Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа
Перед Японией во всей своей актуальности и важности встала проблема переориентации на другую модель роста, менее зависимую от колебаний цен на сырье и материалы. В том же направлении «толкала» и усиливающаяся конкуренция со стороны новых индустриальных стран, более низкий уровень стоимости рабочей силы в которых позволял им активно внедряться на товарные рынки, прежде бывшие безраздельной монополией Японии.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра
управления персоналом
Проектная
работа на тему:
«Опыт государственного
регулирования рыночной экономики в Японии»
Работу выполнили:
Кожемякина И. В.
Офицерова Е. К.
Филобок
А. П.
Волгоград 2010
Введение
Нас особенно привлекла Азия, а особенно Япония. Нас удивило, как страна, занимающая 0,3% территории Земли и практически лишённая природных ресурсов, смогла выйти на ведущее место в мире по своему развитию и является серьёзным конкурентом США. Мы решил более детально рассмотреть «японскую модель» экономики.
Актуальность данной работы объясняется тем, что разговоры о «японском чуде» уже прекратились, но «экономический феномен» Японии продолжает волновать умы экономистов по всему миру. Возникает вопрос: почему, несмотря на ряд сложных внутренних проблем, а также ухудшение с середины 70-х годов внешних условий, Япония по-прежнему развивается более динамично, чем другие капиталистические страны? Почему в отношении Японии как будто действует принцип «чем хуже -- тем лучше»? Почему из всех неурядиц она выходит более сильной и уверенной в себе, неуклонно укрепляя свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене?
Опыт последних 20 лет показал чрезвычайно высокую степень адаптивности японской экономики к изменениям условий развития. Ученые утверждают, что главным фактором такой адаптивности является высокая эффективность механизма государственного регулирования экономики, который в течение всего послевоенного периода обеспечивал близкое к оптимальному сочетание направляющей роли государства и функционирования рынка.
Перед
Японией во всей своей актуальности
и важности встала проблема переориентации
на другую модель роста, менее зависимую
от колебаний цен на сырье и материалы.
В том же направлении «толкала» и усиливающаяся
конкуренция со стороны новых индустриальных
стран, более низкий уровень стоимости
рабочей силы в которых позволял им активно
внедряться на товарные рынки, прежде
бывшие безраздельной монополией Японии.
1
раздел. Краткая характеристика
страны (географическое
положение, площадь
территории, численность
населения, политическое
устройство и т.п.).
Первое государство на территории Японии образовалось в IV в. н.э. на базе племенного союза Ямато. С конца XII в. до середины XIX в. государственная власть находилась в руках военно-феодальных правителей – сегунов (император оставался религиозным главой государства).
Ликвидация
режима сегуната и восстановление власти
императора после буржуазной революции
1867-68 гг. открыли новую
После разгрома в 1945 г. милитаристской Японии, решающую роль в котором сыграла Советская Армия, в стране были проведены некоторые демократические преобразования.
Принятая
в 1947 г. конституция провозглашает
демократические права и
Подверглись разделу крупнейшие монополии. Тем не менее власть осталась в руках представителей буржуазии, которая взяла курс на укрепление позиций монополистического капитала. В нарушение конституции в стране были созданы оснащенные современным оружием так называемая "силы самообороны", превратившиеся ныне в регулярную армию численностью 272 тыс. человек 60-70-е годы характеризовались быстрыми темпами экономического развития Японии, что позволило ей стать второй экономической державой капиталистического мира по объему валового национального продукта и промышленного производства.
Япония расположена на множестве крупных и мелких островов, протянувшихся с северо-востока на юго-запад почти на 3,5 тыс. км. Общая площадь островов составляет 378 тыс. кв. км, а их число достигает 3900.Самыми крупными из них являются Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Страна разделена на 47 префектур, каждая из которых имеет своё правительство, управляющее городами и селениями. По численности населения - 125,86 млн. человек (на конец марта 1999 г.) Япония занимает 8-е место в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России и Пакистана, свыше 99% -японцы. За 100 лет ее население увеличилось с 35,3 млн. чел. в 1875 г. до 111,9 млн. чел. в 1975 г.
По численности населения (более135 млн. чел.) Япония входит в первую десятку стран мира. Однако за последнее десятилетие характер естественного движения населения резко изменился. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу его воспроизводства. По прогнозам Японских демографов численность населения стабилизируется к 2011 году на уровне 130 млн. чел. Крупной проблемой для Японии стало быстрое увеличение доли лиц, старше 65 лет. Продолжительность жизни в этой стране самая высокая в мире (76 лет – для мужчин, 82 года – для женщин). Население Японии отличается национальной однородностью (более 95% составляют японцы). Из других народностей значительна численность проживающих корейцев и китайцев.
Японский язык очень
Население размещено по
Мегаполис Токайдо протянулся вдоль побережья на 600 – 700 км. Средняя плотность населения в его пределах составляет 800 – 1000 чел. на 1 км2. Близость моря и извилистая линия побережья создают благоприятные условия для развития морского транспорта и строительства портов.
В настоящее время Япония – конституционная монархия (т.е. империя). Высший орган государственной власти и высший законодательный орган – парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей (512 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Срок полномочий депутатов палаты представителей – 4 года, палаты советников – 6 лет (с переизбранием половины состава каждые 3 года). Парламент выполняет важную роль - принимает бюджет, ратифицирует международные договоры и соглашения, вносит
предложения о поправках к Конституции.
Исполнительная власть
2
раздел. Доля государственного
сектора в экономике
Центральному правительству принадлежат всего пять казенных предприятий (в том числе Монетный двор и государственное лесное хозяйство), 13 банков, сеть высших учебных заведений и паевое участие в 73 организациях, преимущественно некоммерческих. К их числу принадлежат занятые фундаментальными научными исследованиями институты и лаборатории, центр научно-технической информации, Японский фонд культурного обмена, а также предприятия, оказывающие помощь в разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитие сельского хозяйства. Есть,наконец, группа предприятий, которые специализируются на строительстве исодержании автомобильных дорог, мостов, дамб, уникальных инженерныхсооружений (многопролетный мост через Внутреннее море, соединяющий островаХонсю и Сикоку).
Ряд
крупных государственных
На местном уровне государству принадлежат водопровод и канализация, предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы и пр., а также несколько тысяч акционерных и паевых компаний, занятых строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и т.д.
Япония – страна с сильной государственной экономической политикой осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренциина рынках и регламентация деятельности естественных монополистов.
Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложений. В открытой экономике такие индикаторы корпорациям уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларация о намерениях и официальный ритуал.
Япония страна с сравнительно «маленьким» правительством. Расходы по ее консолидированному государственному бюджету составляют 26-27% ВВП. Эффективная налоговая ставка – 22-23% ВВП.
Особенностью расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП). К крупнейшим статьям расходов относятся социальное страхование и пенсии (18-20%), трансферты региональным администрациям – префектурам (16-18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Для финансирования последних используется не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. В этих кассах хранится более 20% личных сбережений японцев.
В настоящее время самой
Характеристика
государственного предпринимательства,
его масштабов и эффективности
Информация о работе Опыт государственного регулирования рыночной экономики в Японии