/или руководитель) и, в некоторой степени, сам работник. Соответственно при выборе направлений, определении величины и источников возмещения затрат на персонал необходимо учитывать:

- нормативно-правовые основы регулирования затрат на персонал, единые для всех хозяйствующих субъектов РФ;

- волю работодателя, определяющего направления, лимиты и источники финансирования затрат на персонал на уровне отдельной компании;

- поведение работника, так как, во-первых, работодатель должен ориентироваться на потребности работника в процессе управления затратами на персонал, чтобы их оптимизировать; во-вторых, работник сам может осуществлять вложения в развитие своего образовательного, квалификационного, культурного потенциала, который работодатель стремится выгодно реализовать в конкретной компании.

Предметом управления затратами на персонал являются экономические отношения по формированию и возмещению затрат на персонал работодателя на основе согласования следующих аспектов управления затратами на персонал:

1.      Методический аспект заключается в систематизации информации об объекте управления (в соответствии с требованиями Росстата, Международной организации труда или другими методическими подходами) и классификации затрат на персонал с целью управления ими, в исследовании факторов, влияющих на состав и структуру затрат на персонал, в разработке и применении определенных методик планирования, учета и анализа, способов контроля затрат на персонал;

2.      Нормативно-правовой аспект включает вопросы соблюдения законодательных и нормативных актов, определяющих обязательные виды затрат на персонал, ставки налогов и сборов, источники возмещения затрат на персонал;

3.      Организационный аспект связан с необходимостью формирования организационной структуры управляющей подсистемы, выделением центров ответственности, то есть подразделений, участвующих в процессе управления затратами на персонал, установлением их обязанностей и ответственности, регламентированием соподчиненности и взаимосвязей.

Таким образом, система управления затратами на персонал представляет собой взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, обеспечивающее перевод объекта управления в новое состояние, оптимизацию затрат на персонал, на основе согласования методического, нормативно-правового, организационного аспектов по выбору направлений затрат на персонал, определения их величины и источников возмещения.

Система управления персоналом создается с целью получения работодателем желаемого экономического результата на основе рационального использования профессиональных и личностных характеристик работников компании. Работодатель рассматривает затраты на персонал как расход, который должен быть покрыт доходом от реализации продукции. Работник, в свою очередь, вступая в трудовые отношения с работодателем, также преследует определенные социально-экономические цели, основной среди которых является получение личного дохода в виде заработной платы, социально-трудовых льгот и компенсаций, прочих выплат. Для работника представляет интерес та часть затрат работодателя на персонал, которая будет направлена на его личное потребление. Готовность работника внести свой трудовой вклад в конкретную компанию в значительной мере зависит от степени его моральной и материальной удовлетворенности, которая определяется целевой направленностью и величиной затрат на персонал, а также информированностью работника о составе и структуре этих затрат.

Реализация функций управления персоналом требует соответствующих затрат, величина которых определяется тем, какие конкретные управленческие методы и инструменты применяются в данной компании. С одной стороны, способы осуществления функций определяют содержание процесса управления персоналом, с другой стороны, влияют на состав, величину и структуру затрат на персонал.

Принятие и реализация экономически обоснованных решений о направлениях формирования, величине и источниках возмещения затрат на персонал составляет сущность управления этими затратами и становится необходимым условием достижения цели управления персоналом. Подсистема управления затратами на персонал не только обеспечивает согласование социально-экономических целей работодателя и работника, но является связующей функциональной подсистемой системы управления персоналом, на которую должна быть в совокупности сфокусирована деятельность всех участников процесса управления персоналом [9, с. 83].

В то же время методическое единство подсистемы управления затратами на персонал и системы управления затратами компании в целом проявляется в том, что процесс управления затратами на персонал представляет собой взаимосвязанное осуществление конкретных функций управления затратами.

Таким образом, система управления затратами на персонал является процессно-ориентированной системой управления, направленной на согласование социально-экономических целей работодателя и работника в разрезе общих и конкретных управленческих функций, обеспечивающей с высокой степенью вероятности оптимизацию затрат на персонал.

 

2.2. Основные подходы к оценке затрат на персонал организации

 

Динамика и доля постоянных и переменных затрат должны оцениваться с позиций  соответствия активной политики на рынке труда. Подобные затраты работодателей необходимо поощрять, предоставляя им льготы при выплате страховых  взносов (в виде уменьшения размера  отчислений либо своеобразного «налогового кредита» при определении сроков уплаты). Особенно в этом нуждаются  мелкие предприятия на начальной  стадии своего развития.

Все расходы  на содержание персонала регулируются следующими путями:

1. Через существующие  расходы:

- ограничение максимального числа работающих;

- прекращение приема на работу;

- активное сокращение персонала.

2. Через рабочие  выплаты:

- замораживание выплат сверх тарифов;

- пересчет повышения тарифов на в не тарифные выплаты;

- корректировка внутренних фондов социального обеспечения.

3. Через анализ  общих расходов.

4. Посредством  повышения эффективности:

- одинаковые результаты с меньшим персоналом;

- лучшие результаты, полученные тем же персоналом.

Ряд составляющих расходы элементов обусловлен внешними детерминантами, например, минимально допустимым уровнем заработной платы, что отражено в тарифных договорах, или расходами на социальные нужды (например, взносы работодателей в медицинское и пенсионное страхование).

В целом расходы  на содержание персонала являются весьма часто отрицательным фактором при  решении задач повышения эффективности  производства.

Добровольная  социальная помощь, если она была однажды  оказана, рассматривается сотрудниками как нечто постоянное. Попытка  уменьшить ее наталкивается на сопротивление. В отмене расходов на поощрение таится опасность снижения производительности труда из-за ухудшения мотивации  сотрудников.

Вместе с тем  в переходный для экономики России период нельзя забывать и о том  положительном опыте, который имеется  в странах с развитой рыночной экономикой.

Например, в некоторых странах Европы, расходы на содержание персонала хотя бы на короткий срок остаются неизменными. Это ограничивает их резкое сокращение. Массовые увольнения в сжатые сроки во многих случаях невозможны из-за законов по защите от увольнений, так что при сокращении числа заказов часто бывают, неизбежны расходы, связанные с простоем персонала.

При измерении затрат на персонал  возможны два подхода. Первый – затратный подход, посредством  которого организация пытается измерить в денежном исчислении инвестиционные затраты на текущее содержание персонала. Это способ констатации того, во что обойдется организации потеря ее сотрудников.

Суть другого  подхода – получить некоторую примерную  оценку текущей стоимости персонала. Как правило, это достигается  путем оценки текущей стоимости (для компании) отдельного работника, выраженной в рублях, и ее умножают на число лет, в течение которых рабочий, вероятно, останется в качестве рабочей силы. Этот способ направлен на оценку стоимости на основе того, какие затраты придется нести при перемещениях текущего персонала.

Едва ли не каждый может согласиться с тем, что  человеческие элементы – наиболее ценный капитал компании. Но сложности и  неопределенность перевода неосязаемого мастерства и непредсказуемой будущности в конкретные цифры до сих пор  удерживали вложения в персонал на минимальном уровне.

 

2.3. Пути регулирования затрат на персонал

 

Регулирование затрат на персонал является частью системы планирования затрат предприятия в целом. От того, насколько обоснованно спланированы данные затраты, зависит финансовая эффективность организации. Поэтому при формировании бюджета затрат на персонал важно учитывать экономические показатели предприятия в целом, отраженные в статьях генерального бюджета предприятия. Целесообразно определять методики формирования бюджета затрат на персонал по статьям, исходя из размера компании, стадии ее развития, ключевых задач компании в целом и управления персоналом в частности, развитости службы управления персоналом компании, а также, разумеется, возможностей и бюджетных ограничений компании. Планирование статей бюджета затрат на персонал требует учета как тенденций рынка труда, так и требований трудового и налогового законодательства.

При перспективном планировании вначале отделяются внешние факторы влияния на расходы по содержанию персонала от внутренних. В план включается то, как развиваются законодательные нормы и тарифные соглашения и чего от них можно будет ожидать.

К внешним факторам влияния могут быть причислены следующие:

- изменение размеров взносов на социальное страхование в соответствии с законом;

- изменения налоговых правил;

- периодически имеющие место пересмотры пенсий;

- согласованные повышения тарифных ставок или – после реалистической оценки – ожидаемые повышения тарифных ставок;

- вызывающие расходы изменения тарифных соглашений (увеличение продолжительности отпусков, сокращение рабочего времени и т.п.).

Но в планировании учитываются и обозримые общественно-политические тенденции. Учитывается ожидаемый процент инфляции, так как девальвация влияет на все рыночные цены. На расходы по содержанию персонала могут влиять новые законы, которые появятся в следующем году. Необходимо учитывать все то, с чем организации в качестве внешних факторов расходов по содержанию персонала, предстоит столкнуться в следующем году [4, с. 119].

Научно организованное планирование позволяет получить максимально точные прогнозы, с тем, чтобы предприятие могло заблаговременно принять меры в отношении калькуляции расходов по содержанию персонала и в значительной мере исключить неучтенные дополнительные финансовые нагрузки.

Внутренние факторы влияния на деятельность организации также должны быть включены в прогнозы. Это, прежде всего, результаты планирования численности и структуры кадров. Планирование расходов по содержанию персонала является вторым этапом планирования.

Разумеется, планирование численности и структуры персонала и планирование расходов по его содержанию взаимодействуют друг с другом. Планирование численности и структуры персонала всегда происходит с соблюдением аспекта расходов. Результаты планирования расходов по содержанию могут оказывать непосредственное влияние на численность штатов.

Информация о работе Оптимизация затрат на персонал в деятельности предприятия