Автор работы: z*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:06, курсовая работа
Эффективное управление организацией или предприятием невозможно без создания внутри него такой атмосферы, когда весь персонал заинтересован в достижении общей цели, каждый ощущает свою личную причастность к победам и поражениям коллектива. Сегодня успех или неудача в бизнесе во многом зависят от творческой активности работников организации, их готовности взять на себя ответственность за принимаемые решения. Необходимо понимание того, что общий высокий уровень управления может сложиться только в том случае, если каждый будет работать, максимально реализуя свой потенциал.
Введение ……………………………………………………………………….....3
1. Персонал предприятия как объект управления
1.1. Эволюция от «Рабочей силы» к персоналу………………….......................4
1.2. Понятие «персонал» и его структура……………………………………...10
1.3. Персонал как особый объект управления………………………………....11
1.4. Принципы работы с персоналом…………………………………………..16
2. Место, роль управления персоналом в системе управления предприятием
2.1. Основные концепции управления персоналом………………………..….18
2.2. Взаимосвязь подсистем работы с персоналом…………………………....20
3. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом
3.1. Основные субъекты управления персоналом на предприятии…………..21
3.2. Проблемы развития кадровых служб отечественных предприятий……..23
3.3. Задачи и функции кадровых служб……………………………………......26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………38
3.1 Основные субъекты управления персоналом на предприятии
Управление человеческими ресурсами рассматривается, как и любой другой аспект управления и является неотъемлемой частью общего менеджмента. Роль специалиста в данном случае сводится к тому, чтобы нанять нужное число людей с соответствующими навыками по нужной цене, поддерживая других менеджеров и их направления.
Данного взгляда на различия между управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами придерживаются большинство ученых западной школы менеджмента. Тем не менее, эти два вида управления тесно взаимосвязаны и перекликаются.
В структуре любого предприятия должна предусматриваться служба по управлению персоналом, которая отвечает за все стороны работы с людьми. Основной специфической особенностью современной службы персонала является ее многофункциональность, т.е. работа, как с человеческими ресурсами, так и непосредственно с персоналом.
Обычно за управление людьми в организации отвечает специалист – менеджер по персоналу, который в идеале должен обладать комплексом теоретических знаний, способностями и навыками общения с людьми. Менеджер по персоналу относится к управляющим высшего ранга и является помощником и консультантом Генерального директора или Президента в вопросах развития персонала, его квалификации, переквалификации, управления человеческими ресурсами, мониторинга и контроля над деятельностью персонала. Кроме этого, к сфере компетенции менеджера по персоналу относятся все вопросы, связанные с управлением людьми, психологическим климатом коллектива, подбором кадров и продвижением по службе.
Управление персоналом никогда полностью не совпадает с интересами менеджмента, что означает постоянное балансирование между менеджментом и работниками, связывая и примиряя интересы и тех, и других.
Например, в Великобритании управление персоналом осуществляется обычно не одним человеком, а группой, причем существуют несколько различных должностей и званий в Институте Управления Персоналом, который присуждает следующие квалификации:
- менеджер по персоналу;
- служащий по работе с персоналом;
- менеджер по взаимоотношениям сотрудников;
- менеджер по обучению, повышению квалификации и развитию;
- менеджеры и служащие по отбору и набору персонала.
Работники
функционируют внутри
организации, которая
не может рассматриваться
изолированно, без
учета воздействия
на нее внешних факторов.
На жизнедеятельность
организации, а следовательно
и на ее персонал, оказывает
влияние внешняя среда
организации – бизнес-среда.
Поэтому при управлении
персоналом необходимо
учитывать и данное
воздействие, а иногда
для повышения эффективности
работы персонала и
управлять факторами
внешней среды.
3.2 Проблемы развития кадровых служб отечественных предприятий
Служба управления персоналом – это структурное подразделение аппарата управления организацией, призванное осуществлять весь комплекс работ по разработке системы мер, связанных с эффективным управлением персоналом.
В
советский период за работу с кадрами
отвечали отделы кадров которые имелись
практически во всех организациях.
Однако их функции заметно отличались
от того, чем занимались отделы с тем
же названием в странах с рыночной экономикой.
Три фактора общественной жизни того периода
определили эту специфику – централизованное
руководство народным хозяйством, политизация
экономики и тоталитарная идеология. Идея
основателя Советского государства –
Ленина – заключалась в том, чтобы национализировать
всю экономику страны и управлять ею из
центра как единой фабрикой. При таком
сценарии экономические организации теряют
самостоятельность, а вместе с ней и необходимость
выполнять некоторые свойственные им
в рыночной экономике функции. Так, предприятиям
не нужно вести переговоры с профсоюзами
о заработной плате, продолжительности
рабочей недели, оплачиваемом отпуске,
медицинском обслуживании и т.п., – все
это определяется в масштабах государства
и является обязательным для всех. То же
самое происходит в отношении приема на
работу, повышения квалификации и т.д.
Важнейшая для всякой организации и общества
в целом функция подготовки резерва выполнялась
политической организацией – КПСС. Главный
критерий отбора – лояльность к существующему
строю и т.д.
Таблица 3 Эволюция позиций службы персонала в организациях
а) Отдел кадров | ||
Достоинства | Ограничения | |
– Наличие жестко выстроенной идеологической составляющей в обществе | – Формирование и реализация подхода «среднестатистического» работника. Исполнительская позиция кадровых служб | |
– Наличие готовых технических схем, алгоритмов, нормативов работы с кадрами на предприятиях, закрепленных в государственных законодательных и нормативных документах – Наличие правил определения суммы затрат на работу с кадрами в зависимости от их численности – Выстроенная разветвленная система решения социально-бытовых вопросов рабочих кадров | – Отсутствие активности в выработке технических приемов работы с кадрами, учитывающих специфику внутренней среды • предприятия – Преобладание количественного подхода в вопросах кадровой политики – Формирование иждивенческой, потребительской позиции у работающих | |
б) Управление персоналом | ||
–
Наличие разработанных
или адаптированных
технологий
бизнес-процессов управления персоналом
на конкретном предприятии с учетом его
специфики
– Глубокое погружение в специальные области человековедения – Возрастание роли службы как консультанта и эксперта в вопросах работы с персоналом – Усиление взаимодействия с линейными руководителями, учет особенностей конкретного подразделения и работника |
–
Недостаточное количество
бизнес-школ, занимающихся
образованием HR-менеджеров
– Ограниченный временной ресурс и несформированный навык работы в человековедческих областях знания – Высокие требования прежде всего к личности руководителя службы персонала – Возможность конфликтных ситуаций между службой персонала и линейными руководителями | |
в) Служба персонала как стратегический партнер – управление человеческими ресурсами | ||
– Наличие
системного подхода
к управлению
персоналом с учетом стратегических целей
компании. Определенность содержания
работы
– Возможность быстрого реагирования на изменившиеся внешние и внутренние условия существования организации – Повышение экономической целесообразности вложений в человеческий ресурс – Личностное и профессиональное взаимодействие с руководителями компании, учет их особенностей – Ориентация кадровой политики на стратегию развития организации |
– Сложность
реализации системного
подхода с учетом
разных управленческих уровней и раз-
ной управленческой культуры – Сложность управления изменениями в организациях с большим количественным составом персонала – Серьезные финансовые вложения без очевидного сиюминутного возврата – Высокая степень моральной, психологической и профессиональной нагрузки, опасность эмоционального «сгорания» |
По
мере выхода экономики страны из кризиса
работа кадровых служб организации
стала критическим фактором, в
том числе и для
Кадровые службы не выполняют многие функции, поэтому их работа в большинстве организаций не соответствует потребностям новых экономических отношений.
Многие
организации недооценивают
Во многих кадровых службах работают прекрасные люди, но они не имеют необходимой подготовки для работы с персоналом.
Все
эти недостатки ставят перед каждой
организацией, государственным органом,
местным органом самоуправления
важнейшую задачу – реформирование
работы с персоналом. Роль этой работы
еще более возрастает, в связи переходом
от устойчивого во времени дефицита рабочей
силы к ее избытку. Уменьшение численности
персонала должно быть компенсировано
более высокой квалификацией работников.
Это означает возрастание ответственности
служб по управлению персоналом в выборе
путей квалификационного роста работников
и стимулирования их труда. Таким образом,
преобразования в сфере управления персоналом
влекут за собой расширение функциональных
обязанностей работников, занятых кадрами
на предприятии. Новый круг обязанностей
не вписывается в рамки традиционного
отдела кадров. Его деятельность ограничивается
выполнением функции учета, а также решением
вопросов приема и увольнения работников,
оформления кадровой документации. На
предприятии отсутствует комплексная
система работы с персоналом, практически
не рассматриваются вопросы повышения
качества персонала, изучения способностей
и склонностей работников, перспективы
развития, кадрового потенциала.
3.3
Задачи и функции кадровых
служб
В настоящий момент функции управления персоналом распределяются на предприятии между различными отделами: отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел подготовки кадров, отдел организации труда и т.д. Как правило, эти отделы иерархически подчинены разным службам. Таким образом, эффективность системы управления персоналом снижается за счет большого количества согласований в процессе принятия решений. Выходом из сложившейся ситуации может служить организация единой службы по управлению персоналом или отдела по управлению персоналом с широким набором функций.
В
наиболее сложный период экономического
кризиса численность сотрудников специализированных
служб, обеспечивающих работу с персоналом
в организациях страны, резко сократилось.
Практически полностью ликвидированы
отделы труда и заработной платы, научной
организации труда, бюро нормирования
труда, учебные подразделения. В настоящее
время практически не осталось ни одной
социологической службы или лаборатории.
Рис.
2 Структура кадровой службы промышленного
предприятия
В условиях рынка деятельность кадровой службы стала более цивилизованной и результативной Ее роль значительно возросла.
Таблица 4 Задачи и участие кадровых служб в решении проблем управления персоналом
Кадровые задачи, за которые руководящие кадры отвечают непосредственно | Задачи отдела кадровых служб | |||
Планирование | Консультирование | Участие | Осуществление | |
– Планирование потребности в персонале, привлечение и набор персонала | Д | Д | Д | Д |
– Условия
принятия на работу
, интегрирование новых сотрудников, оценка испытательного срока |
Д | Д | Д | Д |
– Согласование
целей работы беседы с работниками |
Д | Д | - | Д |
– Оценка возможностей и меры по развитию руководящих кадров | Д | Д | - | Д |
– Профессиональное стимулирование | Д | Д | Д | Д |
– Использование систем затрат и стимулирования для сотрудников без тарифного договора | Д | Д | Д | Д |
– Соблюдение форм сотрудничества, ориентированного на удовлетворение потребностей клиентов | Д | Д | - | - |
– Организационные вопросы | Д | Д | Д | Д |
– Сотрудничество с представителями работников | - | Д | Д | Д |
Произошло
это вследствие изменения политико-
Во-первых,
работать приходится в новой атмосфере,
для которой характерна жесткая
конкуренция во всех ее проявлениях,
в том числе в борьбе за качество
и профессионализм рабочей
Во-вторых, условия деятельности любой организации все настойчивее будут диктоваться рынком, а конъюнктура рынка предъявит к персоналу много новых, неведомых нам ранее требований, среди которых – быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя, умение приспосабливаться к частым изменениям структуры производства и функциональных обязанностей, психологическая устойчивость при отсутствии гарантий на «светлое будущее» и т.п.
В-третьих, высокий динамизм коммерческой деятельности заставит каждого работника постоянно заботиться о повышении своей квалификации, а учеба персонала в условиях рыночной экономики будет существенно отличаться от подготовки кадров в бывших отраслевых институтах повышения квалификации и ПТУ
В-четвертых,
значительно усложнилась
В-пятых, все эти проблемы приходится решать на фоне политической нестабильности и масштабной безработицы, которые оказывают все возрастающее давление на трудовые коллективы.
Можно однозначно утверждать, что без специальной службы управления персоналом администрация предприятия не справится с этими задачами.
Роль службы управления персоналом в организации:
Таблица 5 Интересы службы управления персоналом
Функции УП | Интересы службы УП |
Разработка и реализация стратегии и политики УП | – выполнение полного объема функций УП, – контроль за процессом управления персоналом в организации и др |
Отбор персонала | – обеспечение организации кадрами с определенными характеристиками, – разработка и реализация программ приемочных испытаний с учетом специфики организации и др |
Адаптация | – быстрое и качественное включение работника в деятельность организации и др |
Стимулирование труда | – разработка системы стимулирования работников, удовлетворяющей специфике организации, – получение наибольшей эффективности от деятельности персонала организации и др |
Планирование численности | – соблюдение баланса работников и рабочих мест в организации и др |
Мотивация | – доведение целей организации до персонала, – мотивированный для организации персонал и др |
Развитие персонала | – своевременное повышение профессионального уровня работников и др |
Трудовые перемещения | – разработка индивидуальных планов карьеры для планирования деятельности организации, – соблюдение баланса работников и рабочих мест, – предотвращение массового высвобождения и др |
Высвобождение | – реагирование на изменения окружающей среды, – соблюдение баланса работников и рабочих мест, – соблюдение трудового законодательства и др |
Организация труда | – формирование отношения к труду в организации, – регулирование степени конфликтности в коллективе, – формирование чувства справедливости и др |
Оценка персонала | – информирование коллективов о результатах деятельности, – повышение заинтересованности работников в делах организации, – объективное вознаграждение работников по результатам деятельности и др |
Социальные программы | – надежная правовая основа взаимодействия персонала и администрации, – спокойствие и стабильность коллектива; – осознанное восприятие интересов организации и согласие с ними и др |
Сплочение,
регулирование социально- |
– стабильный, сплоченный коллектив организации, – отсутствие конфликтов в организации и др |
Информация о работе Организационная структура системы управления персоналом