Организационная структура системы управления персоналом

Автор работы: z*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание

Эффективное управление организацией или предприятием невозможно без создания внутри него такой атмосферы, когда весь персонал заинтересован в достижении общей цели, каждый ощущает свою личную причастность к победам и поражениям коллектива. Сегодня успех или неудача в бизнесе во многом зависят от творческой активности работников организации, их готовности взять на себя ответственность за принимаемые решения. Необходимо понимание того, что общий высокий уровень управления может сложиться только в том случае, если каждый будет работать, максимально реализуя свой потенциал.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....3
1. Персонал предприятия как объект управления
1.1. Эволюция от «Рабочей силы» к персоналу………………….......................4
1.2. Понятие «персонал» и его структура……………………………………...10
1.3. Персонал как особый объект управления………………………………....11
1.4. Принципы работы с персоналом…………………………………………..16
2. Место, роль управления персоналом в системе управления предприятием
2.1. Основные концепции управления персоналом………………………..….18
2.2. Взаимосвязь подсистем работы с персоналом…………………………....20
3. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом
3.1. Основные субъекты управления персоналом на предприятии…………..21
3.2. Проблемы развития кадровых служб отечественных предприятий……..23
3.3. Задачи и функции кадровых служб……………………………………......26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА2011.doc

— 353.50 Кб (Скачать документ)
 
Кафедра "Экономика и Менеджмент" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  учебной дисциплине "Основы Менеджмента"

на  тему: "Организационная структура системы управления персоналом "  
 
 
 
 
 

          
          
          
          
          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение  ……………………………………………………………………….....3

1. Персонал предприятия  как объект управления

1.1. Эволюция  от «Рабочей силы» к персоналу………………….......................4

1.2. Понятие  «персонал» и его структура……………………………………...10

1.3. Персонал  как особый объект управления………………………………....11

1.4. Принципы  работы с персоналом…………………………………………..16

2. Место, роль управления  персоналом в системе  управления     предприятием

2.1. Основные концепции управления персоналом………………………..….18

2.2. Взаимосвязь подсистем работы с персоналом…………………………....20

3. Функциональное разделение  труда и организационная  структура службы  управления персоналом

3.1. Основные  субъекты управления персоналом  на предприятии…………..21

3.2. Проблемы  развития кадровых служб отечественных  предприятий……..23

3.3. Задачи  и функции кадровых служб……………………………………......26

Заключение……………………………………………………………………….36

Список  используемой литературы……………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение           

Эффективное управление организацией или предприятием невозможно без создания внутри него такой атмосферы, когда весь персонал заинтересован в достижении общей цели, каждый ощущает свою личную причастность к победам и поражениям коллектива. Сегодня успех или неудача в бизнесе во многом зависят от творческой активности работников организации, их готовности взять на себя ответственность за принимаемые решения. Необходимо понимание того, что общий высокий уровень управления может сложиться только в том случае, если каждый будет работать, максимально реализуя свой потенциал.

     Проблема  человеческого фактора обсуждается на самых разных уровнях, включая правительственный уровень, в большинстве стран мира. На поиск путей ее решения направлены усилия, как теоретиков менеджмента, так и многих практиков. Сегодня теоретический менеджмент в качестве научной дисциплины, имея в своем арсенале все необходимые методы планирования и организации труда, нацелен на поиск практических методов и механизмов эффективного управления персоналом. Основная цель – обеспечение максимально высокого уровня эффективности труда. Пока конкретных путей решения этой задачи не найдено. Важно заметить, что управление людьми в организациях в большей степени строится не на знании, не на основе эффективного способа управления, а на интуиции и личном опыте руководителя. В связи с этим, управление персоналом до сих пор является скорее искусством, чем наукой.

     С одной стороны, именно теоретический менеджмент, опирающийся, в первую очередь, на теорию, и уж затем на ее практическое обоснование, может помочь исправить  положение в области  управления персоналом. В то же время попытки применения сугубо теоретических концепций, не подтвержденных практикой, обречены на провал. Таким образом, необходим синтез теоретических знаний и практического применения концепций управления персоналом.

     Современные проблемы в организации работы с человеческими ресурсами, в управлении персоналом требуют своего решения, адаптации зарубежного опыта, накопленного в данных сферах, к российским условиям.

     Таким образом, образование  в области управления персоналом оказывает  огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом – это подготовка эффективного руководителя.

     Трудовая  деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.

     Можно заметить, что управление персоналом тесно переплетается с такими науками, как: физиология, социология и психология труда, эргономика, наука о безопасности труда, трудовое право, экономика труда, нормирование труда. 

     1. Персонал предприятия  как объект управления

    1.1 Эволюция от «Рабочей  силы» к «Персоналу» 

     Российские  ученые до сих пор используют различные  понятия – «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «кадры», «персонал».

     Традиционным  термином при исследовании роли человека в сфере производства в советской  экономической науке было понятие «рабочая сила» – «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости».

     Для анализа современных процессов  в сфере труда данная формулировка недостаточна. В современном менеджменте способности работника рассматриваются не как нечто фиксированное, а как постоянно развивающаяся величина, обновляющаяся в соответствии с требованиями производства.

     Понятие «трудовые ресурсы» впервые введено академиком С.Г. Струмилиным в 1922. и являлось планово-учетной категорией, характеризующей часть населения, находящуюся в трудоспособном возрасте. В качестве экономической категории это понятие означало часть населения, обладающую необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями.

     Е.В. Касимовский: «Трудовые ресурсы – определенная совокупность трудоспособного населения, участвующего в общественном производстве». При таком подходе трудовые ресурсы являются пассивными объектами управления, не проявляющими творчества, инициативы, мотивов, интересов и пр.

     В 50-е – 60-е годы появляется новое понятие «человеческий капитал». Развитие теории «человеческого капитала» отражено в работах С. Кузнеца, Т. Шульца, Г. Беккера и других экономистов. Г. Беккер определил понятие «человеческий капитал» как «комплекс приобретенных и унаследованных качеств – образование, знания, полученные на рабочем месте, здоровье и другие, которые могут быть использованы в течение определенного времени для производства товаров и услуг». Затраты в данной теории – своего рода капитальные вложения, которые позволяют индивиду, фирме, обществу достигать определенных экономических результатов, производить товары и услуги, получать более высокие денежные доходы и т.п. Эти затраты называются инвестициями в человеческий капитал. В зависимости от субъектов инвестирования можно выделить группы: 1) индивидуальные вложения; 2) семейные инвестиции; 3) инвестиции фирм и организаций. Руководители преуспевающих компаний стали понимать, что выгодно вложить деньги в человека, увеличивая, таким образом, конкурентную способность своей фирмы на рынке и создавая человеческий капитал. Суть теории человеческого капитала: исследование взаимосвязи между инвестициями в человеческий фактор и доходами. Сложность широкого практического применения данной теории возникла из-за трудностей в определении «инвентарной стоимости работника». При этом ученые считают, что продуктивность человека определяется не столько затратами на его обучение, сколько природными способностями самого человека. Именно природные способности рассматривают как стартовый человеческий ресурс, который можно значительно увеличить благодаря инвестициям в обучение и воспитание. Теория человеческого капитала сформулировала идею о существовании ценности человеческих ресурсов в организации.

     Понятие «человеческий фактор» стало активно использоваться с 60-х гг. и означает «систему взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев, групп, деятельность и взаимодействие которых обеспечивает прогрессивное развитие общества». Иными словами, данное понятие характеризует многообразие качеств субъекта, проявляющихся в процессе его трудовой деятельности и обеспечивающих развитие организации и общества в целом. По сравнению с предыдущими понятиями оно более современно.

     Следом  появилось понятие «трудовой потенциал», которое характеризует не только возможности человека, но и наличие у него определенных созидательных способностей, реализуемых им при необходимости. Это целостное выражение совокупных возможностей работника, коллектива для решения новых стратегических задач организации.

     С середины 1980-х годов используется термин «человеческие ресурсы» Само понятие «ресурсы» происходит от французского слова, в переводе означающего запасы, средства, источники чего-либо, которые можно использовать для получения дохода. Под экономическими ресурсами понимают ресурсы, используемые для производства экономических благ. Традиционно ресурсы в экономической науке классифицируют, как: природные, трудовые, финансовые, информационные. Экономические ресурсы обладают общими и специфическими свойствами. Общие свойства ресурсов: 1) Ограниченность их количества, поэтому одной из основных проблем экономики является поиск путей эффективного использования ресурсов для удовлетворения потребностей; 2) ресурсы являются слагаемыми полезности и стоимости продукции, принося владельцу определенный доход – ренту, проценты, заработная плата; 3) ресурсы изнашиваются, поэтому нуждаются в расходах на «ремонт», обновление, развитие. Отличительная особенность человеческих ресурсов: 1) люди наделены интеллектом, поэтому участвуют в производственном процессе не механически, а сознательно и эмоционально; 2) продуктивность творческих, предпринимательских и иных способностей человека не имеет видимых пределов, поэтому в человеческих ресурсах скрыты наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования организации; 3) личная мотивация людей толкает их на постоянное усовершенствование, повышение квалификации, ожидая при этом помощи со стороны организации.

     Управление  мотивацией работников – ключевая задача менеджмента; воспроизводство человеческих ресурсов носит долговременный характер, так как трудовая жизнь длится несколько десятилетий. Человеческие ресурсы приводят в движение и организуют взаимодействие остальных ресурсов.

     В последние годы все чаще используются понятия «кадры» и «персонал».

     Кадры – основной состав работников предприятия, к ним не относят внештатных сотрудников, совместителей, временных работников. Данная категория характеризует совокупность работников, объединенных в коллектив для совместного достижения общих целей организации.

     Персонал  – весь личный состав работников, включая постоянных и временных, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором о найме. Часто синонимично используется с понятием «кадры». В управленческой науке персонал характеризуется как социально-экономическая категория, выражающая социальную общность работников конфетного предприятия. В этом понятии скрыто акцентированное внимание на роли личности в социально-экономической системе.

     В зарубежной практике термин «персонал» используется по отношению к небольшим  фирмам.

     Управление  персоналом организации – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепций и стратегий кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

     Повышение роли персонала и изменение отношения  к нему связано с изменениями  в производстве. Традиционная конвейерная  технология стремилась свести к минимуму возможности вмешательства человека в технологические процессы, сделать их независимыми от квалификации рабочей силы.

     Постепенное увеличение роли наукоемкого производства, внедрение робототехники, гибких производственных комплексов, основанных на компьютерной технике и современных средствах связи привело к сокращению персонала, повышению удельного веса специалистов, рабочих высокой квалификации. Роль навыков физического манипулирования при этом падает и возрастает значение концептуальных навыков. Особое значение приобретают внимательность и ответственность, навыки устной и письменной коммуникации

     Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Включает в себя: разработку методологии управления; формирование системы управления персоналом; разработку технологии управления персоналом.

Информация о работе Организационная структура системы управления персоналом