Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:32, реферат
Актуальность данной темы состоит в том, что реальные взаимоотношения в организации всегда намного глубже и сложнее той формальной структуры, в рамках которой они протекают.
Принято рассматривать три аспекта организационных взаимоотношений, между:
- людьми (равными или начальниками и подчиненными);
- подразделениями, выполняющими различные задания;
- людьми и их технологиями (например, системами, оборудованием, методами).
Каждый из этих трех аспектов можно рассматривать с трех принципиально различных точек зрения, а именно с позиции культуры организации - общепринятых правил и норм поведения, реагирования, оценки и мышления.
Например, фирма IBM в рамках организационной культуры использует следующие принципы при работе с персоналом:
Организации всегда будут добиваться стабильности и эффективности деятельности, если культура организации адекватна применяемой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) технологические процессы обеспечивают стабильность и эффективность организации, когда культура организации акцентирует внимание на централизации в принятии решений и сдерживает (ограничивает) индивидуальную инициативу. Нерегулярные (нерутинные) технологии эффективны, когда они заполняются культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль.
Сильная культура определяет последовательность поведения работников. Работники четко знают, какому поведению они должны следовать. Предсказуемость, упорядоченность и последовательность деятельности в организации формируются с помощью высокой формализации. Сильная культура достигает того же результата без ведения какой-либо документации и распределений. Более того, сильная культура может быть более эффективной, чем любой формальный структурный контроль. Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все будет в подсознании работника, принимающего культуру организации.
Культуру
организации можно
Цель подбора работников – выявить и принять в организацию людей со знаниями и навыками успешного выполнения соответствующей работы. Окончательный выбор кандидата определяется субъективной оценкой того, кто принимает решение, насколько данный кандидат будет отвечать требованиям организации. Эта субъективная оценка часто предопределяется культурой, существующей в организации.
Действия высших руководителей оказывают значительное влияние на организационную культуру. Их поведение и провозглашаемая ими стратегия организации устанавливают некие нормы, которые затем воспринимаются всей организацией.
Признаками, характеризующими организационной культуры руководителя, являются:
Социализация представляет
собой процесс адаптации новых членов
в организации, процесс восприятия ее
культуры. Нередко организационная культура
может служить более важным фактором предвидения
поведения организации, чем ее объективные
характеристики. Организация заинтересована
в восприятии культуры каждым ее сотрудником.
Социализация наиболее очевидна при поступлении
на работу нового сотрудника, когда его
информируют о том, как обстоят дела в
организации, каковы принятые в ней правила
и традиции. В некоторых случаях предлагается
формальная программа обучения с тем,
чтобы работники организации изучали
ее культуру.
1.4
Способы передачи культуры
В
дополнение к очевидной ориентации
и программам обучения культура передается
работникам и другими способами.
Самые эффективные – это
Информация содержит описание событий, связанных с образованием организации; ключевых решений, которые определяют стратегию организации в будущем; высшего звена управления. Она позволяет соизмерять прошлое с настоящим, обеспечивает объяснение текущей практической деятельности организации.
Традиции. Соблюдение сложившихся традиций является средством для передачи культуры, так как с традициями связаны главные ценности организации.
Символы. Дизайн и планировка территории и зданий, мебели, стиль руководства, одежда являются материальными символами, которые передаются работникам. Важна и степень равноправия в организации, обеспечиваемая высшим менеджментом, виды и типы поведения (т. е. рискованность, консерватизм, авторитарность, участие, индивидуализм, социальность), которые считаются приемлемыми.
Язык. Многие
организации и их подразделения используют
язык как способ идентификации членов
организации с ее культурой или субкультурой.
Изучая его, члены организации свидетельствуют
о своем принятии этой культуры и таким
путем помогают ее сохранять. Принятая
в организации терминология действует
как общий знаменатель, который объединяет
членов организации на основе признанной
культуры или субкультуры.
2.
Влияние культур на
организационное поведение
Влияние культуры на организационное поведение определяется, прежде всего, ее соответствием общей стратегии организации. Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации:
-
игнорируется культура, серьезным
образом препятствующая
-
система управления
-
делаются попытки изменить
- изменяется стратегия с целью ее подстраивания под существующую культуру.
В
целом можно выделить два пути
влияния организационной
Первый, как это было показано выше, - культура и поведение взаимно влияют друг на друга. Второй - культура влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.
Существуют различные подходы к выделению набора переменных, посредством которых прослеживается влияние культуры на организацию. Обычно эти переменные служат основой анкет и вопросников, которые используются для описания культуры той или иной организации [7, с. 61].
Набор
переменных, выбираемых руководством
для анализа организации, может
быть связан непосредственно с уровнем
организационного взаимодействия: организация
- внешняя среда; группа - группа; индивид
- организация. При этом для каждого
уровня (индивид, группа, организация)
могут измеряться как эффективность
их функционирования с точки зрения
интересов организации, так и
удовлетворенность. Кроме того, каждая
из указанных групп переменных может
рассматриваться во временном аспекте,
т.е. быть преимущественно
В. Сате выделил семь процессов, посредством которых культура влияет на организационную деятельность:
- кооперация между индивидами и частями организации;
- принятие решений;
- контроль;
- коммуникации;
- лояльность организации;
-
восприятие организационной
- оправдание своего поведения.
При этом первые три процесса корреспондируют с первым, поверхностным уровнем организационной культуры или образцами организационного поведения, а следующие четыре со вторым, внутренним уровнем, имеющим «ценностную» основу. От того, как эти процессы протекают, зависит эффективность функционирования организации.
Кооперацию
как образец поведения в
Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый набор базовых предположений и предпочтений. Так как организационная культура может способствовать сведению к минимуму разногласий, то процесс принятия решений становится более эффективным.
Сущность процесса контроля заключается в стимулировании действий в направлении достижения поставленных целей. В природе управления существуют три механизма контроля: рынок, администрирование, плановость. Обычно в организациях присутствуют все три механизма сразу, но в разной степени [8, с. 98].
При рыночном механизме контроля полагаются в основном на цены.
Лежащее
в основе этого предположение
заключается в том, что меняющиеся
цены и платежи должны стимулировать
необходимые изменения в
Административный механизм контроля строится на формальном авторитете. Сам процесс состоит в изменении правил и процедур посредством издания директив.
Информация о работе Организационная культура и её влияние на организационное поведение