Организация планирования на предприятии общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие прогнозирования и планирования………………………4

1.1 Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…….4

1.2 Планирование целей предприятия………………………………………6

1.3 Этапы и принципы планирования……………………………………….8

1.4 Виды планирования………………………………………………………10

1.5 Методы планирования……………………………………………….…..14

Глава 2. Прогнозирование валового дохода и спроса на продукцию общественного питания…………………………………………………….……..….17

2.1 Прогнозирование спроса на продукцию общественного питания…....17

2.2 Прогнозирование валового дохода…………………………………..….25

Глава 3. Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3»….31

3.1 Краткая характеристика предпрития……………………………………...31

3.2 Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3…………33

Заключение………………………………………………….…………………..37

Список литературы…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

кур.аб 1.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

Поволжский  кооперативный институт

Российского университета кооперации

Курсовая   работа

по дисциплине: Менеджмент общественного питания

на тему:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.     Понятие прогнозирования и планирования………………………4

1.1     Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…….4

1.2     Планирование целей предприятия………………………………………6

1.3     Этапы и принципы планирования……………………………………….8

1.4     Виды планирования………………………………………………………10

1.5     Методы планирования……………………………………………….…..14

Глава 2.     Прогнозирование валового дохода и спроса на продукцию общественного питания…………………………………………………….……..….17

2.1     Прогнозирование спроса на продукцию общественного питания…....17

2.2     Прогнозирование валового дохода…………………………………..….25

Глава 3.  Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3»….31

3.1  Краткая характеристика предпрития……………………………………...31

3.2 Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3…………33

Заключение………………………………………………….…………………..37

Список  литературы…………………………………………………………….38

 
 
 
 
 

Введение

        В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего.  В данной курсовой работе мы особое внимание уделяем  прогнозированию и планирования деятельности предприятий общественного питания, обоснованию основных направлений экономической политики, предвидению последствий принимаемых решений.  Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития ПОП.

      Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

      Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки  прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность  прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения  основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.         

 Разработкой  данной темы занимались такие  известные зарубежные экономисты, как В. Хойер, Р. Акофф, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор и российские ученые – Ю.Осипов, Р. Валевич, Г. Давыдов и Р. Шпицнер.          
 
 

Глава 1.   Понятие прогнозирования и планирования         

 Планирование  и прогнозирование присуще всем  предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования и планирования ПОП включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс планирования и прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики. 

1.1 Классификация прогнозов,  функции и методы  прогнозирования        

 Прогноз  – научно-обоснованное предвидение  характера будущего поведения какой-либо системы в целом или ее составных частей при определенных условиях.        

 Прогноз  как процесс связан обычно  с анализом состояния и оценкой  перспектив развития тех или  иных явлений. Но прогноз нельзя  рассматривать только с точки  зрения видения будущего состояния явлений. В связи с этим можно выделить два этапа прогнозирования:     

- поисковый  этап – рассмотрение будущего  состояния отрасли при неизменности влияния на нее;

-       целевой этап - прогноз того, что нужно предпринять, чтобы выйти на тот уровень состояния отрасли, который считается приемлемым.

Прогнозы  также имеют  классификацию по различным признакам:

1.     По уровню: - макропрогнозы; - микропрогнозы.

2.  По временным горизонтам: - краткосрочные (от 1 до 3 лет); - среднесрочные (от 3 до 5 лет) ; - долгосрочные (более 5 лет).

3.  По факторам повторяемости: - иррегулярные; - прогноз более или менее повторяющийся; - предвидение лишь общего контура явлений.

4.  По содержанию: - прогнозы НТП; - демографические; - экономические; - социальные; - экологические; - отраслевые; - территориальные; - внешнеэкономические.

Прогнозирование выполняет следующие функции:   

      количественный и качественный анализ  тенденций развития предприятия – здесь должны быть выявлены позитивней и негативные тенденции;   

      вероятностное, альтернативное предвидение развития предприятия, учитывающее сложившиеся тенденции и поставленные цели;   

      оценка возможностей и последствий активного действия на прогнозные процессы.          

Принципами прогнозирования являются:   

 системность;    

 адекватность;    

 альтернативность;           

Методы  прогнозирования делятся на две группы:

-       качественные методы устанавливают общие закономерности развития прогнозных процессов;

-       количественные методы дают возможность выразить качественные характеристики в количественном выражении. 
 
 
 

1.2 Планирование целей  предприятия  

        Научно-аналитической стадией прогнозирования является планирование.          

 Комплексно-целевые  прогнозы – план.         

 План – мотивированная схема действий по достижению определенных результатов.         

 Планирование  – это непрерывный процесс,  направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации, способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения для этого работ, контроль за их выполнением.          

 Отправной  точкой планирования является планирование результатов.          

Классификация результатов:

1.     «идеал» - результат, который в принципе не достижим, но к которому можно и нужно стремиться.

Планирование  ориентированное на идеал называется нормативным планированием.

2.     «цель» - результат, которого можно достигнуть в обозримом будущем.

Планирование, ориентированное на глобальную цель принято называть стратегическим планированием.

3.     «задачи» («подцели») – результат, который имеет конкретную форму и достигается в конкретные промежутки времени.

Планирование, ориентированное на решение конкретных задач называется тактическим (оперативным) планированием.

Временной аспект планирования связан с выбором  целей, обеспечивающих непрерывность  планирования. Между целями всегда существует жесткая зависимость. 

Можно выделить следующие виды целей:

1)     Конечные (победа в конкурентной борьбе, увеличение доли предприятия на рынке);

2)     Высшие (получение прибыли, рост прибыли и рентабельности, увеличение объема услуг);

3)     Промежуточные (увеличение пропускной способности ресторана);

4)     Подцели (увеличение количества услуг).

По возможности  измерения цели подразделяются на экономические, количественные, качественные и стратегические.

К экономическим  относятся: объем услуг, прибыль и рентабельность, ликвидность, структура капитала и т.д.  Количественные тесно связаны с экономическими.

Качественные  цели ПОП – это уровень обслуживания, уровень сервиса, соответствие мировым стандартам.

Основные стратегические цели ПОП в условиях рыночной экономики можно сформулировать так:

    1. Завоевание и расширение доли рынка, на котором работает предприятие;
    2. Рост прибыли на вложенный капитал;
    3. Завоевание доверия клиентов;.    
    4. Эффективность функционирования.
 

1.3 Этапы и принципы  планирования

Процесс планирования проходит ряд этапов, по В. Хойеру их четыре:

I.      Разработка общих целей;

II.      Определение конкретных, детализированных целей на заданный (сравнительно короткий) период времени;

III.      Определение путей и средств достижения целей;

IV.      Контроль за достижением поставленных целей, путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

    Процесс планирования может быть расширен до шести этапов,  к вышеуказанным добавляется: анализ ситуации и планирование реализации.

Многие  авторы считают, что следует выделять формулировку проблемы в качестве первого  этапа планирования.

Принципы  планирования предприятие может  выбирать самостоятельно.

К основным принципам планирования относятся следующие:

·     Гибкость (адаптивность) – реакция на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта – это значит, что предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади).

·     Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия.

·     Холизм – объединяет два направления координацию и интеграцию. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно  и во взаимозависимости.

·     Оптимальность – выбор из альтернативных вариантов развития такого, который обеспечит максимальную эффективность функционирования предприятия.

Информация о работе Организация планирования на предприятии общественного питания