Организация системы развития персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – анализ теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы развития персонала предприятий в условиях рыночной конкуренции.


Задачи:


– определить сущность и понятие системы развития персонала предприятия, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия;


– рассмотреть методологические аспекты организации системы развития персонала на предприятии;


– дать оценку развития персонала в Депо ст. Биробиджан;


– рассмотреть основные направления совершенствования системы развития персонала на исследуемом предприятии.

Работа состоит из  1 файл

Организация системы развития персонала.docx

— 42.63 Кб (Скачать документ)

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: «Организация системы развития персонала»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Выполнил: студент  Нурбаев Темир Сабитович, 

Факультет экономики  и управления 

Курс 3, группа 7561  

Научный руководитель: Фоменко Наталья Анатольевна 

 

 

 

 

  

Биробиджан, 2009

 Содержание 

 

Введение

   

     В современных  условиях рыночной экономики   успешность деятельности любой  организационной  структуры обеспечивается  не только профессиональной квалификацией  ее сотрудников, но и тем,  насколько персонал предан своей  организации, насколько он мотивирован  на добросовестный труд и располагает  возможностями для наиболее полной  самореализации в профессиональной  деятельности. 

     Важнейшая  роль в этом процессе принадлежит   самому участнику профессиональной  деятельности, от целенаправленной  включенности которого в процесс  саморазвития, самосовершенствования  себя как личности и как  субъекта деятельности в единой  ипостаси зависит общий успех  деятельности организации. 

     Действующая  в течение многих десятилетий   экономическая система ограничивала  возможности предприятий, а также  предъявляла определенные требования  к их персоналу. Экономическая  реформа, предусматривающая изменение  форм собственности, права фирм  на хозяйственную самостоятельность  и распоряжение результатами  труда, создает объективные экономические  условия применения менеджмента  в деятельности фирм. 

     Рыночная  экономика зачастую предъявляет   к квалификации специалистов  более  высокие требования, чем  плановая. Так, руководители должны  разрабатывать  и рекомендовать  эффективную стратегию, ориентированную  на рыночные критерии, обеспечивать  постоянное обновление продукции,  создавать благоприятную организационную  культуру. Руководители должны постоянно  отслеживать изменения, происходящие  во внешней среде, а также  оценивать изменения, происходящие  в деятельности предприятия. 

     Успешное  развитие предприятия связано  со значительным повышением продуктивности  производственных ресурсов и  ростом производительности труда.  Менеджеры должны быть вооружены  различными методиками по оценке  эффективности различных ресурсов  и, в первую очередь, персонала  фирм. Вышесказанное обуславливает  актуальность темы. 

     Цель  курсовой работы – анализ теоретических  положений и совершенствовании  методического инструментария по  разработке и реализации системы  развития персонала предприятий  в условиях рыночной конкуренции. 

     Задачи: 

     – определить    сущность    и    понятие    системы    развития    персонала предприятия, ее роль  в повышении конкурентоспособности  предприятия; 

     – рассмотреть  методологические аспекты организации  системы развития персонала на  предприятии; 

     – дать  оценку развития персонала в   Депо ст. Биробиджан; 

     – рассмотреть    основные    направления    совершенствования    системы  развития персонала на исследуемом   предприятии. 

     Объект  исследования – Биробиджанское  локомотивное Депо. 

     Предмет  исследования - система развития  персонала предприятия. 

     При  написании работы использовались  научные  труды по вопросам  системы развития персонала. А  также монографическая  специальная  литература отечественных  и  зарубежных экономистов, статьи, материалы опубликованные в периодической  печати. 

     При  решении поставленных в работе  задач  применялись методы  и приемы экономического и  статистического анализа, математического   моделирования, системного и структурного  анализа. 

 

Теоретические основы управления развитием персонала

Сущность, понятие  и задачи развития персонала 

     Развитие  является стратегической функцией  кадрового  менеджмента. В настоящее  время в теории и практике  вопрос о сущности понятия  "развитие" исследован недостаточно. В практической деятельности  в сфере управления кадрами  организации под развитием понимают  обучение персонала. Развитие  является ведущим фактором системы  образования человека, персонала  организации наравне с обучением  и воспитанием.  

     Развитие  персонала можно определить через  характеристику его показателей.  

     Таблица  1 – Характеристика понятия "развитие"

Показатель Характеристика
Как объект исследования Представляет  совокупность функционально связанных между  собой элементов, связей, зависимостей, изменяющихся с преобразованием  во внутреннем строении, структуре. Развитие происходит процессуально в определенных условиях взаимодействия с "соседними  системами"
  Структура (механизм)         Характеризуется количеством составляющих  элементов, порядком их расположения  и качественными изменениями  в процессе развития
Источник  развития        Возникает в результате противоречий между старым и новым
Форма развития      Эволюционная (медленное, постепенное,  качественное изменение); революционная   (внезапная,   резкая, скачкообразная) смена качественных характеристик  в структуре объекта
      Направленность      Прогрессивная; регрессивная
Динамика Времени; темпов роста

                

Понятие развития персонала  является относительно новым, однако ужу  широко используемым в практике современных  предприятий. Знания сотрудников морально устаревают, их необходимо обновлять  в соответствии с  развитием тех  областей знаний, с которыми они  сталкиваются в своей работе. Из рис.1 видно, как с течением времени  происходит «старение» знаний, а следовательно, уменьшение их ценности. 

       

     Рисунок  1 – Уменьшение пользы от  изначально  новых знаний 

     в различных  областях («старение» знаний)  

     Как  правило, базовые знания, полученные  в школе, устаревают медленно, но в пополнении специальных  знаний, необходимых для успешной  работы, мы нуждаемся достаточно  часто. 

     Успешное  развитие персонала обусловлено   тремя факторами: знаниями, возможностями   и поведением сотрудников. 

     Знания  являются основой развития способностей  персонала, содействуют формированию  личностного потенциала человека. В контексте развития персонала  различают два вида знаний: необходимые  в ежедневной, текущей работе  и общее знание своего дела. 

     Знания, необходимые для решения текущих   задач, не могут быть определены  должностными обязанностями. Это  профессиональные знания, которые  персонал приобретает вместе  с опытом работы. Общие профессиональные  знания приобретают в процессе  получения образования и дальнейшей  подготовки кадров. 

     Возможности  подразумевают условия использования   полученных знаний, определяют коэффициент  их полезного действия, реализации. Развитие персонала связано, прежде  всего, с приведением в соответствие  знаний сотрудников и их возможностей. В рамках своих возможностей  и на основе собственной деятельности  сотрудники приобретают опыт. 

     Поведение  персонала как фактор его развития  стало играть все более заметную  роль при групповом управлении. Солидарном стиле лидерства. Без  учета особенностей поведения,  взаимоотношений, межличностных  и неформальных коммуникаций, только  на основе повышения знаний  и возможностей нельзя обеспечить  развитие персонала. 

     Развитие  персонала традиционно основано  на учебных процессах, которые  управляются и финансируются  тем предприятием, для которого  эти учебные процессы предназначены.  Цель обучения — развитие интеллектуального  потенциала сотрудников. При этом  сам процесс получения образования  и повышения квалификации не  менее важен, чем его формальный  результат или достигнутый уровень  образования. 

     Развитие  персонала означает: 

     - способность  сотрудника осознать необходимость  регулярной учебы, чтобы соответствовать  растущим требованиям; 

     - способность  коллектива осознать необходимость  командного или группового управления  при активном участии всего  персонала, а не только руководителей; 

     - способность  организации осознать решающую  роль каждого сотрудника и  необходимость развития его потенциала. 

     Развитие  персонала для каждого предприятия   является существенным элементом  производственных инвестиций. Посредством  поощрения обучения предприятие  открывает своим сотрудникам  возможность повышать профессиональные  навыки и тем самым создает  костяк квалифицированного персонала  и осуществляет его опережающую  подготовку. Без развития сотрудников  не может быть успешного развития  организации. Необходимо также  отметить, что объектом инвестиций  в персонал становятся именно  сотрудники, а не собственники  фирмы.  

     Причинами  приоритетных инвестиций в развитие  персонала являются: 

     - необходимость  повышения деловой активности  каждого сотрудника с целью  выживания организации; 

     - сохранение  конкурентоспособности предприятия  невозможно без новых технологий, а обучение работе с новой  техникой невозможно без значительных  инвестиций в развитие персонала; 

     - мероприятия  по развитию персонала обеспечивают  рост производительности труда,  следовательно, их финансирование  соответствует принципу экономической  эффективности расходов. 

     Задачи  развития персонала 

     1. Повышение  квалификации с целью  выпуска  новой продукции, правильного  использования, техобслуживания  и ремонта средств производства; подготовка и переподготовка  кадров, обучение современным технологиям. 

     2. Способность  к коммуникации, работе  в группе. 

     3. Осознание  значения возрастающей  роли трудовой, технологической, финансовой, производственной  рабочей дисциплины в смысле  точного выполнения действий, обеспечивающих  безошибочную работу станка, установки,  подразделения или предприятия.  Сюда же относятся критическое  отношение работника к рабочим  предписаниям, его предложения по  оптимизации процессов труда  и отношений с клиентом. 

     4.  Формирование  ответственности как системного  качества сотрудника и развитие  ее видов. 

     5.  Самостоятельное  развитие персоналом  своих профессиональных  навыков и знаний. 

     Ведущие  организации затрачивают на профессиональное  развитие значительные средства - от 2 до 10% фонда заработной платы.  Эти затраты являются капиталовложениями  организации в развитие своих  сотрудников, от которых она  ожидает отдачи в виде повышения  производительности, т.е. увеличения  вклада каждого сотрудника в  достижение организационных целей.  Помимо непосредственного влияния  на финансовые результаты капиталовложения  в профессиональное развитие  способствуют созданию благоприятного  климата в организации, повышают  мотивацию сотрудников и их  преданность организации, обеспечивают  преемственность в управлении. 

Информация о работе Организация системы развития персонала