Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:23, курсовая работа
Целями курсовой работы являются:
• систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по дисциплине и применении их при решении конкретных научных, организационных и экономических задач;
• развитие навыков самостоятельной работы и владение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
• Рассмотрение основных видов маркетинговых служб предприятия
• Изучение функций и задач службы маркетинга на предприятии
• Изучение места маркетинга в системе управления предприятием
• Рассмотрение основных требований к построению маркетинговых служб
• Изучение службы маркетинга на примере ООО «Мегатекс»
Введение
1. Глава 1. Теория организации службы маркетинга на предприятии.
1.1. Основные виды маркетинговых служб предприятия.
1.2. Место службы маркетинга на предприятии
2. Глава 2. Функции и задачи маркетинга на предприятии
2.1. Основные требования к построению маркетинговых служб.
2.2. Оценка эффективности службы маркетинга на предприятии.
3. Глава 3. Общая характеристика предприятия
3.1. Организация службы маркетинга на ООО «Мегатекс»
3.2. Взаимоотношения службы маркетинга с другими подразделениями ООО «Мегатекс»
3.3. Цели и задачи ООО «Мегатекс»
Заключение
Список литературы
Введение
1. Глава 1. Теория организации службы маркетинга на предприятии.
1.1. Основные виды маркетинговых служб предприятия.
1.2. Место службы маркетинга на предприятии
2. Глава 2. Функции и задачи маркетинга на предприятии
2.1. Основные требования к построению маркетинговых служб.
2.2. Оценка эффективности службы маркетинга на предприятии.
3. Глава 3. Общая характеристика предприятия
3.1. Организация службы маркетинга на ООО «Мегатекс»
3.2. Взаимоотношения службы маркетинга с другими подразделениями ООО «Мегатекс»
3.3. Цели и задачи ООО «Мегатекс»
Заключение
Список литературы
Введение
Рыночный путь управления экономикой поставил перед субъектами хозяйствования огромное количество проблем. Основные условия функционирования современного рынка: разгосударствление и приватизация госсобственности, полная экономическая самостоятельность и ответственность за результаты работы, свободное ценообразование, конкуренция производителей, открытость экономики и др. требуют от руководителей предприятий решения сложных задач. Кроме того, еще большее значение приобретает широкое использование в управлении научных методов и передового опыта, включая зарубежный.
Работа предприятий в условиях рынка также требует от их руководителей и специалистов, глубоких и всесторонних знаний рыночной экономики, методологии комплексного исследования рынка, основ стратегического планирования, принципов и методов конкурентной борьбы для укрепления позиции на рынке.
Получить эти необходимые знания позволяет маркетинг как концепция рыночного управления. Теоретический и прикладной анализ зарубежного опыта показывает, что наиболее оптимальным в условиях рынка является именно маркетинг.
Маркетинг - это цельная наука о руководстве предприятием для достижения высоких результатов в удовлетворении человеческих потребностей с минимальными затратами средств. В этом и заключается наибольший эффект маркетинговой деятельности.
Переход к рыночным отношениям в управленческих структурах предприятий любой организационно-правовой формы неизбежно связан с формированием маркетингового подхода к решению проблем управления производственно-сбытовой деятельностью в интересах потребителя. Маркетинговый подход при решении стратегических и тактических задач позволяет предприятиям очень гибко маневрировать имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Перечисленные выше условия превращают маркетинг в фундамент организации и планирования всей производственно-сбытовой деятельности предприятия, а управление маркетингом - в важный элемент системы управления им.
Процесс управления маркетингом довольно сложный и требует значительных затрат, но несмотря на это, каждое предприятие заинтересовано в эффективном управлении маркетинговой деятельностью. С этой целью на предприятии необходима организация службы маркетинга, то есть специализированного подразделения, действующего на основе принципов и методов маркетинга.
При формировании организационной структуры управления предприятием в условиях рынка службе маркетинга должен отдаваться приоритет, так как она призвана интегрировать в своей деятельности не только рыночную, но и производственную, сбытовую и финансовую политику. Эта служба представляет собой мозговой центр и источник информации. Только она на базе маркетинговых исследований состояния спроса и его динамики, а также конъюнктуры рынка принимает решения о целесообразности, перспективности и прибыльности производства того или иного продукта, необходимого потребителю.
И так мы видим, что в современных условиях служба маркетинга является очень важным, если не самым важным подразделением предприятия. Нужно знать как правильно и с наибольшей эффективностью организовать эту службу. Поэтому предоставленная в данной курсовой работе информация будит иметь теоретическое и практическое значение для различных предприятий, что и определяет актуальность данной темы.
В настоящее время тема разработана достаточно хорошо, существует много работ посвящённых организации служб маркетинга на предприятии. Среди зарубежных авторов, которые занимались данной тематикой можно выделить Ф. Котлера, Дж.Р. Эванса, Б. Бермана, Дж. Энджела, С. Маджаро, А. Хоскинга, Дж.К. Гэлбрейта, Дж. Бокса, Г. Дженкинса, И. Ансоффа, Б. Твиса, Д. Лорша, П. Дракера, Д. Бак, Дж. Уодла и другие. В нашей экономической литературе в последнее время появилось большое количество научных трудов по вопросам маркетинга. Публикаций же по проблемам организации службы маркетинга на отечественных предприятиях в современных условиях, к сожалению, не очень много. Их авторы в основном освещают зарубежный опыт организации службы маркетинга или делают попытку его внедрения в систему управления нашими предприятиями. В этом нас убеждают работы отечественных авторов: Архиповой Л., Сребника Б., Власовой В.М., Голубкова Е.П., Секерина В.Д., Завьялова П.С, Демидова В.Е., Ноздревой Р.Б., Цигичко Л.И., Лаврова С.Н., Злобина С.Ю., Кретова И.Н. и др.
Целями курсовой работы являются:
• систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по дисциплине и применении их при решении конкретных научных, организационных и экономических задач;
• развитие навыков самостоятельной работы и владение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;
• определение уровня подготовленности студентов для самостоятельного решения вопросов в области современных методов маркетинга.
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
Рассмотрение основных видов маркетинговых служб предприятия
Изучение функций и задач службы маркетинга на предприятии
Изучение места маркетинга в системе управления предприятием
Рассмотрение основных требований к построению маркетинговых служб
Изучение службы маркетинга на примере ООО «Мегатекс»
Предметом исследования является организация и функционирование службы маркетинга на предприятии.
Объектом исследования является служба маркетинга ООО «Мегатекс».
Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе представлены теоретические аспекты организации и функционирования службы маркетинга. Во второй главе изложена информация о методологических аспектов службы маркетинга. В третей главе- изложение проблемы на примере ООО «Мегатекс»
Глава 1. Теория организации службы маркетинга на предприятии
В зависимости от вида продукции, объемов производства, ассортимента, емкости рынка, менталитета сотрудников, а также от целей и задач которые ставит перед собой предприятие, возможны различные варианты организации службы маркетинга, которую возглавляет обычно заместитель директора или вице-президент по маркетингу [5, стр.70]. Каждое предприятие создает отдел (службу) маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворенного спроса, географическое расширение рынка, выявление новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т.д.). Маркетинговые службы могут строиться в соответствии с одним из следующих принципов:
функциональная организация (отдел состоит из нескольких функциональных подразделений - рекламы, сбыта, исследования рынка и т.п.);
товарная организация (наряду с функциональным разделением сотрудников отдела их дифференцируют по видам товаров);
рыночная организация (при наличии сегментов рынка);
товарно-рыночной (матричной) организации (для фирм с широким ассортиментом товаров) [5, стр.73].
Организация службы по функциональному принципу (рис. 1) формируется в тех случаях, когда количество товаров и рынков невелико, и они рассматриваются как некоторые однородности. На предприятии создаются специальные отделы, выполняющие все функции маркетинга: исследование рынка, планирование производства и маркетинга, управление сбытом, его стимулированием и т.д.
Вице-президент | ||||||||
|
|
|
| |||||
Отдел маркетинга |
| Отдел маркетинговых исследований |
| Отдел рекламы и стимулирования сбыта |
|
Отдел сбыта |
| Отдел планирования ассортимента |
Рис. 1 Схема организации службы маркетинга по функциональному принципу.
Организация службы маркетинга по товарному принципу используется, когда фирма производит различающиеся товары или товарные группы, требующие особых производства, сбыта, обслуживания, что требует выделения специальных групп специалистов по маркетингу каждого из товаров (рис. 2).
Рис. 2 Схема организации службы маркетинга по товарному принципу.
Она не заменяет функциональную схему организации службы маркетинга, а устраняет ее недостатки, поскольку точнее реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, является хорошей школой для подготовки кадров. Вместе с тем, она может привести к противоречию в полномочиях руководителей разного уровня, увеличиваются расходы на управление, узкая товарная специализация не способствует приобретению сотрудниками навыков работы в других функциональных областях.
При этом по каждому товару (товарной группе) имеется свой управляющий с подразделением сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Маркетинг конкретного товара большее значение потому, что дифференциация товара становится одним из главных факторов конкурентной борьбы. Основными функциями управляющего по товару являются:
составление плана и бюджета маркетинга своего товара;
прогнозирование возможных изменений на рынке товара;
сбор информации и изучение деятельности конкурентов;
координация деятельности всех подразделений предприятия, влияющих на маркетинг конкретного товара;
контроль над соотношением цен и соблюдением статей бюджета;
введение новых товаров и снятие с производства старых.
Для предприятий, реализующих свои товары на рынках с различными покупательскими предпочтениями, а сами товары требуют специального обслуживания, целесообразна организация службы маркетинга по рыночному принципу (рис. 3)
Рис. 3 Схема организации службы маркетинга по рыночному принципу.
При такой схеме оптимально учитываются потребности покупателей на конкретных сегментах рынка. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние сотрудничают со специалистами функциональных подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности.
Ограниченность товарной и рыночной организации служб маркетинга преодолевается внедрением товарно-рыночной или матричной схемы (рис. 4).
Информация о работе Организация службы маркетинга на предприятии