Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие прогнозирования и планирования………………………4
1.1 Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…….4
1.2 Планирование целей предприятия………………………………………6
1.3 Этапы и принципы планирования……………………………………….8
1.4 Виды планирования………………………………………………………10
1.5 Методы планирования……………………………………………….…..14
Глава 2. Прогнозирование валового дохода и спроса на продукцию общественного питания…………………………………………………….……..….17
2.1 Прогнозирование спроса на продукцию общественного питания…....17
2.2 Прогнозирование валового дохода…………………………………..….25
Глава 3. Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3»….31
3.1 Краткая характеристика предпрития……………………………………...31
3.2 Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3…………33
Заключение………………………………………………….…………………..37
Список литературы…………………………………………………………….
Поволжский кооперативный институт
Российского университета кооперации
Глава 1. Понятие прогнозирования и планирования………………………4
1.1 Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…….4
1.2 Планирование целей предприятия………………………………………6
1.3 Этапы и принципы планирования……………………………………….8
1.4 Виды планирования………………………………………………
1.5 Методы планирования………………………………………………
Глава 2. Прогнозирование
валового дохода и спроса на продукцию
общественного питания…………………………………………………….……
2.1 Прогнозирование спроса на продукцию общественного питания…....17
2.2 Прогнозирование валового дохода…………………………………..….25
Глава 3. Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3»….31
3.1 Краткая характеристика предпрития……………………………………...31
3.2 Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3…………33
Заключение………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. В данной курсовой работе мы особое внимание уделяем прогнозированию и планирования деятельности предприятий общественного питания, обоснованию основных направлений экономической политики, предвидению последствий принимаемых решений. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития ПОП.
Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.
Разработкой
данной темы занимались такие
известные зарубежные
Глава
1. Понятие прогнозирования
и планирования
Планирование
и прогнозирование присуще
1.1 Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования
Прогноз
– научно-обоснованное
Прогноз
как процесс связан обычно
с анализом состояния и
- поисковый
этап – рассмотрение будущего
состояния отрасли при
- целевой этап - прогноз того, что нужно предпринять, чтобы выйти на тот уровень состояния отрасли, который считается приемлемым.
Прогнозы также имеют классификацию по различным признакам:
1. По уровню: - макропрогнозы; - микропрогнозы.
2. По временным горизонтам: - краткосрочные (от 1 до 3 лет); - среднесрочные (от 3 до 5 лет) ; - долгосрочные (более 5 лет).
3. По факторам повторяемости: - иррегулярные; - прогноз более или менее повторяющийся; - предвидение лишь общего контура явлений.
4. По содержанию: - прогнозы НТП; - демографические; - экономические; - социальные; - экологические; - отраслевые; - территориальные; - внешнеэкономические.
Прогнозирование
выполняет следующие функции:
количественный и качественный анализ тенденций развития предприятия – здесь должны быть выявлены позитивней и негативные тенденции;
вероятностное, альтернативное предвидение развития предприятия, учитывающее сложившиеся тенденции и поставленные цели;
оценка возможностей и последствий активного действия на прогнозные процессы.
Принципами прогнозирования являются:
системность;
адекватность;
альтернативность;
Методы прогнозирования делятся на две группы:
- качественные методы устанавливают общие закономерности развития прогнозных процессов;
- количественные
методы дают возможность выразить качественные
характеристики в количественном выражении.
1.2 Планирование целей предприятия
Научно-аналитической стадией прогнозирования является планирование.
Комплексно-целевые прогнозы – план.
План – мотивированная схема действий по достижению определенных результатов.
Планирование – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации, способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения для этого работ, контроль за их выполнением.
Отправной точкой планирования является планирование результатов.
Классификация результатов:
1. «идеал» - результат, который в принципе не достижим, но к которому можно и нужно стремиться.
Планирование ориентированное на идеал называется нормативным планированием.
2. «цель» - результат, которого можно достигнуть в обозримом будущем.
Планирование, ориентированное на глобальную цель принято называть стратегическим планированием.
3. «задачи» («подцели») – результат, который имеет конкретную форму и достигается в конкретные промежутки времени.
Планирование, ориентированное на решение конкретных задач называется тактическим (оперативным) планированием.
Временной аспект планирования связан с выбором целей, обеспечивающих непрерывность планирования. Между целями всегда существует жесткая зависимость.
Можно выделить следующие виды целей:
1) Конечные (победа в конкурентной борьбе, увеличение доли предприятия на рынке);
2) Высшие (получение прибыли, рост прибыли и рентабельности, увеличение объема услуг);
3) Промежуточные (увеличение пропускной способности ресторана);
4) Подцели (увеличение количества услуг).
По возможности измерения цели подразделяются на экономические, количественные, качественные и стратегические.
К экономическим относятся: объем услуг, прибыль и рентабельность, ликвидность, структура капитала и т.д. Количественные тесно связаны с экономическими.
Качественные
цели ПОП – это уровень
Основные стратегические цели ПОП в условиях рыночной экономики можно сформулировать так:
1.3 Этапы и принципы планирования
Процесс планирования проходит ряд этапов, по В. Хойеру их четыре:
I. Разработка общих целей;
II. Определение конкретных, детализированных целей на заданный (сравнительно короткий) период времени;
III. Определение путей и средств достижения целей;
IV. Контроль за достижением поставленных целей, путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Процесс планирования может быть расширен до шести этапов, к вышеуказанным добавляется: анализ ситуации и планирование реализации.
Многие авторы считают, что следует выделять формулировку проблемы в качестве первого этапа планирования.
Принципы планирования предприятие может выбирать самостоятельно.
К основным принципам планирования относятся следующие:
· Гибкость (адаптивность) – реакция на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта – это значит, что предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади).
· Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия.
· Холизм – объединяет два направления координацию и интеграцию. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.
· Оптимальность – выбор из альтернативных вариантов развития такого, который обеспечит максимальную эффективность функционирования предприятия.
Информация о работе Организация планирования на предприятии общественного питания