Организационная структура системы управления персоналом

Автор работы: z*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание

Эффективное управление организацией или предприятием невозможно без создания внутри него такой атмосферы, когда весь персонал заинтересован в достижении общей цели, каждый ощущает свою личную причастность к победам и поражениям коллектива. Сегодня успех или неудача в бизнесе во многом зависят от творческой активности работников организации, их готовности взять на себя ответственность за принимаемые решения. Необходимо понимание того, что общий высокий уровень управления может сложиться только в том случае, если каждый будет работать, максимально реализуя свой потенциал.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....3
1. Персонал предприятия как объект управления
1.1. Эволюция от «Рабочей силы» к персоналу………………….......................4
1.2. Понятие «персонал» и его структура……………………………………...10
1.3. Персонал как особый объект управления………………………………....11
1.4. Принципы работы с персоналом…………………………………………..16
2. Место, роль управления персоналом в системе управления предприятием
2.1. Основные концепции управления персоналом………………………..….18
2.2. Взаимосвязь подсистем работы с персоналом…………………………....20
3. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом
3.1. Основные субъекты управления персоналом на предприятии…………..21
3.2. Проблемы развития кадровых служб отечественных предприятий……..23
3.3. Задачи и функции кадровых служб……………………………………......26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА2011.doc

— 353.50 Кб (Скачать документ)

     3.1 Основные субъекты  управления персоналом  на предприятии

     Управление  человеческими ресурсами рассматривается, как и любой другой аспект управления и является неотъемлемой частью общего менеджмента. Роль специалиста в данном случае сводится к тому, чтобы нанять нужное число людей с соответствующими навыками по нужной цене, поддерживая других менеджеров и их направления.

     Данного взгляда на различия между управлением  персоналом и управлением  человеческими ресурсами  придерживаются большинство  ученых западной школы  менеджмента. Тем  не менее, эти два  вида управления тесно  взаимосвязаны и  перекликаются.

     В структуре любого предприятия должна предусматриваться служба по управлению персоналом, которая отвечает за все стороны работы с людьми. Основной специфической особенностью современной службы персонала является ее многофункциональность, т.е. работа, как с человеческими ресурсами, так и непосредственно с персоналом.

     Обычно  за управление людьми в организации  отвечает специалист – менеджер по персоналу, который в идеале должен обладать комплексом теоретических знаний, способностями и навыками общения с людьми. Менеджер по персоналу относится к управляющим высшего ранга и является помощником и консультантом Генерального директора или Президента в вопросах развития персонала, его квалификации, переквалификации, управления человеческими ресурсами, мониторинга и контроля над деятельностью персонала. Кроме этого, к сфере компетенции менеджера по персоналу относятся все вопросы, связанные с управлением людьми, психологическим климатом коллектива, подбором кадров и продвижением по службе.

     Управление  персоналом никогда полностью не совпадает с интересами менеджмента, что означает постоянное балансирование между менеджментом и работниками, связывая и примиряя интересы и тех, и других.

     Например, в Великобритании управление персоналом осуществляется обычно не одним человеком, а группой, причем существуют несколько различных должностей и званий в Институте Управления Персоналом, который присуждает следующие квалификации:

   -        менеджер по персоналу;

   - служащий по работе с персоналом;

   - менеджер по взаимоотношениям сотрудников;

   - менеджер по обучению, повышению квалификации и развитию;

   - менеджеры и служащие по отбору и набору персонала.

     Работники функционируют внутри организации, которая  не может рассматриваться  изолированно, без  учета воздействия на нее внешних факторов. На жизнедеятельность организации, а следовательно и на ее персонал, оказывает влияние внешняя среда организации – бизнес-среда. Поэтому при управлении персоналом необходимо учитывать и данное воздействие, а иногда для повышения эффективности работы персонала и управлять факторами внешней среды. 

     3.2 Проблемы развития  кадровых служб  отечественных предприятий

     Служба  управления персоналом – это структурное подразделение аппарата управления организацией, призванное осуществлять весь комплекс работ по разработке системы мер, связанных с эффективным управлением персоналом.

     В советский период за работу с кадрами  отвечали отделы кадров которые имелись  практически во всех организациях. Однако их функции заметно отличались от того, чем занимались отделы с тем же названием в странах с рыночной экономикой. Три фактора общественной жизни того периода определили эту специфику – централизованное руководство народным хозяйством, политизация экономики и тоталитарная идеология. Идея основателя Советского государства – Ленина – заключалась в том, чтобы национализировать всю экономику страны и управлять ею из центра как единой фабрикой. При таком сценарии экономические организации теряют самостоятельность, а вместе с ней и необходимость выполнять некоторые свойственные им в рыночной экономике функции. Так, предприятиям не нужно вести переговоры с профсоюзами о заработной плате, продолжительности рабочей недели, оплачиваемом отпуске, медицинском обслуживании и т.п., – все это определяется в масштабах государства и является обязательным для всех. То же самое происходит в отношении приема на работу, повышения квалификации и т.д. Важнейшая для всякой организации и общества в целом функция подготовки резерва выполнялась политической организацией – КПСС. Главный критерий отбора – лояльность к существующему строю и т.д. 

     Таблица 3 Эволюция позиций службы персонала в организациях

а) Отдел кадров
Достоинства Ограничения
– Наличие жестко выстроенной идеологической составляющей в обществе – Формирование и реализация подхода «среднестатистического» работника. Исполнительская позиция кадровых служб
– Наличие готовых технических схем, алгоритмов, нормативов работы с кадрами на предприятиях, закрепленных в государственных законодательных и нормативных документах – Наличие правил определения суммы затрат на работу с кадрами в зависимости от их численности – Выстроенная разветвленная система решения социально-бытовых вопросов рабочих кадров – Отсутствие активности в выработке технических приемов работы с кадрами, учитывающих специфику внутренней среды • предприятия – Преобладание количественного подхода в вопросах кадровой политики – Формирование иждивенческой, потребительской позиции у работающих
б) Управление персоналом
– Наличие разработанных  или адаптированных технологий бизнес-процессов управления персоналом на конкретном предприятии с учетом его специфики

– Глубокое погружение в специальные области человековедения

– Возрастание роли службы как консультанта и эксперта в вопросах работы с персоналом

– Усиление взаимодействия с линейными руководителями, учет особенностей конкретного подразделения и работника

– Недостаточное количество бизнес-школ, занимающихся образованием HR-менеджеров

– Ограниченный временной ресурс и несформированный навык работы в человековедческих областях знания

– Высокие требования прежде всего к личности руководителя службы персонала

– Возможность конфликтных ситуаций между службой персонала и линейными руководителями

в) Служба персонала  как стратегический партнер – управление человеческими ресурсами
– Наличие системного подхода к управлению персоналом с учетом стратегических целей компании. Определенность содержания работы

– Возможность быстрого реагирования на изменившиеся внешние и внутренние условия существования организации

– Повышение экономической целесообразности вложений в человеческий ресурс

– Личностное и профессиональное взаимодействие с руководителями компании, учет их особенностей

– Ориентация кадровой политики на стратегию развития организации

– Сложность реализации системного подхода с учетом разных управленческих уровней и раз-

ной управленческой культуры

– Сложность управления изменениями в организациях с большим количественным составом персонала

– Серьезные финансовые вложения без очевидного сиюминутного возврата

– Высокая степень моральной, психологической и профессиональной нагрузки, опасность эмоционального «сгорания»

 

     По  мере выхода экономики страны из кризиса  работа кадровых служб организации  стала критическим фактором, в  том числе и для государственных  органов и местных органов самоуправления. Ее основной недостаток – работа по-старому, при которой кадровые службы в основном занимались оформлением, регистрацией трудовых отношений, не занимаясь их управлением.

     Кадровые  службы не выполняют многие функции, поэтому их работа в большинстве организаций не соответствует потребностям новых экономических отношений.

     Многие  организации недооценивают значение кадровой работы, и это – одна из главных причин нахождения их в кризисном состоянии, неэффективной системы управления организациями.

     Во  многих кадровых службах работают прекрасные люди, но они не имеют необходимой  подготовки для работы с персоналом.

     Все эти недостатки ставят перед каждой организацией, государственным органом, местным органом самоуправления важнейшую задачу – реформирование работы с персоналом. Роль этой работы еще более возрастает, в связи переходом от устойчивого во времени дефицита рабочей силы к ее избытку. Уменьшение численности персонала должно быть компенсировано более высокой квалификацией работников. Это означает возрастание ответственности служб по управлению персоналом в выборе путей квалификационного роста работников и стимулирования их труда. Таким образом, преобразования в сфере управления персоналом влекут за собой расширение функциональных обязанностей работников, занятых кадрами на предприятии. Новый круг обязанностей не вписывается в рамки традиционного отдела кадров. Его деятельность ограничивается выполнением функции учета, а также решением вопросов приема и увольнения работников, оформления кадровой документации. На предприятии отсутствует комплексная система работы с персоналом, практически не рассматриваются вопросы повышения качества персонала, изучения способностей и склонностей работников, перспективы развития, кадрового потенциала. 

     3.3 Задачи и функции кадровых служб 

     В настоящий момент функции управления персоналом распределяются на предприятии  между различными отделами: отдел  кадров, отдел труда и заработной платы, отдел подготовки кадров, отдел  организации труда и т.д. Как правило, эти отделы иерархически подчинены разным службам. Таким образом, эффективность системы управления персоналом снижается за счет большого количества согласований в процессе принятия решений. Выходом из сложившейся ситуации может служить организация единой службы по управлению персоналом или отдела по управлению персоналом с широким набором функций.

     В наиболее сложный период экономического кризиса численность сотрудников специализированных служб, обеспечивающих работу с персоналом в организациях страны, резко сократилось. Практически полностью ликвидированы отделы труда и заработной платы, научной организации труда, бюро нормирования труда, учебные подразделения. В настоящее время практически не осталось ни одной социологической службы или лаборатории. 

     

     Рис.  2 Структура кадровой службы промышленного предприятия 

     В условиях рынка деятельность кадровой службы стала более цивилизованной и результативной Ее роль значительно  возросла.

     Таблица 4 Задачи и участие кадровых служб в решении проблем управления персоналом

Кадровые задачи, за которые руководящие кадры отвечают непосредственно Задачи  отдела кадровых служб
Планирование Консультирование Участие Осуществление
– Планирование потребности в персонале, привлечение и набор персонала Д Д Д Д
– Условия принятия на работу

,  
 

интегрирование  новых сотрудников, оценка испытательного срока

Д Д Д Д
– Согласование целей работы 
 
 
 

беседы с работниками

Д Д - Д
– Оценка возможностей и меры по развитию руководящих кадров Д Д - Д
– Профессиональное стимулирование Д Д Д Д
– Использование систем затрат и стимулирования для сотрудников без тарифного договора Д Д Д Д
– Соблюдение форм сотрудничества, ориентированного на удовлетворение потребностей клиентов Д Д - -
– Организационные вопросы Д Д Д Д
– Сотрудничество с представителями работников - Д Д Д
 

     Произошло это вследствие изменения политико-экономической  ситуации.

     Во-первых, работать приходится в новой атмосфере, для которой характерна жесткая  конкуренция во всех ее проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы.

     Во-вторых, условия деятельности любой организации все настойчивее будут диктоваться рынком, а конъюнктура рынка предъявит к персоналу много новых, неведомых нам ранее требований, среди которых – быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя, умение приспосабливаться к частым изменениям структуры производства и функциональных обязанностей, психологическая устойчивость при отсутствии гарантий на «светлое будущее» и т.п.

     В-третьих, высокий динамизм коммерческой деятельности заставит каждого работника постоянно  заботиться о повышении своей квалификации, а учеба персонала в условиях рыночной экономики будет существенно отличаться от подготовки кадров в бывших отраслевых институтах повышения квалификации и ПТУ

     В-четвертых, значительно усложнилась система  мотивации и стимулирования работников в связи с приемом на работу по краткосрочным договорам, выдвижением рыночных предварительных условий, жесткой увязкой материального поощрения с получаемой прибылью и другими факторами.

     В-пятых, все эти проблемы приходится решать на фоне политической нестабильности и масштабной безработицы, которые оказывают все возрастающее давление на трудовые коллективы.

     Можно однозначно утверждать, что без специальной  службы управления персоналом администрация  предприятия не справится с этими  задачами.

     Роль  службы управления персоналом в организации:

  • консультативная;
  • регулирующая;
  • контроллинговая;
  • системная.
 

     Таблица 5 Интересы службы управления персоналом

Функции УП Интересы  службы УП
Разработка  и реализация стратегии  и политики УП – выполнение полного объема функций УП, – контроль за процессом управления персоналом в организации и др
Отбор персонала – обеспечение организации кадрами с определенными характеристиками, – разработка и реализация программ приемочных испытаний с учетом специфики организации и др
Адаптация – быстрое и качественное включение работника в деятельность организации и др
Стимулирование  труда – разработка системы стимулирования работников, удовлетворяющей специфике организации, – получение наибольшей эффективности от деятельности персонала организации и др
Планирование  численности – соблюдение баланса работников и рабочих мест в организации и др
Мотивация – доведение целей  организации до персонала, – мотивированный для организации  персонал и др
Развитие  персонала – своевременное повышение профессионального уровня работников и др
Трудовые  перемещения – разработка индивидуальных планов карьеры для планирования деятельности организации, – соблюдение баланса работников и рабочих мест, – предотвращение массового высвобождения и др
Высвобождение – реагирование на изменения окружающей среды, – соблюдение баланса работников и рабочих мест, – соблюдение трудового законодательства и др
Организация труда – формирование отношения к труду в организации, – регулирование степени конфликтности в коллективе, – формирование чувства справедливости и др
Оценка  персонала – информирование коллективов о результатах деятельности, – повышение заинтересованности работников в делах организации, – объективное вознаграждение работников по результатам деятельности и др
Социальные  программы – надежная правовая основа взаимодействия персонала и администрации, – спокойствие и стабильность коллектива; – осознанное восприятие интересов организации и согласие с ними и др
Сплочение, регулирование социально-трудовых отношений – стабильный, сплоченный коллектив организации, – отсутствие конфликтов в организации и др

Информация о работе Организационная структура системы управления персоналом