Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:50, курсовая работа
Цель – изучение всех аспектов организации труда управленческого персонала.
Задачи:
1. Изучение методологических основ организации труда управленческого персонала.
2.Изучение затрат рабочего времени и содержание управленческого труда.
3.Организация рабочего места и создание благоприятных условий труда.
Введение_________________________________________________________4
1. Методологические основы организации труда управленческого персонала____________________________________________________6
1.1. Управленческий труд и его организация_______________________6
1.1.1. Сфера применения управленческого труда___________________6
1.1.2. Особенности управленческого труда________________________7
1.1.3. Сущность научной организации управленческого труда(НОУТ)_10
1.1.4. Понятие и содержание НОУТ_______________________________11
1.1.5. Задачи НОУТ_____________________________________________13
1.1.6. Принципы научной организации управленческого труда_______15
2. Изучение затрат рабочего времени и содержания управленческого труда_________________________________________________________20
2.1. Классификация затрат рабочего времени______________________21
2.2. Методы исследования рабочего времени и содержания труда_____24
2.3. Анализ использования рабочего времени______________________35
3. Организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда________________________________________________________36
3.1. Организация рабочих мест__________________________________36
3.2. Устройство и планировка помещений и размещение рабочих мест_________________________________________________________37
3.3. Планировка рабочего места_________________________________41
3.4. Оснащение и оборудование рабочих мест______________________44
3.5. Служебная мебель__________________________________________47
3.6. Условия труда______________________________________________51
Заключение___________________________________________________54
Список используемой литературы_______________________________56
рабочий стол (обычный или специализированный);
вспомогательные столы и тумбочки для хранения справочного материалы, для установки пишущей или счетной машины, телефонов, диктофонов, картотеки и пр.;
рабочее кресло или стул;
шкаф обычного типа и специальные (для документации, чертежей), полки, стеллажи и пр.
От конструкции мебели в значительной мере зависят рабочая поза работника, затраты времени на поиск документов и канцелярских принадлежностей, на работоспособность человека. Отсюда и предъявляемые к служебной мебели требования:
1) габариты мебели и оборудования должны обеспечивать удобство в выполнении работы, соответствовать антропометрическим и физиологическим особенностям человека, способствовать удобному положению тела при работе и предупреждать преждевременное утомление (стулья и кресла, например, должны иметь устройства для подъема сиденья, спинок, подлокотников);
2) размеры ящиков в столах и полок в шкафах должны соответствовать габаритам хранимых бумаг, папок, причем способ хранения должен обеспечить удобство их укладки, поиска и выемки;
3) целесообразно, чтобы рабочая мебель состояла из стандартных элементов, которые могут компоноваться в зависимости от форм и размеров помещения применительно к определенному процессу работы; к тому же внедрение стандартных унифицированных взаимозаменяемых элементов мебели позволяет организовать их массовое или крупносерийное производство, что обеспечивает значительное снижение стоимости и повышает качество мебели;
4) внешний вид мебели должен быть эстетически приятным и гармонировать с интерьером служебного помещения.
Значительная часть работников основную часть рабочего времени проводит за столом. Поэтому важно продумать конструкцию и рациональное оборудование рабочих столов.
Рабочая поверхность стола должна прежде всего соответствовать гигиеническим требованиям, т. е. быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Нерациональна укладка на стол стекла: оно охлаждает руки, а его блестящая поверхность вредно действует на зрение. Окраска стола предпочтительна светлая, чтобы степень контраста с бумагой была минимальной. Полировка лучше несильная, что поможет избежать световых бликов.
Крышки столов для руководителей должны быть размером 150 * 90 см, для специалистов - 135 *80, для машинисток — 130 * 75 см. Для отдельных, специальных работ можно использовать столы с крышками большей площади. Высота рабочей поверхности стола от пола должна быть такой, чтобы работающий не сутулился из-за малой высоты или чтобы не наступало быстрое утомление из-за лишнего напряжения мышц плеч и спины, наблюдаемого при работе за высоким столом.
Важна также рациональная организация рабочего стола. Она зависит от конструкции стола, его вместимости и характера материалов, используемых работником. Общее правило — "каждая вещь должна иметь свое место" — в данном случае означает, что конструкция стола должна предусматривать специальное место для всех предметов и средств труд. Отечественной и зарубежной наукой по оргтехнике рекомендуется исходить из принципа "взаимозаменяемости" ящиков служебных столов, использовать столы "переменной конструкции". Это значит, что размеры выдвижных ящиков стола должны соответствовать их назначению, соотноситься друг
с другом как 1:2:3 и быть взаимозаменяемыми.
Для хранения канцелярских принадлежностей (ручек, карандашей, резинок, скрепок, держателей и т. п.) предназначается одинарный ящик. Причем названным предметам отводятся специальные места в передней части ящика; сзади размещается выполненная за день работа.
Двойной ящик предназначается, как правило, для хранения картотек, которые вставляются в специальные коробки, помещаемые поперек ящика таким образом, чтобы карточки были обращены непосредственно к работнику.
Тройной ящик предназначен для хранения деловых папок, т. е. аналогичен полке. Размещаются в нем папки с делами, которые всегда должны быть под рукой, а также с делами, взятыми для работы на непродолжительное время. Папки размещаются в вертикальном положении.
Если меняется "хозяин" стола, может измениться и набор ящиков. Например, вместо одного тройного можно вставить три одинарных или одинарный и двойной, вместо шести одинарных — два тройных и т. п.
Положение корпуса человека при работе сидя должно быть таким, чтобы было удобно и не создавалось большое мышечное напряжение. Отсюда и требования к конструкции стульев и кресел.
Рабочие кресла и стулья должны быть снабжены подъемно-поворотными механизмами, позволяющими устанавливать удобную высоту сиденья и позу в зависимости от роста. Правильная поза "сидя" должна быть такой, чтобы часть ноги сидящего от колена до бедра (именно на эту часть распределяется вес тела) была параллельна полу. Как правило, при работе за столом высотой 70 см удобную позу обеспечивает стул высотой 7,5 см. Когда необходим более высокий стул, его высоту регулируют с помощью подъемного винта.
Рекомендуется, чтобы передняя часть сиденья стула приблизительно на 2,5 см была выше задней, глубина сиденья не должна превышать 38 см.
В случаях, когда выполняемая работа требует частой перемены места стула по отношению к столу, лучше использовать стул с роликами на ножках. Ослаблению мышечного напряжения способствует регулируемая в вертикальном и горизонтальном направлениях спинка стула или кресла. Это обеспечивает опору спине выше поясницы. Ослабить мышечное напряжение помогают также подлокотники.
В целом, говоря об организации рабочих мест, нужно отметить, что не стоит пренебрегать рассмотренными выше правилами и рекомендациями, выработанными наукой и практикой. Соблюдение их позволяет создать не только эффективные условия работы, но и благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, свидетельствуют о культуре труда, заботе о человеке.
3.6. Условия труда
Условия труда - это совокупность элементов (факторов) производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека- здоровья, работоспособность, удовлетворенность трудом и его эффективность.
Можно выделить следующие группы факторов условий труда:
1) санитарно-гигиенические, характеризующие микроклимат (температуру, влажность и скорость движения воздуха), освещение, шум, вибрацию и сопряженную с освещением окраску служебных помещений и оборудования;
2) эстетические, включающие цветовую отделку интерьеров, озеленение служебных помещений, использование в интерьерах помещений произведений живописи и произведений прикладного искусства;
3) психофизиологические, связанные с осуществлением мер психофизиологического характера, обеспечивающих условия высокоэффективной деятельности и сохранения здоровья служащих (постепенное вхождение в труд, ритмизация труда, нормальное чередование труда и отдыха, смена форм деятельности, активные формы труда и отдыха и ряд других факторов);
4) социально-психологические, связанные с осуществлением мер, направленных на формирование психологической готовности человека к работе с новой техникой, к различного рода нововведениям (снятие психологических барьеров), с созданием нормального психологического климата в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и подчиненных и, в частности, с использованием выработанных наукой и практикой принципов общения руководителей с подчиненными.
Условия труда как рабочих, так и управленческого персонала регулируются едиными законодательными актами, нормативами, стандартами. Вместе с тем содержание элементов условий управленческого труда имеет свою специфику, обусловленную его особенностями.
“Работа по созданию благоприятных условий управленческого труда должна носить комплексный системный характер. Начало их формирования закладывается при проектировании предприятий и учреждений. Это относится прежде всего к санитарно-гигиеническим и эстетическим условиям труда, которые формируются под влиянием проектируемой. техники и технологии, архитектурно-строительного оформления зданий, внутреннего размещения служебных подразделений и оборудования, рабочей мебели и т. п. На этом этапе проектируются вентиляция, кондиционирование воздуха/ освещение служебных помещений в соответствии с санитарными и строительными нормами.”25
Не менее важна разработка мер по формированию и улучшению условий труда на уже действующих объектах. Здесь работу следует вести по всему комплексу элементов условий труда, но особое внимание надо уделить психофизиологическим и социально-психологическим факторам, формирующимся под влиянием выполняемой работы, межличностных отношений, т. е. факторам, которые на этапе проектирования предприятий не могут быть учтены.
Поскольку в современных условиях хозяйствования все большее значение придается активизации человеческого фактора, роль социально-психологических условий труда также повысится, ибо они способствуют усилению социальной мотивации труда, стремлению к большей творческой отдаче специалистов
Комплексный подход к обеспечению благоприятных условий труда отражен в специальных межотраслевых требованиях и нормативных материалах, которые следует учитывать при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий, технологических процессов и оборудования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе мной была рассмотрена значимость организации труда управленческого персонала.
В проделанной работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Управленческий труд и его организация - здесь рассмотрены сущность, понятие и содержание организации труда управленца, очерчен круг проблем, на решение которых должна быть направлена практическая работа.
Далее рассматриваются задачи , принципы которыми следует руководствоваться при организации работы управленческого аппарата.
2. Изучение затрат рабочего времени и содержания управленческого труда. Одним из основных критериев, характеризующих уровень организации труда, является степень использования рабочего времени .
Различные показатели - структура затрат; использование фонда рабочего времени, величина потерь и непроизводственных затрат- отражают положительные и отрицательные стороны существующей организации труда.
Изучение рабочего времени позволяет получить представление о загрузке отдельных категорий работников, и о затратах времени на основные и наиболее массовые виды работ, выполняемых в аппарате управления.
Анализ их дает возможность установить нормы труда, более четкие критерии оценки работы; выявить сокращения затрат управленческого труда.
3.Организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда.
В комплексе мер, обеспечивающих эффективность труда в сфере управления, важная роль отводится рационализации рабочих мест и созданию благоприятных условий труда.
Общими требованиями рациональной организации рабочих мест является создание работникам максимального удобства для осуществления их деятельности, освобождения от не рациональных перемещений и движений, снижение на этой основе затрат труда на выполняемую работу.
Отсюда был сделан вывод, что экономия времени и сил работника- главные критерии рационализации организации рабочих мест.
Список использованной литературы
1. Бакштанский В.Л., Жданов О.И. 10000 дней: менеджмент жизни. - М.: ПЕР СЭ, 2009. - 576с.
2. Виноградский Н.Д., Шканова Е.Н. Управление торговлей. – М.: Дельфи, 2010. – 322с.
3. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Гардарика, 2008. 225с.
4. Волкова К.А. Предприятие: стратегия, структура, должностные инструкции. – М.: Экономика, 2011. – 310с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 2009. – 478с.
6. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент. – М.: Интел-Синтез, 2008. – 387с.
7. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес. – М.: Новая Экономика, 2010. – 236с.
8. Кибанов А.Я., Дятлов В.А., Пихало В.Т. Управление персоналом. – М.: Приор, 2009. – 312с.
9. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления на предприятия. – М.: ГАУ, 2010. – 275с.
10. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления. – М.: ГАУ, 2008. – 322с.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга. – С-П.: Питер, 2004. – 350с.
12. Кузнецова Ю.В., Подлесных В.И. Менеджмент. – С-П.: Бизнес-Пресса, 2009. – 288с.
13. Максимцев М.М. Менеджмент. – М.: Юнити, 2010. – 244с.
14. Мескон М. Стратегия организации. – М.: Дело, 2008. – 192с.
15. Мескон М. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2010. – 350с.
16. Минуберг Г., Лэмпел Д., Альстренд Б. Школа стратегий. – С-П.: Питер, 2009. – 314с.
17. Радугин А.А. Основы менеджмента. – М.: Центр, 2008. – 250с.
18. Румянцева Н.А. Менеджмент организации. – М.: Дельта-Пресс, 2007. – 320с.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: Юнити, 2009. – 375с.
20. Саломатина Т.К. Организация производства. -М.: Инфра-М, 2008. – 224с.
21. Тихонов С.К. Корпоративный менеджмент. -М.: Калита, 2009. – 280с.
22. Филатов А.Г. Общее управление корпорацией. -М.: Магнет-М, 2010. – 250с.
23. Хазин М.Г. Экономика организации. -М.: Интел-Синтез, 2009. – 300с.
24. Чугайнов С.В. Стратегия Бизнеса. Концепции и методы планирования. –М.: Юнити, 2008. – 280с.
25. Шевелев С.П., Афанасьева К.А. Управление персоналом. – М: Дельфи, 2010. – 300с.
1 Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления на предприятия. – М.: ГАУ, 2010. – c.187.
2 Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 2009. – c. 245.
3 Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес. – М.: Новая Экономика, 2010. – c 135.
Информация о работе Организация труда управленческого персонала