Автор работы: z*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:06, курсовая работа
Эффективное управление организацией или предприятием невозможно без создания внутри него такой атмосферы, когда весь персонал заинтересован в достижении общей цели, каждый ощущает свою личную причастность к победам и поражениям коллектива. Сегодня успех или неудача в бизнесе во многом зависят от творческой активности работников организации, их готовности взять на себя ответственность за принимаемые решения. Необходимо понимание того, что общий высокий уровень управления может сложиться только в том случае, если каждый будет работать, максимально реализуя свой потенциал.
Введение ……………………………………………………………………….....3
1. Персонал предприятия как объект управления
1.1. Эволюция от «Рабочей силы» к персоналу………………….......................4
1.2. Понятие «персонал» и его структура……………………………………...10
1.3. Персонал как особый объект управления………………………………....11
1.4. Принципы работы с персоналом…………………………………………..16
2. Место, роль управления персоналом в системе управления предприятием
2.1. Основные концепции управления персоналом………………………..….18
2.2. Взаимосвязь подсистем работы с персоналом…………………………....20
3. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом
3.1. Основные субъекты управления персоналом на предприятии…………..21
3.2. Проблемы развития кадровых служб отечественных предприятий……..23
3.3. Задачи и функции кадровых служб……………………………………......26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………38
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
Система управления персоналом – формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Технология управления персоналом – организация найма, отбора, приема персонала, его деловой оценки, профориентации и адаптации, обучение, управление его деловой карьерой, мотивация и организация труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и пр.
Основу концепции управления персоналом в организации составляет роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачей организации.
3 фактора воздействия на людей в организации:
1) иерархическая структура организации, в которой основным средством воздействия являются отношения власти-подчинения, давление на человека сверху за счет принуждения и контроля над распределением материальных благ;
2) культура – вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, регламентирующие действия личности;
3) рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности.
При
переходе к рынку происходит медленный
отход от иерархического управления,
системы административного
Необходимо
повернуть сознание работающего
к потребителю, а не к начальству,
к прибыли, к инициативе, тогда
иерархия отойдет, уступая место
культуре и рынку. Задачи новых служб
управления персоналом – реализация кадровой
политики и координация деятельности
по управлению трудовыми ресурсами в организации.
1.2
Понятие «персонал»
и его структура
Классификация персонала по категориям «Персонал» объединяет составные части трудового коллектива организации. К персоналу мы относим всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия «кадры», «работники», «персонал» идентичны, если за основу принять данное нами определение. В дальнейшем мы будем пользоваться термином «персонал», используемым в государственном образовательном стандарте и наиболее принятым в отечественной и зарубежной практике.
Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части: основной персонал – рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия; вспомогательный персонал – рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.
Результатом
труда производственного
Служащие, или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты.
Принципиальное
отличие руководителей от специалистов
заключается в юридическом
1.3
Персонал как особый
объект управления
Может рассматриваться на трех уровнях: личность, коллектив как социальная организация и группы. В соответствии с этим в функции управления персоналом можно выделить три составляющие;
- Управление личностью предполагает целенаправленное развитие индивидуальных свойств и качеств работника, а также учет психофизиологических свойств индивида.
- Управление трудовым коллективом как социальной организацией, т.е. целенаправленное влияние на всю совокупность социальных отношений;
- Управление группами, т.е. воздействие на работников, как на формальном, так и на неформальном уровне. Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимосвязи деятельности работников благодаря общим целям, что характеризует их как коллектив.
Объект управления персоналом имеет ряд особенностей:
– саморазвитие;
– старение и естественное выбытие;
– отсутствие возможности «складирования»
– «Образование не достигает точки насыщения»;
– наличие внутренних мотиваций;
– сочетание формальных и неформальных отношений.
Объекты
системы находятся в постоянной
связи друг другом. В результате
возникают различные процессы движения
кадров как внутри предприятия, так
и за его пределами. К числу
таких процессов относятся
Применительно к отдельному работнику отношения с вышестоящим руководителем возникают по ряду функции. Но, как правило, только по ограниченному их кругу одновременно, поэтому отношения «руководитель – подчиненный» без связи с отношениями с другими членами коллектива не могут дать целостной картины управления.
Главная цель включения человека в состав персонала организации – использование его способностей в процессе труда для получения конкретно-значимого для организации результата. Поэтому целесообразно в системе управления персоналом выделить целевые объекты:
Таблица 1
Целевой объект управления персоналом | Показатели | Обстоятельства, влияющие на изменение объекта |
Результативность труда | Объем функций
Производительность труда Доход от деятельности Выполнение норм выработки Количество произведенной продукции Эффективность труда |
Кооперация
труда, коллективный характер труда
Разнонапряженность видов труда Динамичность
внешней и Необходимость учета сложности труда Проблема нормирования труда Прогнозирование поведения и трудовой деятельности персонала Увеличение расходов на персонал Необходимость
длительного закрепления Необходимость учета лмчностных качеств персонала |
Трудовое поведение | Действия в
процессе труда
Творческая активность Экономия сырья и материалов Стиль и характер взаимоотношений в коллективе, с клиентами Степень реализации профессионально-важных и личностных качеств | |
Отношение к труду | Тип мотивации
работника к труду
Удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности Степень развитости профессионально-важных и личностных качеств с точки зрения стратегии развития организации Лояльность и приверженность организации |
Использование результативности труда как объекта управления обусловлено рядом позиций
1.
Должны быть четко определены
критерии результативности и
их количественное выражение
в экономических показателях,
основой чего служат чаще
2.
Должна быть установлена
3.
Использование
4.
Результативность многих видов
труда проявляется лишь по
истечении определенного
5.
Ориентация на
6.
Достижение одного и того же
результата возможно
Выделение результативности в качестве целевого объекта управления персоналом в организации означает:
– при планировании потребности в персонале, – сколько и каких работников нужно предприятию для достижения необходимых экономических результатов;
– при отборе персонала учитываются способности кандидата производить необходимый объем продукции
– при адаптации – основной является успешность именно профессиональной адаптации. Стимулирование будет тесно увязано с количеством труда работника и объемом произведенной продукции;
– при развитии персонала, – какие качества следует развивать для повышения результативности;
Информация о работе Организационная структура системы управления персоналом