Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа
Перед Японией во всей своей актуальности и важности встала проблема переориентации на другую модель роста, менее зависимую от колебаний цен на сырье и материалы. В том же направлении «толкала» и усиливающаяся конкуренция со стороны новых индустриальных стран, более низкий уровень стоимости рабочей силы в которых позволял им активно внедряться на товарные рынки, прежде бывшие безраздельной монополией Японии.
Япония страна с сравнительно «маленьким» правительством. Расходы по ее консолидированному государственному бюджету составляют 26-27% ВВП. Эффективная налоговая ставка – 22-23% ВВП.
Особенностью расходной части
бюджета Японии является
очень низкий уровень
В настоящее время самой
Банк Японии регулирует денежную
массу в обращении и
кредитную экспансию банков. Корпоративный
сектор находился в сильной
зависимости от банковского
финансирования, Банк Японии
устанавливал административные
лимиты рефинансирования городских
банков путем дисконтирования коммерческих
векселей. Через ставку дисконта Банк
Японии управлял всей системой
ставок денежного рынка. В настоящее
время, ставки денежного рынка
формируется свободно, а главой функцией
Банка Японии является определение
размеров денежной массы и эмиссия банкнот.
Особенности
налоговой политики
В Японии более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные — за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.
Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений.
Сюда
входят: арендная плата, продажа земельных
участков и другой муниципальной
недвижимости, пени, штрафы, продажа
облигаций, доходы от лотерей, займы. В
неналоговые статьи дохода включается
также остаток предыдущего
Налоговая система Японии характеризуется
множественностью налогов. Их имеет право
взимать каждый орган территориального
управления. Но все налоги страны зафиксированы
в законодательных актах. Каждый вид государственного
налога регулируется законом. Закон о
местных налогах определяет их виды и
предельные ставки, все остальные устанавливает
местный парламент.
В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам;
• прямые подоходные
налоги на юридических и физических
лиц;
• прямые налоги на имущество;
• потребительские налоги.
Основу
бюджета составляют прямые налоги,
которым отдается очевидное предпочтение.
Самый высокий доход государству приносит
подоходный налог с юридических и физических
лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений.
Предприятия и организации уплачивают
с прибыли: государственный подоходный
налог в размере 33,48%, префектурный подоходный
налог — 5% от государственного, что дает
ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый,
районный) подоходный налог — 12,3% от государственного,
или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в
доход бюджета изымается около 40% прибыли
юридического лица. Кроме того, прибыль
служит источником выплаты налога на предпринимательскую
деятельность, поступающего в распоряжение
префектуры.
Физические лица уплачивают государственный
подоходный налог по прогрессивной шкале,
имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме
этого действует подоходный префектурный
налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также
существуют местные подоходные налоги.
Сверх этого каждый независимо от величины
дохода уплачивает налог на жителя в 3200
иен в год.
Казалось
бы, прямые подоходные налоги очень
высоки. Но следует иметь в виду,
что установлен довольно значительный
необлагаемый минимум, который учитывает
и семейное положение налогоплательщика-
От уплаты налога освобождаются средства,
затраченные на лечение. Дополнительные
налоговые льготы имеют многосемейные. Средний
годовой доход жителя Токио составлял
в первой половине 1990-х годов 7100—7500 тыс.
иен. В других префектурах Японии он обычно
ниже. У среднеоплачиваемого человека
может освобождаться от подоходного налога
более 30% его доходов.
Налоги на имущество юридические и физические
лица вносят, в отличие от России, по одинаковой
ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества.
Переоценка производится один раз в три
года. В объем налогообложения входят:
все недвижимое имущество, земля, ценные
бумаги, проценты по банковским депозитам.
Налоги уплачиваются также в момент перехода
собственности от одного владельца к другому,
то есть при приобретении или продаже
имущества. В эту же группу входят: налог
на регистрацию лицензий, гербовый сбор,
налог на наследство, налог на ирригацию
и улучшение земель.
Среди потребительских налогов Японии
основную роль играет налог с продаж, взимаемый
по ставке 3%. В настоящее время его ставка
повышена до 5%. Существенно пополняют
бюджет налоги на владельцев автомобилей,
акцизы на спиртное, на табачные изделия,
на нефть, газ, бензин, налог на развитие
источников электроэнергии, акцизы за
услуги (проживание в гостиницах, питание
в ресторанах, купание в горячих источниках
и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные
пошлины. Иногда налог возникает при превышении
определенной суммы, на которую оказывается
услуга. Например, обед в ресторане не
подлежит обложению его стоимости до 7,5
тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется
3%-й налог.
Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.
Как видим, местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.
Достаточно
интересна структура местных
налогов. Из общей суммы местных
налогов более половины приходится
на подоходные налоги. На втором месте
имущественные налоги, только третье
место занимают потребительские налоги.
Соотношение общегосударственных налогов
несколько иное, хотя общие тенденции
те же. Государственные подоходные налоги
занимали в 1993 г. 56,5% (почти столько же,
сколько среди местных налогов), имущественные
— 25% и потребительские — 18,5%. Это соотношение
вполне естественно, если учесть, что значительная
доля имущественных налогов направляется
в местные бюджеты.
Распределение
различных групп налогов между
государством и местными органами управления
в Японии характеризуется следующими
цифрами: примерно две трети всех доходов
дают государственные налоги и лишь 1/3
— местные. Напоминаем,
что это касается доходов, а не расходов
государства, поскольку в дальнейшем происходит
перераспределение налоговых поступлений
через государственный бюджет.
Налоговые
реформы: причины
и результаты.
Правительство Японии 22 декабря опубликовало план налоговой реформы, который начнет действовать с нового финансового года, то есть с 1 апреля 2010 года.
Налоговая политика правительства направлена на сокращение государственной задолженности, которая достигает приблизительно 180 процентов ВВП. В частности, план реформы призван поддержать решение премьер-министра Японии Юкио Хатоямы, пообещавшего ограничить выпуск бондов суммой в 44 триллиона иен (483 миллиарда долларов США).
Самый
спорный пункт плана
Чтобы стимулировать рост экономики, правительство Японии намерено сократить некоторые налоги. Денежные подарки в размере до 15 миллионов иен в 2010 году будут освобождены от налогообложения, в 2011 году порог налогообложения снизят до 10 миллионов иен. Иностранных инвесторов освободят от уплаты налогов на проценты по японским корпоративным бондам, которые будут выпущены до 31 марта 2013 года. Кроме того, снизится налог на автомобили, который рассчитывается с учетом массы машины.
Потери
бюджета планируется
Министр
финансов Японии Хирохиса Фудзи назвал
принятые решения правительства
неизбежными, учитывая падение налоговых
поступлений в период финансового кризиса.
5
раздел. Денежно-кредитная
политика в Японии
Обращаясь
к опыту японских экономистов в области
кредитно-денежного регулирования, необходимо
отметить следующие моменты, которые могли
бы быть полезны для решения наших проблем
в области кредитно-денежного регулирования.
Производственные корпорации в Японии
имели слабые финансовые возможности
в первые послевоенные десятилетия, поэтому
банковская система сыграла огромную
роль в формировании условий для ускоренного
роста промышленности в 50-е и 60-е годы.
Нужно отметить, что главной особенностью
функционирования банковской системы
в Японии в течение почти всего послевоенного
периода была высокая степень правительственного
контроля. Опираясь на такой инструмент,
как кредиты Центрального банка частному
финансовому сектору на льготных условия,
государственная бюрократия фактически
регулировала как процентные ставки, так
и направления кредитования, что позволяло
сравнительно успешно реализовывать государственные
приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма
такого регулирования лежали чрезвычайно
высокий спрос на деньги со стороны нефинансового
сектора и постоянное превышение размеров
кредитов над объемом средств на банковских
депозитах. В последующем постепенное
возрастание роли самофинансирования
и соответственно меньшая зависимость
промышленных корпораций от банковского
кредитования в итоге подорвали возможности
административного руководства со стороны
Центрального банка и стали одной из причин
либерализации кредитно-денежного рынка.
В
последние десять лет основной особенностью
современного японского рынка ссудных
капиталов была искусственная структура
и жесткое регулирование
Что касается инструментариев кредитно-денежной
политики Центрального банка, то такие
классические средства, как манипулирование
учетной ставкой и нормами резервов, а
также операциями на открытом рынке ценных
бумаг в Японии в течение нескольких послевоенных
десятилетий имели весьма малое значение,
уступая в этом качестве прямому количественному
рационированию кредита в условиях искусственно
заниженного уровня процента.
В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала. Все это говорит о качественной смене модели регулирования кредитно финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.
Рассмотрим конкретные цели и механизм кредитно-денежной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки -"своего рода искусственной селекции предприятий".Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления, перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному банку и правительству в приказном по сути порядке направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному рыночному процессу. "Именно способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы.
Информация о работе Опыт государственного регулирования рыночной экономики в Японии