Организационная культура и её влияние на организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:32, реферат

Описание

Актуальность данной темы состоит в том, что реальные взаимоотношения в организации всегда намного глубже и сложнее той формальной структуры, в рамках которой они протекают.
Принято рассматривать три аспекта организационных взаимоотношений, между:
- людьми (равными или начальниками и подчиненными);
- подразделениями, выполняющими различные задания;
- людьми и их технологиями (например, системами, оборудованием, методами).
Каждый из этих трех аспектов можно рассматривать с трех принципиально различных точек зрения, а именно с позиции культуры организации - общепринятых правил и норм поведения, реагирования, оценки и мышления.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по О.П..docx

— 61.11 Кб (Скачать документ)

    Например, фирма IBM в рамках организационной  культуры использует следующие принципы при работе с персоналом:

  • передача специалистам максимально необходимого набора полномочий (власти) для выполнения возложенных на них функций. Они несут всю полноту ответственности за свои действия по их осуществлению;
  • привлечение к работе специалистов высокого класса с достаточно независимым и самостоятельным складом мышления;
  • создание со стороны администрации приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности;
  • разделение (ОСУ) на ячейки, функционирование каждой из которых может автономно обеспечиваться одним человеком;
  • проведение постоянных институциональных (структурных) изменений. Одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается любая организационная система, является то, что в определенный момент времени она оказывается неспособной справиться с изменением рынка и соответственно вынужденной отказаться от устаревших структурных форм организации. Каждые несколько лет меняются структура организации, процедуры утверждения решений и т.д. При этом возможные негативные последствия реорганизаций ослабляются, как правило, в результате изменений отдельных функций не одновременно, а в разное время. Практика постоянной реорганизации, например в компании IBM, показывает, что выгоды, связанные с этой системой, огромны. Система позволяет перетасовывать структуру организации, усиливая ее или удаляя из нее лишнее, а также предоставляя возможность множеству людей расширить свой профессиональный опыт. Самое важное, что удается избавиться от “слипаний”, которые неизбежно накапливаются в любой организации, в том числе решить проблему выявления сотрудников, достигших уровня собственной некомпетентности, и обеспечить возникновение новых инициатив;
  • проведение опросов общественного мнения (обычно два раза в год);
  • формирование вознаграждений двумя составляющими – в форме фиксированного оклада и переменной части. Переменная часть представляет собой комиссионное вознаграждение в процентах от объема проданной фирмой IBM продукции и оказанных услуг, а также премию за достижение установленных ранее целей;
  • проведение политики гарантированной занятости. Умелое маневрирование кадровыми ресурсами (посредством ранних проводов работников на пенсию, постоянной переподготовки кадров и перераспределения рабочей силы между разными подразделениями, чтобы избежать необходимости увольнения);
  • стимулирование личной инициативы работников при решении общих задач и постоянство правил поведения в фирме;
  • доверие к отдельному работнику компании со стороны менеджеров;
  • развитие коллективных методов разрешения проблем, разделение успеха между работниками, интересными с точки зрения создания организационной среды, привлекающей в корпорацию лучших в своей профессии людей,
  • обеспечение свободы специалистам в определении путей достижения целей фирмы с учетом ее потенциала и в принятии соответствующих решений;
  • подбор новых менеджеров из числа работников компании, а не поиск их на стороне.
  • формирование предпринимательского климата через использование проектных групп в качестве основной структурной единицы компании. Эти группы, составленные из ученых, врачей и бизнесменов, возглавляются лидерами, ответственными за постановку целей и их достижение;
  • субсидирование фоновых обслуживающих подразделений – собственных и внешних (спортивные залы, дискотеки и др.).

    Организации всегда будут добиваться стабильности и эффективности деятельности, если культура организации адекватна  применяемой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) технологические  процессы обеспечивают стабильность и  эффективность организации, когда  культура организации акцентирует  внимание на централизации в принятии решений и сдерживает (ограничивает) индивидуальную инициативу. Нерегулярные (нерутинные) технологии эффективны, когда они заполняются культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль.

    Сильная культура определяет последовательность поведения работников. Работники  четко знают, какому поведению они  должны следовать. Предсказуемость, упорядоченность  и последовательность деятельности в организации формируются с  помощью высокой формализации. Сильная  культура достигает того же результата без ведения какой-либо документации и распределений. Более того, сильная  культура может быть более эффективной, чем любой формальный структурный  контроль. Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно  уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все будет  в подсознании работника, принимающего культуру организации.

    Культуру  организации можно рассматривать  как производную двух составляющих: 1) допущений и предпочтений тех, кто ее создал; 2) опыта, привнесенного  их последователями. Ее поддержание  на необходимом уровне непосредственно  зависит от подбора работников, действий высших руководителей и методов  социализации.

    Цель подбора работников – выявить и принять в организацию людей со знаниями и навыками успешного выполнения соответствующей работы. Окончательный выбор кандидата определяется субъективной оценкой того, кто принимает решение, насколько данный кандидат будет отвечать требованиям организации. Эта субъективная оценка часто предопределяется культурой, существующей в организации.

    Действия  высших руководителей оказывают значительное влияние на организационную культуру. Их поведение и провозглашаемая ими стратегия организации устанавливают некие нормы, которые затем воспринимаются всей организацией.

    Признаками, характеризующими организационной  культуры руководителя, являются:

    • пружинистая спортивная походка,
    • опрятный внешний вид,
    • современный стиль в одежде и внешности,
    • дружелюбное отношение к каждому работнику,
    • постоянно хорошее настроение,
    • искренняя посильная помощь работнику в семейных делах,
    • положительный имидж руководителя во внешней среде.

    Социализация представляет собой процесс адаптации новых членов в организации, процесс восприятия ее культуры. Нередко организационная культура может служить более важным фактором предвидения поведения организации, чем ее объективные характеристики. Организация заинтересована в восприятии культуры каждым ее сотрудником. Социализация наиболее очевидна при поступлении на работу нового сотрудника, когда его информируют о том, как обстоят дела в организации, каковы принятые в ней правила и традиции. В некоторых случаях предлагается формальная программа обучения с тем, чтобы работники организации изучали ее культуру. 

    1.4  Способы передачи культуры 

    В дополнение к очевидной ориентации и программам обучения культура передается работникам и другими способами. Самые эффективные – это информация, традиции, символы и язык.

    Информация содержит описание событий, связанных с образованием организации; ключевых решений, которые определяют стратегию организации в будущем; высшего звена управления. Она позволяет соизмерять прошлое с настоящим, обеспечивает объяснение текущей практической деятельности организации.

    Традиции. Соблюдение сложившихся традиций является средством для передачи культуры, так как с традициями связаны главные ценности организации.

    Символы. Дизайн и планировка территории и зданий, мебели, стиль руководства, одежда являются материальными символами, которые передаются работникам. Важна и степень равноправия в организации, обеспечиваемая высшим менеджментом, виды и типы поведения (т. е. рискованность, консерватизм, авторитарность, участие, индивидуализм, социальность), которые считаются приемлемыми.

    Язык. Многие организации и их подразделения используют язык как способ идентификации членов организации с ее культурой или субкультурой. Изучая его, члены организации свидетельствуют о своем принятии этой культуры и таким путем помогают ее сохранять. Принятая в организации терминология действует как общий знаменатель, который объединяет членов организации на основе признанной культуры или субкультуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Влияние культур на организационное поведение 

    Влияние культуры на организационное поведение  определяется, прежде всего, ее соответствием  общей стратегии организации. Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии  и культуры в организации:

    - игнорируется культура, серьезным  образом препятствующая эффективному  проведению в жизнь выбранной  стратегии;

    - система управления подстраивается  под существующую в организации  культуру. Этот подход строится  на признании имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения  желаемой стратегии, и выработке  альтернатив по «обходу» этих  препятствий без внесения серьезных  изменений в саму стратегию.  Так, при переходе от механистической  к органической схеме организации  на многих предприятиях долгое  время не удается изменить  организационную культуру. В этом  случае в решении проблемы  может помочь данный подход;

    - делаются попытки изменить культуру  таким образом, чтобы она подходила  для выбранной стратегии. Это  наиболее сложный подход, занимающий  много времени и требующий  значительных ресурсов. Однако бывают  такие ситуации, когда он может  быть главным для достижения  долговременного успеха фирмы;

    - изменяется стратегия с целью  ее подстраивания под существующую культуру.

    В целом можно выделить два пути влияния организационной культуры на жизнь организации.

    Первый, как это было показано выше, - культура и поведение взаимно влияют друг на друга. Второй - культура влияет не столько  на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.

    Существуют  различные подходы к выделению  набора переменных, посредством которых  прослеживается влияние культуры на организацию. Обычно эти переменные служат основой анкет и вопросников, которые используются для описания культуры той или иной организации [7, с. 61].

    Набор переменных, выбираемых руководством для анализа организации, может  быть связан непосредственно с уровнем  организационного взаимодействия: организация - внешняя среда; группа - группа; индивид - организация. При этом для каждого  уровня (индивид, группа, организация) могут измеряться как эффективность  их функционирования с точки зрения интересов организации, так и  удовлетворенность. Кроме того, каждая из указанных групп переменных может  рассматриваться во временном аспекте, т.е. быть преимущественно ориентированной  на краткосрочную или долгосрочную перспективу.

    В. Сате выделил семь процессов, посредством которых культура влияет на организационную деятельность:

    - кооперация между индивидами  и частями организации;

    - принятие решений;

    - контроль;

    - коммуникации;

    - лояльность организации;

    - восприятие организационной среды;

    - оправдание своего поведения.

    При этом первые три процесса корреспондируют  с первым, поверхностным уровнем  организационной культуры или образцами  организационного поведения, а следующие  четыре со вторым, внутренним уровнем, имеющим «ценностную» основу. От того, как эти процессы протекают, зависит  эффективность функционирования организации.

    Кооперацию  как образец поведения в организации  нельзя установить только с помощью  формальных управленческих мер, так  как нельзя предусмотреть все  возможные случаи. Насколько действительно  люди кооперируются в организации, зависит от разделяемых ими предположений  в этой области. В одних организациях высшей ценностью является групповая  работа, в других - внутренняя конкуренция. Говоря другими словами, все зависит  от того, какая философия преобладает: индивидуалистская или коллективистская.

    Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования  и ценности, формирующие у членов организации устойчивый набор базовых  предположений и предпочтений. Так  как организационная культура может  способствовать сведению к минимуму разногласий, то процесс принятия решений  становится более эффективным.

    Сущность  процесса контроля заключается в  стимулировании действий в направлении  достижения поставленных целей. В природе  управления существуют три механизма  контроля: рынок, администрирование, плановость. Обычно в организациях присутствуют все три механизма сразу, но в  разной степени [8, с. 98].

    При рыночном механизме контроля полагаются в основном на цены.

    Лежащее в основе этого предположение  заключается в том, что меняющиеся цены и платежи должны стимулировать  необходимые изменения в организации.

    Административный  механизм контроля строится на формальном авторитете. Сам процесс состоит  в изменении правил и процедур посредством издания директив.

Информация о работе Организационная культура и её влияние на организационное поведение