Организация планирования на предприятии общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие прогнозирования и планирования………………………4

1.1 Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…….4

1.2 Планирование целей предприятия………………………………………6

1.3 Этапы и принципы планирования……………………………………….8

1.4 Виды планирования………………………………………………………10

1.5 Методы планирования……………………………………………….…..14

Глава 2. Прогнозирование валового дохода и спроса на продукцию общественного питания…………………………………………………….……..….17

2.1 Прогнозирование спроса на продукцию общественного питания…....17

2.2 Прогнозирование валового дохода…………………………………..….25

Глава 3. Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3»….31

3.1 Краткая характеристика предпрития……………………………………...31

3.2 Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3…………33

Заключение………………………………………………….…………………..37

Список литературы…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

кур.аб 1.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

·     Комплексность – взаимосвязь взаимозависимость всех элементов системы планирования.

·     Целенаправленность  - разработка планов для достижения намеченных целей.

·     Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в такой степени, в какой это необходимо для успешной реализации плана и в какой позволяют внутренние возможности.

Существуют другие принципы планирования. Процесс планирования должен быть встречным, то есть « сверху вниз» и «снизу вверх», когда задействованы все звенья управления: от руководства до структурных подразделений. 
 
 
 
 
 

1.4 Виды планирования

Различают виды планирования по следующим признакам:

I.   По уровням: планирование на макроуровне, микроуровне, мезоуровне;

II.  По характеру: индикативное, директивное, регулятивное, равновесное.

Индикативное  планирование – это система, которая опирается на выявление желательных целей, а не на приказы для их достижения.

Директивное заключается  в том, что планы доводятся до исполнителей и носят обязательный характер.

При регулятивном планирование государство может брать на себя регулирование некоторых параметров (регулирование цен, тарифов).

При равновесном  планировании план должен быть сбалансирован  по всем показателям. 

III.      По степени охвата: общее планирование, частичное;   

IV.      По длительности временного интервала: долгосрочное, краткосрочное, среднесрочное.          

 На  современном этапе развития долгосрочное  планирование превращается в стратегическое.         

   Задачей стратегического планирования является выработка стратегии, позволяющей справиться  с опасностями и использовать возникающие новые возможности.         

    Процесс стратегического планирования состоит 6 взаимосвязанных этапов.

1)     Определение миссии предприятия;

2)     Формулирование целей;

3)     Оценка и анализ внешней среды;

4)     Оценка и анализ внутренней среды;

5)     Разработка и анализ стратегических альтернатив;

6)     Выбор стратегий из имеющихся альтернатив.          

 Миссию  предприятия следует отличать  от цели. Цель имеет количественное конкретное выражение. Миссия – основная, общая цель организации, четко выраженная причина существования предприятия.        

 Содержание  миссии каждое предприятие определяет  свободно, гибко и творчески подходя  к процессу ее разработки.        

 Основные  элементы миссии предприятия  можно сформулировать следующим образом:

1)     Целевые ориентиры

2)     Сфера деятельности

3)     Внутренняя концепция и моральный кодекс

4)     Внешний образ фирмы

В современной  литературе широко освещаются подходы  к формированию комплекса целей. Можно обозначить следующие направления:

·        Положение и доля предприятия на рынке

·        Работа с клиентами

·        Эффективность

·        Управленческие и организационные аспекты

·        Социальная ответственность

·        Инновации         

 В  стратегическом планировании необходимо  уделять внимание анализу внешней  среды. Это дают предприятию  время для прогнозирования возможностей, составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно выделяют в семь областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное поведение и социальное поведение.        

 Анализ  факторов внешней среды, правильное  и полное представление о сильных и слабых сторонах предприятия позволяют составить прогноз сбыта, являющийся основой всего внутрифирменного планирования.          

Тактическое планирование представляет собой конкретизацию стратегического. Оно призвано направлять  текущую деятельность фирмы на достижение стратегических целей, выбирать оптимальные пути для из достижения, обеспечивать согласованную работу структурных подразделений.         

 Тактическое  планирование имеет более узкий  «плановый горизонт» и ориентировано  преимущественно на выбор средств для достижения целей.         

 Оперативное  планирование базируется на планах  конкретных действий, мероприятий,  акций, которые обеспечивают достижение  намеченных целей.        

 В  рамках оперативного планирования  предприятие намечает конкретные задачи для каждого из направлений и участников работы.        

 В  зарубежной литературе широко  применяется термин «внутрифирменное планирование». Его выявляют как определение перспектив развития внешнего окружения фирмы, формулирование целей и вероятных стратегий, определение первостепенных задач, а также действий для их достижения.         

 Основными  элементами внутрифирменного планирования  является:

    1. прогнозирование;
    2. постановка задач на базе прогноза и установление приблизительных сроков их выполнения и определение ресурсного обеспечения;
    3. корректировка плана;
    4. составление бюджетов (балансов), в том числе балансов денежных доходов и расходов;
    5. конкретизация плана.

      Внутрифирменное планирование может относится к тому или иному типу в зависимости от признака, по которому осуществляется классификация. Таким признаками могут быть:

1.       Степень неопределенности планирования: детерминированное планирование – планирование, применяемое к системам, действующим в полностью предсказуемой среде без недостатков информации; стохастическое (вероятностное) планирование – планирование, которое зависит от неопределенности внешней среды и связано с недостатком информации.

2.       Временная ориентация идей планирования: планирование ориентированное на настоящее, в прошлое и будущее.

3.       Горизонт планирования: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. 
 
 
 
 
 
 

1.5 Методы планирования        

 Методы  планирования представляют собой  способы преобразования экономической  информации с целью определения  темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной деятельности ПОП.         

Основные  методы планирования – балансовый, нормативный, индексный, расчетно-аналитический (экономико-статистический), экономико-математическое моделирование.        

 Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиеся в наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактические потребности. Построение различных балансов позволяет определить возможные конечные результаты хозяйственной деятельности в плановом периоде, наиболее эффективную структуру источников ресурсов, вскрыть резервы улучшения использования ресурсов. Каждый баланс состоит из отдельных статей, в которых указываются размеры отдельных видов ресурсов, с одной стороны, и потребностей в этих ресурсах – с другой. Экономическое обоснование  показателей этих статей представляет собой сложный самостоятельный этап планирования с применением различных методов. Финансовый план организации ОП имеет форму баланса, в котором увязываются источники денежных доходов и направления расходов.        

 Применение  балансового метода при планировании  деятельности ресторанного хозяйства позволяет непосредственно увязывать выпуск продукции и объем товарооборота с продовольственными ресурсами. Зная формулу продуктового баланса, связь между его элементами, поступление сырья и товаров можно определить так:

П = Р + Е + Зк – Зн,

где П – поступление сырья и товаров;

Р – расход сырья и товаров;

Е – естественная убыль в пределах нормы;

Зк – запасы сырья и товаров на конец периода;

Зн – запасы сырья и товаров на начало периода.         

 В  планировании применяется также нормативный метод, предполагающий использование при расчете показателей плана технико-экономические нормативы, которые позволяют обосновать величину этих показателей. Технико-экономические показатели характеризуют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они базируются на использовании прогрессивных научно обоснованных норм и нормативов расходования отдельных видов ресурсов на единицу объема услуг или единицу продукции. Нормы и нормативы, используемые при планировании, не являются постоянными. Они должны пересматриваться по мере НТП, рационализации организации труда, совершенствования технологии. При разработке нормативов также следует учитывать практику эффективно работающих предприятий, опыт зарубежных компаний и фирм, конъюнктуру рынка, колебания спроса.         

 Этот  метод применяется при планировании  издержек ПОП. При этом используются  нормы расхода электроэнергии, нормы  амортизационных отчислений, нормы обеспеченности МБП и т.д. планировании численности работников базируется  на нормах обслуживания, нормах выработки.         

 При  планировании используются различные индексные построения, которые представляют собой определенные расчетные операции, основанные на использовании существующих зависимостей между некоторыми индексами.        

 Как  правило индексные построения  отражают взаимосвязь между тремя  индексами. Зная характер этой  взаимосвязи, по двум индексам  можно найти третий.        

 В  практике планирования широко применяется расчетно-аналитический метод, который заключается в том, что при разработке плана экономические явления и процессы изучаются путем анализа их отдельных частей. Анализ позволяет установить зависимость между показателями и наметить в плане изменения в соответствии с имеющимися ресурсами.        

 Экономико-математическая  модель – выражение существенного  в изучаемом процессе в математической форме (в форме уравнений, неравенств, их систем). Модель должна выражать главное – закономерности и основные взаимосвязи, решающие факторы и условия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Прогнозирование валового дохода и спроса на продукцию общественного питания.         

 При  формировании предприятия важное  место занимает прогнозирование валового дохода ПОП, спроса на продукцию и услуги ПОП и планирование товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли численности работников, фонда заработной платы и т.д.        

 Мы  в данной работе уделим внимание  таким важным аспектам как  прогнозирование валового дохода и спроса на продукцию общественного питания.   

2.1 Прогнозирование  спроса на продукцию  общественного питания        

 Спрос  в общественном питании выступает  как форма проявления потребностей на продукты питания и услуги предприятий массового питания.        

 Прогнозирование  спроса осуществляется не только  в целом, но и по товарным группам. Товарно-групповая структура спроса – соотношение расходов населения на приобретение различных групп товаров в пределах общего объема платежеспособного спроса. Составным элементом товарно-групповой  структуры спроса является спрос на продукцию общественного питания.        

Информация о работе Организация планирования на предприятии общественного питания