Организация планирования на предприятии общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие прогнозирования и планирования………………………4

1.1 Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…….4

1.2 Планирование целей предприятия………………………………………6

1.3 Этапы и принципы планирования……………………………………….8

1.4 Виды планирования………………………………………………………10

1.5 Методы планирования……………………………………………….…..14

Глава 2. Прогнозирование валового дохода и спроса на продукцию общественного питания…………………………………………………….……..….17

2.1 Прогнозирование спроса на продукцию общественного питания…....17

2.2 Прогнозирование валового дохода…………………………………..….25

Глава 3. Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3»….31

3.1 Краткая характеристика предпрития……………………………………...31

3.2 Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3…………33

Заключение………………………………………………….…………………..37

Список литературы…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

кур.аб 1.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

 Спрос  на продукцию общественного питания  изучается и прогнозируется на уровне отрасли, предприятия. Исследование спроса на уровне отрасли направлено на решение таких задач, как определение направления развития отрасли, прогнозирование и планирование товарооборота в целом по отрасли или по отдельным регионам.  Результаты исследования спроса на уровне предприятия необходимы для текущего планирования и оперативного управления непосредственно на предприятии.         

 Прогнозирование  опирается на  различные методы, выбор которых определяется разными задачами прогнозирования.         

Нормативные методы базируются на использовании физиологических норм потребления продуктов питания. На основе этих норм суточный рацион продуктов распределяется по отдельным приемам пищи и определяется расчетная норма потребности населения в кулинарной продукции по контингентам потребителей.         

 Один  из методов прогнозирования спроса на продукцию общественного питания базируется на применении структурных моделей спроса, построенных на основе данных выборочных обследований бюджетов семей в разрезе отдельных социальных групп населения. Структурная модель спроса представлена в таблице 1, где даны группировка семей по размерам душевого дохода и числовая характеристика денежных расходов на покупку товаров, в том числе на продукцию и услуги общественного питания.  
 

Структурная модель спроса, млн. руб.

Группа  семей по доходам  на одного члена семьи Удельный  вес группы в общей численности Расходы на покупку продовольственных  товаров
Всего В том числе
Хлеб  и хлебобулочные изделия Мясо  и мясопродукты Молоко  и молочные продукты …………… Продукция общественного питания
1 10 36,0 3,8 8,4 2,0 4,0
2 20 38,0 4,0 9,5 2,5 5,5
3 35 45,0 4,1 11,0 3,0 7,0
4 20 54,0 4,2 12,0 3,0 9,0
5 10 61,0 4,3 13,5 2,9 12,1
6 5 68,0 4,4 15,0 2,8 16,2
В среднем - 47,2 4,1 11,1 2,8 7,8
 

                                                                                                                                                                           Таблица 1          

 На  основе структурной модели спроса  можно определить средние годовые расходы на одного члена семьи на продукцию общественного питания. Они будут равны 7,8 млн. руб. ( (4*10+5,5*20+7*35+9*20+12,1*10+16,2*5):100). Зная численность населения и средние расходы на продукцию общественного питания на одного члена семьи, можно рассчитать спрос на продукцию общественного питания.         

 Использование  структурной модели спроса основывается  на том, что влияние денежных доходов на величину спроса во времени аналогично его влиянию в статике, поэтому при переходе населения из одной группы в другую по размеру среднедушевых доходов спрос этой группы в планируемом году будет таким же, как у населения с этим размером доходов в базисном  году.        

 Из  данных выборочного бюджетного  обследования видно, что с повышением уровня среднедушевых доходов расходы на продукцию общественного питания увеличиваются в 8,8 до 15% (таблица 2). 
 
 
 
 
 

Расходы на общественное питание в семьях рабочих и служащих

Группа  семей по среднедушевым доходам Удельный вес  семьи в их общей совокупности, % Расходы на общественное питание, %, ко всем расходам на питание ,%
1 11,2 8,8
2 15,7 9,0
3 18,7 9,4
4 28,9 9,3
5 15,5 12,5
6 10,0 15,0
 

                                                                                                                                                                     Таблица 2          

 Если  в планируемом году возрастет  среднедушевой доход членов семьи, то соответственно возрастет и среднедушевой расход на продукцию общественного питания. Средний удельный вес расходов на продукцию общественного питания будет равен 10,28% ((8,8*11,2+9*15,7+9,4*18,7+9,3*28,9+12,5*15,5+15*10):100). Допустим, что в планируемом году удельный вес семей 1-й группы снизится на 4% и соответственно повысится удельный вес семей 2-й группы, снизится на 2% и  удельный вес семей 5-й группы и соответственно повысится удельный вес семей 6-группы. В этом случае средний удельный вес среднедушевых расходов на продукцию общественного питания составит 10,79%. Если в планируемом году объем спроса на продовольственные товары составит 50 млрд. руб., то объем спроса на продукцию общественного питания будет равен 5,4 млрд. руб. ((50*10,79):100).        

 Этот  метод отражает спрос на всего  населения, так как выборочные  обследования охватывают не все социальные группы.        

 При  прогнозировании спроса на ближайшую  перспективу может быть использован метод экспертных оценок спроса. Сущность его заключается в обобщении опыта работников, занимающихся изучением спроса, хорошо знающих особенности формирования рынка кулинарной продукции и обладающих необходимой информацией. Применение метода экспертных оценок предполагает проведение опроса практических и научных работников. Индивидуальные оценки, которые делаются экспертами в процессе опросов, обобщаются и обрабатываются с помощью методов математической статистики.          

При прогнозировании  спроса используется метод с расчетом коэффициента эластичности. Зависимость спроса на продукцию и услуги предприятия питания от уровня цен, денежных доходов населения или других факторов может быть выявлена на основе изучения эластичности спроса. Под эластичностью спроса понимается его способность изменяться под влиянием факторов. Изменение спроса, то есть его эластичность, может быть количественно выражено путем исчисления коэффициента эластичности, который представляет собой отношение сравнительного изменения спроса на продукцию общественного питания к сравнительному изменению определяющего фактора. Этот коэффициент показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию общественного питания при изменении определяющего фактора (например, денежных доходов) на 1%. 

         Коэффициент эластичности в зависимости от изменения доходов рассчитывается по формуле:

Кэ = :

или

Кэ =   ,

где  y  –  среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания, млн. руб.;     

- прирост  (изменение) среднедушевого спроса  на продукцию общественного питания, млн. руб.;

x        -  среднедушевой размер денежных доходов, млн. руб.;    

- прирост  (изменение) среднедушевого дохода, млн. руб.         

 Темп  прироста среднедушевого размера  спроса на продукцию общественного питания в планируемом периоде в процентах определяется по формуле:

ТП = Кэ  ТПх,

где ТПх – темп прироста среднедушевого размера денежных доходов в планируемом году, %.

Затем рассчитывается среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в планируемом году, млн. руб.;

СДСпр = СДСотч (100 + ТПс ) : 100 ,

где СДСпр -  среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в прогнозируемом периоде, млн. руб.;   

  СДСотч   – среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в отчетном году, млн. руб.        

 Общий  объем спроса на продукцию общественного питания по региону в прогнозируемом периоде (млн. руб.) определяется так:

Спр = СДСпр Чпр,

где Чпр – численность населения в прогнозируемом году, тыс. чел.

 

Данные  расчета коэффициента эластичности

 
Показатель Условные обозначения Базисный год, млн. руб. Отчетный год, млн. руб.
Среднедушевой размер денежных доходов x 80 99,3
Прирост среднедушевого размера денежных доходов   - 19,3
Среднедушевой размер расходов на продукцию ОП y 2,4 5
Прирост среднедушевого размера расходов на продукцию ОП   - 2,6
 

                                                                                                                                                                         Таблица 3         

 Рассчитаем  коэффициент эластичности:

Кэ = :  = 4,49.

Это значит, что при увеличении среднедушевых  доходов на 1% спрос на продукцию  ОП возрастет на 4,5%.        

 Известно, что среднедушевые доходы населения  региона увеличатся в планируемом  году на 37%, а численность населения  составит 600 тыс. чел. Тогда темп прироста среднедушевого размере спроса на продукцию общественного питания в планируемом году составит 166,5% (4,5*37). Среднедушевой размер спроса на продукцию ОП в планируемом году будет равен 13,3 млн. руб.(5*2,665), а общий объем спроса на продукцию общественного питания  по региону в планируемом году определен в размере 7980 млрд. руб. (13,3*600

000).        

 При  прогнозировании спроса на продукцию  ОП следует использовать экономико-математическое моделирование. В общем виде экономико-математическая модель представляет собой отражение определенного процесса или явления. Математическая формализация отбрасывает все несущественные элементы этих процессов и в то же время позволяет количественно учесть влияние основных факторов, формулирующих их развитие. Сущность данного метода состоит в том, что спрос представляется как функция факторов, характеризующих его развитие. При этом рассчитывается количественная степень воздействия изменения каждого фактора на величину спроса. Затем, зная, какие значения примет в прогнозируемом периоде каждый из факторов, рассчитывают прогнозируемую величину спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Прогнозирование  валового  дохода        

 Предприятие  питания за оказываемые им  услуги по производству, реализации и организации потребления взимает плату, которую можно назвать ценой услуг. Этой платой становится торговая надбавка к цене закупленных сырья и товаров, а также наценка на продукцию общественного питания. Поэтому валовой доход предприятия питания можно представить как сумму надбавок и наценок на реализуемую продукцию. Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначается для покрытия издержек производства и обращения предприятия питания и образования прибыли.         

Информация о работе Организация планирования на предприятии общественного питания