Опыт государственного регулирования рыночной экономики в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание

Перед Японией во всей своей актуальности и важности встала проблема переориентации на другую модель роста, менее зависимую от колебаний цен на сырье и материалы. В том же направлении «толкала» и усиливающаяся конкуренция со стороны новых индустриальных стран, более низкий уровень стоимости рабочей силы в которых позволял им активно внедряться на товарные рынки, прежде бывшие безраздельной монополией Японии.

Работа состоит из  1 файл

ПРОЕКТ япония.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Волгоградский  государственный педагогический университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра управления персоналом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проектная работа на тему: 

«Опыт государственного регулирования рыночной экономики в Японии» 
 
 

Работу  выполнили:

Кожемякина  И. В.

Офицерова Е. К.

Филобок А. П. 
 
 

Волгоград 2010

Введение

     Нас особенно привлекла Азия, а особенно Япония. Нас удивило, как страна, занимающая 0,3% территории Земли и практически лишённая природных ресурсов, смогла выйти на ведущее место в мире по своему развитию и является серьёзным конкурентом США. Мы решил более детально рассмотреть «японскую модель» экономики.

     Актуальность  данной работы объясняется тем, что разговоры о «японском чуде» уже прекратились, но «экономический феномен» Японии продолжает волновать умы экономистов по всему миру. Возникает вопрос: почему, несмотря на ряд сложных внутренних проблем, а также ухудшение с середины 70-х годов внешних условий, Япония по-прежнему развивается более динамично, чем другие капиталистические страны? Почему в отношении Японии как будто действует принцип «чем хуже -- тем лучше»? Почему из всех неурядиц она выходит более сильной и уверенной в себе, неуклонно укрепляя свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене?

     Опыт  последних 20 лет показал чрезвычайно  высокую степень адаптивности японской экономики к изменениям условий развития. Ученые утверждают, что главным фактором такой адаптивности является высокая эффективность механизма государственного регулирования экономики, который в течение всего послевоенного периода обеспечивал близкое к оптимальному сочетание направляющей роли государства и функционирования рынка.

     Перед Японией во всей своей актуальности и важности встала проблема переориентации на другую модель роста, менее зависимую от колебаний цен на сырье и материалы. В том же направлении «толкала» и усиливающаяся конкуренция со стороны новых индустриальных стран, более низкий уровень стоимости рабочей силы в которых позволял им активно внедряться на товарные рынки, прежде бывшие безраздельной монополией Японии.  
 
 
 
 
 
 

1 раздел. Краткая характеристика страны (географическое положение, площадь территории, численность населения, политическое устройство и т.п.). 

      Первое  государство на территории Японии образовалось в IV в. н.э. на базе племенного союза  Ямато. С конца XII в. до середины XIX в. государственная власть находилась в руках военно-феодальных правителей – сегунов (император оставался  религиозным главой государства).

     Ликвидация  режима сегуната и восстановление власти императора после буржуазной революции 1867-68 гг. открыли новую капиталистическую  эру в истории Японии. Ряда буржуазных реформ, проведенных в течение  нескольких лет, расчистили почву для развития капитализма. По конституции 1889 года Япония провозглашалась монархией во главе с императором, но законодательная власть в стране осуществлялась с этих пор императором совместно с парламентом. На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма, ускоренными темпами шел процесс превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация страны и сохранения в различных сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер. В 1940 году Япония заключила военный союз с гитлеровской Германией и фашисткой Италией, направленный против СССР, а также против США и Англии, в 1941 г. вступила во вторую мировую войну.

После разгрома в 1945 г. милитаристской Японии, решающую роль в котором сыграла Советская Армия, в стране были проведены некоторые демократические преобразования.

Принятая  в 1947 г. конституция провозглашает  демократические права и свободы, содержит отказ от войны "как суверенного  права нации", запрещает Японии иметь вооруженные силы. В результате проведения аграрной реформы большая часть помещичьих земель была за выкуп передана крестьянам.

     Подверглись разделу крупнейшие монополии. Тем  не менее власть осталась в руках  представителей буржуазии, которая взяла курс на укрепление позиций монополистического капитала. В нарушение конституции в стране были созданы оснащенные современным оружием так называемая "силы самообороны", превратившиеся ныне в регулярную армию численностью 272 тыс. человек 60-70-е годы характеризовались быстрыми темпами экономического развития Японии, что позволило ей стать второй экономической державой капиталистического мира по объему валового национального продукта и промышленного производства.

      Япония  расположена  на  множестве   крупных   и   мелких   островов, протянувшихся с северо-востока на юго-запад почти  на  3,5  тыс.  км.  Общая площадь островов составляет 378 тыс. кв. км,  а  их  число  достигает  3900.Самыми крупными из них являются Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Страна  разделена  на  47  префектур,   каждая   из   которых   имеет   своё правительство, управляющее городами и селениями. По численности населения  - 125,86 млн. человек (на конец марта 1999 г.) Япония  занимает  8-е место в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России и  Пакистана,  свыше 99% -японцы. За 100 лет ее население увеличилось с 35,3 млн. чел. в 1875  г. до 111,9 млн. чел. в 1975 г.

      По  численности населения (более135 млн. чел.) Япония  входит  в  первую десятку стран мира. Однако за последнее десятилетие характер  естественного движения населения резко изменился. Япония стала первым  государством  Азии, перешедшим от второго к первому типу  его воспроизводства.  По  прогнозам Японских демографов численность населения стабилизируется  к  2011  году  на уровне 130 млн. чел. Крупной проблемой для Японии стало  быстрое  увеличение доли лиц, старше  65  лет.  Продолжительность  жизни  в  этой  стране  самая высокая в мире (76 лет – для  мужчин,  82  года  –  для  женщин).  Население Японии отличается национальной однородностью (более 95% составляют  японцы). Из  других  народностей значительна численность проживающих корейцев   и китайцев.

    Японский язык очень специфичен  и не входит ни в одну  из языковых семей. Очень сложна и система Японской письменности,  в  которой  используются  как иероглифы, так и словарная азбука.

    Население размещено по территории  неравномерно.  При  высокой   средней плотности (более  330  млн.  чел.  на  1  км2)  некоторые   районы  по  этому показателю с самыми густонаселёнными районами мира  (это прибрежные  районы тихоокеанского побережья, где проживает 2/3 населения страны). Почти 4/5  населения Японии  – городские жители.  11  городов имеют население свыше 1 млн. человек. Крупнейшая  городская  агломерация  –  Кэхин (Токио  –  Иокогама),  где  сосредоточенно  более  25  млн.  человек  в  150 населённых пунктах. Вместе с двумя другими крупнейшими агломерациями  Хансин (Осако – Кобе – Кито) и Тюке (Нагоя и др.), а также с  расположенными  между ними городами, агломерация Кэйхин сливаются в  единую  систему  –  Токийский мегаполис (Токайдо).  Общая  численность  его  населения  –  более  60  млн. человек.

    Мегаполис Токайдо протянулся  вдоль побережья на 600 – 700  км.  Средняя плотность населения в его пределах составляет 800 –  1000  чел.  на  1  км2. Близость моря и извилистая линия  побережья  создают  благоприятные  условия для развития морского транспорта и строительства портов.

      В настоящее время Япония –  конституционная  монархия  (т.е.  империя). Высший  орган  государственной  власти  и  высший  законодательный  орган  – парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей (512 депутатов)  и палаты  советников  (252  депутата).  Срок   полномочий   депутатов   палаты представителей – 4  года,  палаты  советников  – 6  лет (с переизбранием половины  состава каждые  3  года).  Парламент выполняет важную  роль   - принимает бюджет, ратифицирует международные договоры и соглашения,  вносит

предложения о поправках к Конституции.

     Исполнительная власть осуществляется  кабинетом министров  во  главе   с премьер-министром. Основные  религии – синтоизм и буддизм.  Денежная  единица – 1 иена = 10 сенам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 раздел. Доля государственного сектора в экономике   

      Центральному   правительству   принадлежат   всего   пять   казенных предприятий (в том числе Монетный двор и государственное лесное  хозяйство), 13  банков,  сеть  высших  учебных заведений и   паевое   участие   в   73 организациях,  преимущественно некоммерческих.  К их   числу   принадлежат занятые фундаментальными научными исследованиями  институты  и  лаборатории, центр научно-технической информации, Японский  фонд  культурного  обмена,  а также  предприятия,  оказывающие  помощь  в  разработке   лесных   ресурсов, разведке  нефтяных  месторождений,  развитие  сельского   хозяйства.   Есть,наконец, группа предприятий, которые  специализируются  на  строительстве  исодержании  автомобильных  дорог,  мостов,   дамб,   уникальных   инженерныхсооружений (многопролетный мост через Внутреннее море,  соединяющий островаХонсю и Сикоку).

      Ряд крупных государственных предприятий  был приватизирован  во  второйполовине 80-х гг., в том числе Корпорация  государственных  железных  дорог,национальная   телефонно-телеграфная   система,   табачная   и   алкогольная монополии, авиалинии «JAL» и др.

      На  местном уровне государству принадлежат  водопровод  и  канализация, предприятия по  сбору  и  утилизации  мусора,  городской  транспорт,  школы, больницы и пр., а также  несколько  тысяч  акционерных  и  паевых  компаний, занятых  строительством  и  эксплуатацией  муниципального   жилья,   платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и т.д.

      Япония  – страна  с  сильной  государственной  экономической  политикой осуществляемой   без   прямого   участия   государства    в    хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные и  денежно-кредитные  рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли,  поддержание  конкуренциина рынках и регламентация деятельности естественных монополистов.

      Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период  высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные  корпорации использовали для  своих  программ  капиталовложений.  В  открытой  экономике такие индикаторы корпорациям уже не нужны. Каждый  новый  кабинет  министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларация о  намерениях  и официальный ритуал.

      Япония  страна с сравнительно «маленьким»  правительством.  Расходы  по ее  консолидированному  государственному  бюджету  составляют  26-27%   ВВП. Эффективная налоговая ставка – 22-23% ВВП.

      Особенностью  расходной части  бюджета  Японии  является  очень  низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей  суммы  расходов, или менее 1%  ВВП).  К  крупнейшим  статьям  расходов  относятся  социальное страхование и пенсии  (18-20%),  трансферты  региональным  администрациям  – префектурам (16-18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Для  финансирования  последних  используется  не  только  текущие  налоговые сборы,  но  и  средства  государственной  системы  сберегательных  касс  при почтовых отделениях. В этих кассах  хранится  более  20%  личных  сбережений японцев.

        В настоящее время самой крупной   расходной  статьей  бюджета   является обслуживание государственного долга. Банк  Японии  регулирует  денежную  массу  в  обращении  и  кредитную экспансию банков. Корпоративный сектор находился в  сильной  зависимости  от банковского  финансирования,  Банк  Японии   устанавливал   административные лимиты рефинансирования городских банков путем дисконтирования  коммерческих векселей. Через ставку дисконта Банк Японии управлял  всей  системой  ставок денежного рынка. В  настоящее  время,  ставки  денежного  рынка  формируется свободно, а главой  функцией  Банка  Японии  является  определение  размеров денежной массы и эмиссия банкнот.

                

Характеристика государственного предпринимательства, его масштабов и эффективности 

Информация о работе Опыт государственного регулирования рыночной экономики в Японии