Организационная культура и ее совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание

Организационная культура – это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход к решению проблем.

В своей работе я поставила цель раскрыть понятие организационной культуры как эффективного стратегического инструмента для управления персоналом, и пути усовершенствования организационной культуры в организации.

Содержание

Введение …….3

1.Введение в проблему изменения организационной культуры ……..5
1.1.1.Необходимость управления организационной культурой…….5

•1.2.Смысл организационной культуры ……..7

•1.3.Типология организационной культуры ........10
2. Особенности организационной культуры ……14

2.1. Критерии анализа и принципы организационной культуры..14

2.2. Структура организационной культуры ……16

3. Совершенствование организационной культуры ……19

3.1. Условия совершенствования организационной культуры ……19

3.2. Использование рамочной конструкции для диагностики и изменения организационной культуры. ……20

3.3. Пути совершенствования организационной культуры ……22

3.4. Изменение личности – ключ к изменению культуры. ……25

Заключение ……28

Приложения ……30

Список использованных источников ……36

Работа состоит из  1 файл

Организационная культура и ее совершенствование.docx

— 47.63 Кб (Скачать документ)

      При анализе организационной культуры следует выделить три основных момента:

    1. базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях; они нередко связаны с видением окружающей человека среды (группы, организации, общества и т.д.);
    2. ценности, которых может придерживаться человек: ценности ориентируют, какое поведение можно считать допустимым или недопустимым; принятая ценность позволяет человеку понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации;
    3. «символика», посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации, - специальные документы, в которых детально описаны ценностные ориентации, легенды и мифы.

      Зарубежные  и отечественные исследования по проблематике организационной культуры позволяют выделить ряд ценностных принципов:

    • ориентация на действия, достижение целей;
    • самостоятельность и предприимчивость (поощрение лидеров, новаторов);
    • производительность от человека (рядовой персонал рассматривается  как главный источник достижений в области качества и производительности);
    • простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;
    • одновременное сочетание свободы и жесткости в управлении (фирма предстает одновременно и централизованной, и децентрализованной).

      Выделяют  два аспекта организационной  культуры: объективный и субъективный. Объективный аспект обычно связывается  с физическим окружением, создаваемым  в организации (само здание, его дизайн, место расположения, оборудование, мебель, цвет и объем пространства, удобства и пр.). Субъективный аспект исходит из разделяемых работниками  образов, предположений, веры, ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами, ролями. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее «духовной части». Субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения, как общего, так и различий между людьми и между  организациями.

      Важным  аспектом организационной культуры является то,  что она разделяется  на ряд частных культур. В одной  организации может быть много  субкультур (уровней, подразделений).  
 
 

      2.2. Структура организационной культуры 

      Организационная культура складывается при формировании предприятия, учреждения. В момент создания и в первые годы жизни организации формируется та культура, которая изначально соответствовала представлениям его создателям. Далее культура развивается, наполняется более глубоким смыслом и принимается новыми сотрудниками. Решающий вклад в развитие организационной культуры вносит ее высшее руководство. В процессе развития организации, создание отделов можно говорить об организационной культуре подразделения.

      Существует  несколько уровней организационной  культуры. Она включает в себя миссию организации, ценности, цели, нормы, обычаи, ритуалы.

  • Миссия организации представляет набор концептуальных положений в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация. В данном случае миссию можно сравнить с религией организации. Каждый член организации должен представлять ту миссию, которую выполняет организация, что бы активнее организовать себя как личность. Организация, имеющая миссию, излучает жизненную силы и является источником колоссальной энергии. В ней рождается  энтузиазм, который распространяется на все уровни. Миссия должна быть четко сформулирована с привлечением персонала и открыто представлена всем участникам организационной деятельности. Именно на ее основе вырабатываются цели и критерии эффективности принимаемых решений.
  • Организационные ценности определяют, что считается важным в  данной организации. Они являются индикатором  организационной культуры и ключевой категорией, определяющей успех, удовлетворенность трудом и профессиональный престиж. Формирование любой организации начинается с определения базовых ценностей. Они призваны объединить идеи создателей организации с индивидуальными потребностями и интересами сотрудников. Среди ведущих индивидуальных ценностей выделяют уважение коллег, творческое удовлетворение, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, скромность, терпимость, инициативность, состязательность.
  • Цель – это желаемый результат, которого стремится добиться организация.
  • Нормы - это средства регуляции поведения индивидов и групп, общие правила, действующие непрерывно во времени и обязательны для всех;- это требование, предписание, пожелание и ожидание отличности определенного поведения. Нормативная сторона организационной культуры включает чрезвычайно широкий круг требований.
  • Обычай - устойчивая система норм поведения человека в различных сферах общественной жизни, прочно превратившаяся в привычку. Приняв форму определенного стереотипа поведения, обычаи регулируют поведение людей, нередко освобождая их от принятия самостоятельного решения.
  • Ритуал – это система символических поведенческих актов. При помощи различных ритуальных форм взаимодействия удается приобщить всех сотрудников к основным организационным ценностям и традициям, сформировать корпоративный дух и единство всего персонала. Ритуалы призваны обеспечить преемственность между различными поколениями в той или иной организации для передачи организационных традиций и накопленного опыта через символы.

      Кроме того, ритуалы часто становятся праздником, перерывом в потоке будней; праздником, который знакомит и приобщает  сотрудников к ценностям. Магическое воздействие ритуальной символике  оказывается сильнее прагматизма  и чисто рациональных установок. Вот почему к организации ритуалов нужно относиться  серьезно, не жалея  времени на их качественную подготовку.

  • Манера одеваться, стиль одежды является непременным атрибутом организационной культуры. Именно этому элементу организационной культуры уделяется большое внимание со стороны специалистов. Большинство организаций, добившихся успехов в своем деле, имеют униформу либо особые знаки принадлежности к ней.

      Все перечисленные элементы организационной  культуры стремятся к самовоспроизводству и сохраняют культуру как единое целое.

      3. Совершенствование организационной  культуры 

      3.1. Условия совершенствования организационной  культуры 

      Вырабатывая меры воздействия на организационную  культуру, исходят из основных принципов  ее формирования [П.2]. Индикаторами  необходимых перемен в организационной культуре являются увеличение текучести и абсентеизма, снижение производительности, возникновение конфликтов сотрудников с администрацией, организации с государственными органами и т.п.

      В результате анализа организационной  культуры могут быть выявлены следующие, стратегически важные критические  ситуации, когда организационная  культура не соответствует функциям структурных подразделений, функциональному  или морфологическому содержанию организации, структуре управления, стадии развития организации, стратегии организации. Каждая из критических ситуаций предполагает индивидуальный подход, сложный ряд взаимосвязанных выводов и решений.

      Успех организации предполагает высокую  степень совместимости и организационной  культуры. Чтобы достичь этого, выделяют следующие подходы:

    • игнорируется культура, препятствующая эффективному выполнению выбранной стратегии;
    • система управления подстраивается под существующую в организации культуру. Этот подход основан на признание имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и выработки альтернатив по «обходу» этих препятствий без внесения серьезных изменений саму стратегию [П.5]
    • делается попытка изменить культуру в соответствии с выбранной стратегией;
    • стратегия подстраивается под существующую культуру.

       Руководство организации может воздействовать  на развитие культуры  двумя способами[8]. Первый представляет собой как бы оценку сверху, которая должна вызвать энтузиазм у большинства членов организации. Это предполагает наличие искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит. Применение второго способа начинается с нижних уровней организации. Менеджеры должны отслеживать по всей организации, что в ней происходит, стараясь при этом шаг за шагом воздействовать на культуру организации, используя инструмент оценки организационной культуры (OCAI). Данный инструмент преследует цель результативной и тщательной диагностики именно тех важных аспектов организации, которые определяют фундамент ее культуры. Инструмент OCAI предназначен для оценки шести ключевых измерений организационной культуры. Выполнив оценку, можно получить картину того, каким образом работает организация и какими ценностями она характеризуется.  
 
 

      3.2. Использование рамочной конструкции  для диагностики и изменения  организационной культуры. 

      Организационная культура отличается исключительной широтой  и охватывает всю сферу деятельности организации. Она объединяет в себе сложный, внутренне связанный, исчерпывающий  и вместе с тем не вполне определенный набор факторов. Из этого следует, что при диагностике и оценке организационной культуры не исключается  возможность добавления любого фактора, имеющего отношение к делу. Релевантность  какого-то одного дополнительного элемента всегда можно аргументировать. Таким  образом, чтобы определить наиболее важные измерения, на которых следует  сосредоточить внимание, нам необходима приемлемая рамочная конструкция, некий  теоретический фундамент, позволяющий  сузить и четко сфокусировать  поиск ключевых измерений культуры.

      Использование рамочной конструкции  помогает диагностировать  и изменять на ранней стадии основы организационной культуры, которые  развиваются на протяжении жизненного цикла самих организаций и  под воздействием на них окружающей среды. Кроме того, каркас является удобным средством для установления в первом приближении направления  изменения этих основ. Каждый профиль  организационной культуры отражает ее основополагающие элементы, включая  стиль менеджмента, стратегические планы, нравственный климат, систему  вознаграждений, сущность объединяющих принципов, особенности лидерства  и базисные ценности организации. Таким  образом, для изменения культуры требуется  сначала их идентифицировать, а затем изменить. Задача идентификации  и генерирование альтернатив оказываются ключевой проблемой, с необходимостью решения которой сталкиваются люди, заинтересованные производить изменения в культуре.

        Что же именно нужно изменить  в организационной культуре и  как разработать стратегию по  инициированию ключевых элементов  этих перемен. Методика строится  на диалоге  между лицами, которым  поручается начать процесс изменений  и затем управлять ими. Обычно  в эту работу вовлекаются менеджеры,  близкие к высшему звену   управления, но в ней могут  принимать участие и члены  всех уровней.

      Поскольку культура  многих организаций неосознаваема ее носителями, то у большинства сотрудников наступают трудные времена, когда они пытаются идентифицировать или описать культуру собственной организации, не  говоря уже о том, чтобы пробовать в одиночку ее осознанно изменить. Возникает именно та ситуация, в которой инструмент оценки OCAI может оказаться особенно полезным. Он помогает  раскрыть или хотя бы поверхностно отобразить те аспекты культуры, которые иным способом не были бы идентифицированы или  четко обозначены членами организации. OCAI позволяет менеджеру или потенциальному агенту по изменению сказать членам организации следующее:

      Вот инструмент, который мы можем использовать для идентификации

    ключевых  характеристик нашей культуры. Он фокусирует внимание на шести элементах, показывающих, кто мы такие и каков  наш подход к сложным организационным  задачам. Этот инструмент позволяет  измерить, где наша организация находится  теперь, и определить, к чему мы хотим  ее привести. Мы можем использовать OCAI в качестве части систематического технологического приема, помогающего определить, какие критерии культуры иметь в виду в период проведения исследования. Он поможет нам также сформулировать повестку дня наших действий.[3]

      Процесс трансформации может быть проведен и начинающими, и опытными агентами по изменениям.  
 
 

      3.3. Пути совершенствования организационной  культуры 

      Предлагаемая  методика состоит из шести шагов  приема, соблюдение которых поможет  спланировать и реализовать действия по совершенствованию организационной  культуры. Назначение упомянутых шести  шагов состоит в том, чтобы  ускорить вовлечение людей в дело изменения культуры, минимизировать их сопротивление, разъяснить всем заинтересованным лицам, какими именно будут акценты  новой культуры, выявить, что же останется  в организации неизменным, и сконструировать  систему целенаправленных действий, осуществление которых с самого начала затронет движущие силы культурных изменений. 

Информация о работе Организационная культура и ее совершенствование