Опыт государственного регулирования рыночной экономики в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание

Перед Японией во всей своей актуальности и важности встала проблема переориентации на другую модель роста, менее зависимую от колебаний цен на сырье и материалы. В том же направлении «толкала» и усиливающаяся конкуренция со стороны новых индустриальных стран, более низкий уровень стоимости рабочей силы в которых позволял им активно внедряться на товарные рынки, прежде бывшие безраздельной монополией Японии.

Работа состоит из  1 файл

ПРОЕКТ япония.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

     11 июня 1999 г. японское правительство  обнародовало "Экстренную политику  занятости". В сентябре того  же года эта политика была  подкреплена дополнительным бюджетом  в 50 млрд. иен (470 млн. долл.). Краеугольным  камнем новой политики правительства по поддержанию и развитию занятости стали усилия по созданию мобильной рабочей силы.

     Созданный в рамках этой программы Фонд перераспределения  людских ресурсов выделяет денежные гранты компаниям на один год на доплаты к зарплате всем вновь  нанятым работникам - вне зависимости от того, где они раньше работали, и от их возраста. Кроме того, компаниям частично компенсируются их затраты на повышение квалификации и переквалификацию вновь нанятых работников. Причем гранты выдаются в первую очередь компаниям в таких отраслях, как информатика и связь, здравоохранение, охрана окружающей среды, и в других динамично развивающихся отраслях.

     Особенно  актуальны сейчас, накануне 2007 года, когда Япония с острой нехваткой  «технарей». Именно в этом году поколение  японских инженеров и менеджеров проектов, досконально знающих компьютерные системы, должно уйти на пенсию, а замены им — специалистов с аналогичным уровнем знаний и опыта — нет. Помимо грантов компаниям соответствующих отраслей ещё одним резервом успешного перераспределения рабочей силы является сеть центров повышения квалификации и переквалификации работников. Эти центры играют важную роль, т.к. зачастую безработные не обладают необходимой квалификацией для нового места работы или не имеют требующейся специальности.

     Преимущественное  право на занятия в центрах  повышения квалификации и переквалификации получили безработные среднего и  пожилого возраста. Им предоставляются  различные льготы, включая и материальную поддержку в период обучения. Однако льготные условия обучения теперь распространяются не только на пожилых людей и даже не только на безработных. Установлено, что государство может покрывать до 80% расходов на такое обучение (до 200 000 иен, или 1900 долл. в расчете на одного человека). Правда, подобные льготы действуют не повсеместно, а только в 347 специально отобранных центрах и на 4187 курсах обучения. К тому же подобные льготы не распространяются пока на такие важные сектора экономики, как информатика и связь, поскольку обучение там длится три года.

     Основной идеей "Экстренной политики занятости" является не создание новых рабочих мест само по себе, а прежде всего формирование благоприятных условий для расширения занятости. Поэтому финансовая поддержка со стороны государства имеет сугубо адресный характер, т. е. не всем отраслям промышленности понемногу, а в первую очередь новым, динамично развивающимся отраслям, не всем компаниям подряд, а частному сектору в наиболее перспективных сферах, включая венчурное производство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

В настоящее время особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, которые играет большую роль в становлении и развитии экономике любой страны.

     Успешное  развитие в Японии наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства - во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной не на сохранение диктата государства и его мелочной опеки, а на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды. Представляется, что критическое изучение опыта Японии в этой области полезно при формировании малого бизнеса в России. При этом необходима целевая комплексная программа, предусматривающая разработку специального законодательства, разностороннюю государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.

     Предприятия малого бизнеса вносят весомый вклад  в развитие национальной экономики  Японии, повышая ее гибкость, обеспечивают социальную стабильность и благосостояние широких слоев населения.

     Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет  исторические причины. Поскольку малый  бизнес сфера подвижная, способная  к мгновенной реакции на изменение внешних условий, не требует крупных капиталовложений и длительных сроков строительства, послевоенное восстановление экономики, где раньше господствовали монополистические объединения дзайбацу, сопровождалось быстрым ростом небольших фирм, поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что смягчало остроту безработицы.

     Сектор  малого и среднего бизнеса в Японии и сегодня остается чрезвычайно активным и подвижным. Также очень хорошо развита система государственной поддержки малого бизнеса в США. Сегодня основные стимулы поддержки, действующие в США, близки к японским и определяются, прежде всего, занятостью рабочей силы и уровнем безработицы.

     Развитие  малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и  инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Если раньше развитию малого предпринимательства в России уделялось не достаточно внимания, то на сегодняшний день уже разработаны программы, направленные на улучшение развития и государственной поддержки малого бизнеса.

     Малые предприятия в развитых странах  составляют важнейший сектор национальных экономик. Если в Японии доля работников занятых в малом бизнесе по отношению к общей численности  занятых составляет 78%, в США - 53 %, то этот показатель в России равен всего 13 %, а доля малого бизнеса в ВВП Японии составляет 55%, в США - 52%, в то время как в России - 10-11 %. Таким образом, высокий уровень показателей как в Японии, так и США свидетельствует о том, что малый бизнес этих стран достаточно хорошо поддерживается как со стороны государства, так и со стороны администрации префектур, торгово-промышленных палат. В России же эти показатели отстают в 4-5 раз, что говорит о недостаточной поддержки государства.

     В Японии в последние годы приняли специальные законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в "налоговые убежища", которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.

     Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.

           Итак, успех Японии в сфере социальной политики обусловлен эффективной системой государственного управления, направленной на решение, прежде всего, приоритетных общественных задач. Это находит отражение и в системе социальной политики, которая также решает приоритетные задачи. Так, например, сейчас социальная политика в области здравоохранения направлена решить проблему сверхстарения нации, а также продолжить борьбу за ее здоровье. Хотелось бы привести слова специалиста по вопросам здравоохранения Тосихико Хасэгавы по проблеме японских стариков: «В ближайшем будущем люди будут жить до беспрецедентно длительного возраста. Япония будет первой страной в мире, которая испытает то, что я назвал бы сверхстареющим обществом. Она идет по неисследованному пути, но все остальные страны, рано или поздно, придут к этому. Япония, как первая страна, будет служить проводником для остальных…». Причем думается, что Япония станет примером и в других сферах для тех, кто только вступает на путь социального и экономического развития и, прежде всего, для России. 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 
 

1. Г. Б. Поляк, А.Н. Маркова. История мировой экономики. М., 2007.

2. А.С. Булатов. Мировая экономика. М., 2001 г.

3. Маляров И. Японский прорыв. Значение для российского общества // Свободная мысль. - 2001. - № 15. - с.102 - 110.

4. Михайлов А. Главный секрет японского «экономического чуда»// Япония. 
5. Паркинсон Н., Ростомдгин М.К., Сапри С.А. Эти невероятные японцы. - М., Академия, 2002.

6. Япония: конец XX – начало XXI века //Отв.ред. С.Б. Маркарьян, Э.В. Молодякова. - М., Наука, 2004.

7. Поторин Д.Д. Перспективность и невозможность «японского феномена»//Мировая экономика и международные отношения.– 2005.  – с. 31- 35.   

8. Управление персоналом и трудовыми отношениями в Японии // Управление персоналом. 2001. -№7.

9. www.japantoday.ru. 

Информация о работе Опыт государственного регулирования рыночной экономики в Японии