Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа
Перед Японией во всей своей актуальности и важности встала проблема переориентации на другую модель роста, менее зависимую от колебаний цен на сырье и материалы. В том же направлении «толкала» и усиливающаяся конкуренция со стороны новых индустриальных стран, более низкий уровень стоимости рабочей силы в которых позволял им активно внедряться на товарные рынки, прежде бывшие безраздельной монополией Японии.
Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве.
Законодательные акты по регулированию
предпринимательской деятельности, принимаемые
правительством Японии, выделяют статус
предприятий малого бизнеса и устанавливают
размер льгот для них в соответствии с
видом деятельности. Большое количество
законодательных актов регулирует антимонопольную
деятельность в Японии.
Законодательство Японии проводит жесткое
регулирование рыночной стоимости выпускаемой
продукции, вводя ограничения на размер
ее повышения/понижения. В случае выявления
неподтвержденных скидок либо при наличии
спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства
лишаются права осуществления своей деятельности.
Данные действия распространяются на
все предприятия. Развитие рыночных механизмов
позволяют Правительству Японии контролировать
неподтвержденный рост цен и возникновение
инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно
сделать вывод, что в Японии существуют
хорошие условия для развития малого предпринимательства.
Регулированием деятельности малого предпринимательства
в Японии занимается Управление малых
предприятий, которое подчиняется Министерству
внешней торговли и промышленности Японии.
Управление малых предприятий занимается
контролем выполнения антимонопольного
законодательства, обеспечением государственной
защиты интересов малого предпринимательства
страны, ограничение контроля владельцев
бизнеса, определением ответственности
заказчиков и исполнителей при заключении
между ними договорных соглашений.
С целью облегчения процедур получения
кредитов субъектами малого предпринимательства
и правительством Японии была создана
Корпорация страхования малого и среднего
предпринимательства и ассоциации по
гарантированию кредитов подобно созданию
Государственных фондов для развития
и поддержки малого предпринимательства
Китая, США и других стран.
Правительство Японии на всех уровнях
власти выделяют субсидии на всех этапах
развития субъектов малого предпринимательства,
которые принимают активное участие в
развитии наукоемкой и высокотехнологичной
промышленности. Государство выделяет
для них займы и оказывает помощь в получении
кредитов путем предоставления поручительств
и иных способов кредитных гарантий. Вместе
с тем при государственной поддержке осуществляется
обучение специалистов в специально созданных
центрах и предоставляется квалифицированное
консультирование предпринимателей.
К основным целям, на которые предоставляются
субсидии, кредиты на специальных льготных
условиях и займы относятся:
усовершенствование и модернизация производства
предприятий наукоемкой отрасли;
внедрение разработанных совместно с
научными заведениями инновационных технологий;
содействие развитию легкой и пищевой
промышленности;
разработка и внедрение новых видов продукции;
создание и развитие новых субъектов малого
предпринимательства в регионах Японии
с плохо развитым уровнем промышленности.
Сектор крупных корпораций Японии – это 2,4 тыс. акционерных компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах. Между тем общее число акционерных компаний – около 800 тыс. Средние и мелкие предприятия работают без широкой дисперсии собственности и управляются как закрытые акционерные компании и товарищества.
Каждая из крупных корпораций является ядром группы, называемых «кэйрэцу». В японской «кэйрэцу» связующими элементами являются отношения собственности и контракта. Закон запрещает банкам держать более 5% акций, выпущенных нефинансовыми компаниями. Поэтому «кэйрэцу» не является финансово-промышленными группами под эгидой банков, и последние даже не входят в их состав.
Головная компания «кэйрэцу»
сочетается собственную производственную
деятельность с финансовым
Среди «кэйрэцу» есть примеры как вертикальной интеграции на технологической основе, так и конгломератов. Периферия таких крупнейших корпораций, как машиностроительные «Мицубиси дзюкоге», «Комацу», электрические «Хитати», «Тосиба», «Сони», «Мацусита дэнки», автомобильные «Тойота» и «Ниссан», насчитывает по 300-400 компаний. Эта периферия выполняет роль более или менее постоянных поставщиков и исполнителей заказов и дополняется сетью так называемых субподрядчиков, не связанных с головной компанией отношениями собственности. Многие группы имеют развитую периферию за границей и являются японскими ТНК.
Практически все предприятия объединены в отраслевые союзы – бесприбыльные организации с добровольным членством и правом свободного выхода. В Японии насчитывается более ста общенациональных предпринимательских союзов, а с учетом местных организаций мелкого бизнеса – более 20 тыс. Общенациональные союзы предпринимателей образуют Федерацию экономических организаций «Кэйданрэн».
Япония отличается традиционно высоким уровнем сбережений населения (15-18% личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской системы.
Финансовая
структура японских корпораций характеризуется
низкой долей собственного капитала
компании (менее 30%) и высоким уровнем
зависимости от банковских кредитов.
В свое время именно банки несли
основную нагрузку по финансированию
чрезвычайно бурного индустриального
развития страны.
3 раздел.
Антимонопольная политика,
регулирование естественных
монополий.
Для Японии характерно проведение антимонопольной политики такими органами, как: Комиссия по свободной торговле, Министерство промышленности и торговли. Механизм государственной политики осуществляется специфическим образом: органы регулирования обычно не принимают официальных решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в "трудных" случаях. Так, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд йен и выше должны ежегодно представлять в Комиссию отчет о своем участии в деятельности других компаний и отчет о предполагаемых слияниях. В действительности фирмы консультируются неформальным образом с Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия).
Доминирующие слияния разрешаются:
в случае необходимости спасти предприятие от банкротства.
Антимонопольный
закон 1947 г., написанный группой специалистов
из
Министерства юстиции США, запрещал создание
холдингов и устанавливал жесткий контроль
над слияниями и поглощениями компаний.
Этот закон, направленный против рыночной
дискриминации и не привычный для делового
мира Японии тех лет, был встречен в штыки.
Ликвидация «дзайбацу» на основе новых
законов (наиболее важный из них
– принятый в 1950 г. антимонопольный), равно
как и последовавший пересмотр налоговой
системы в сторону ее смягчения для демонополизированного
предпринимателя на внутреннем рынке,
ознаменовали начало формирования внутриконкурентной
среды с равными правами и возможностями
участников
«рыночной игры». Началось развитие малого
предпринимательства, в котором
Япония добилась поразительных результатов.
Этот процесс жестко обеспечивался Министерством
внешней торговли и промышленности (МВТП)
и
Комиссией по справедливым сделкам. Это
не означало, что был взят курс на полное
размывание крупных японских предприятий,
которые и сегодня по критерию объема
созданного производственного аппарата
воплощают основную часть национального
богатства. Сохранялся принцип «трехглавости»
прежних
«дзайбацу» – объединение в единую координационную
структуру торговли, производства и банковской
деятельности. При этом доля возрожденной
«девятки» (речь идет о компаниях «Мицубиси
сэдзи», «Мицуи энд Буссан»,
«Сумитомо сэдзи», «Марубени», «Сумитомо»,
«Ниссо-Иваи», «Томен», «Канемацу госе»
и «Никимен») в объеме промышленного производства
оказалось сниженной до 25% при явном ее
преобладании на внешнем рынке, где они
добиваются монополии, реализуя около
60% внешнеторгового оборота страны. Кроме
того, картели в Японии не запрещались,
однако их деятельность подчинялась общенациональным
интересам.
В общем, речь идет о состоявшемся в Японии переходе на рыночные правила регламентированной конкуренции на внутреннем рынке, одинаковые для всех ее участников (в том числе для крупных!) – правила, которые, блокируя монополистические злоупотребления, одновременно позволяют добиваться успеха только при высоком уровне экономической конкурентоспособности товара (его бездефектности, новизне, наукоемкости, сравнительно низкой цене). При этом конкуренция, несмотря на многоярусный субконтрактный принцип ее организации на мезоуровне, становится и более жесткой, и экономически гораздо более эффективной, нежели при применении обычных антимонополистических ограничений.
Антимонопольная политика, как известно, проводится во всех развитых странах мира, причем в некоторых из них – очень давно. Однако в Японии эта политика, во-первых, в силу жесткого административного обеспечения правительственными органами (Комиссией по справедливым сделкам, МВТП) более последовательна и широкомасштабна. Во- вторых, она интенсивно формирует конкурентную среду малого предпринимательства. В-третьих, она глубоко проникает в сферу непосредственного производства. В японской антимонопольной политике, таким образом, утвердился принцип общего контроля и регулирования национальной экономики в целом, - вместо практики «наказания нарушителей», как это имеет место, например, в США.
Возвращаясь к исходному вопросу о причинах «японского чуда», сформулирую резюмирующую посылку. Высокие темпы экономического и технологического роста, в конечном счете, обусловлены повышением капиталоемкости и фондоворуженности, ростом производительности труда; роль традиционных особенностей поведения участников производства здесь не столь важна, как это писали раньше, но также имеет место.
Корни
японского феномена кроются в
тех глубоких преобразованиях национальных
рыночных структур, которые по существу
привели к технологическому перевороту.
В этот период был задействован комплекс
факторов, имевших место и в других высокоразвитых
странах, но в Японии давших (и продолжающих
давать) значительно более серьезные результаты
благодаря обновлению рыночного механизма
на основе развертывания регламентированной
конкуренции. Этот механизм непрерывно
развивается, создавая возможности адаптации
национального производства к меняющимся
(часто не в его пользу) мирохозяйственным
условиям.
4 раздел. Структура доходной и расходной частей государственного бюджета.
Центральному правительству
принадлежат всего пять
казенных предприятий (в том
числе Монетный двор и
Ряд крупных государственных предприятий был приватизирован во второй половине 80-х гг., в том числе Корпорация государственных железных дорог, национальная телефонно-телеграфная система, табачная и алкогольная монополии, авиалинии «JAL» и др.
На местном уровне государству принадлежат водопровод и канализация, предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы и пр., а также несколько тысяч акционерных и паевых компаний, занятых строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и т.д.
Япония – страна с сильной
государственной
Среднесрочные планы-прогнозы
Информация о работе Опыт государственного регулирования рыночной экономики в Японии