Организация управления производством на ОАО «ТМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание

Целями написания данной курсовой работы являются:
- определение возможных направлений реализации внутренних и внешних факторов повышения эффективности производства (деятельности предприятия);
- разработка мероприятий для внедрения новшеств на предприятии с целью повышения эффективности производства и получения значительного экономического эффекта.
Основные задачи курсовой работы:
1) работа с литературой, имеющей отношение к исследованиям, проводимым в данной работе;
2) анализ эффективности управления производством на ОАО «Тутаевский моторный завод», с целью выявления причин низкой эффективности производства предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика предприятия
1.1 Общие сведения о предприятии 6
1.2 История предприятия 8
1.3 Характеристики основной деятельности предприятия 10
1.4 Управление производственной подсистемой организации 14
1.5 Эффективность управления производством 21
2. Факторы внешней среды предприятия 27
3. Анализ подсистемы управления производством и оценка её соответствия
3.1 Анализ подсистемы управления производством 31
3.2 Разработка предложений по совершенствованию системы управления производством 38
3.3 Оценка эффективности внедрения предложений 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по менеджменту.docx

— 169.60 Кб (Скачать документ)

- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних  факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности и, наоборот, более полно использовать благоприятные возможности.

Теперь более подробно разберём факторы внешней среды, непосредственно действующие на ОАО «ТМЗ».

I. Рынок двигателей. В секторе дизельных двигателей от 400л.с. до 700 л.с. основным конкурентом ОАО «ТМЗ» является Ярославский моторный завод, выпускающий V-образные 12-цилиндровые двигатели размерностью 130х140 мм и 140х140мм.

Продажи V-образных  двигателей типа ЯМЗ 240 постепенно снижаются. 12-цилиндровые двигатели 140х140 мм ещё сохранятся в производстве, так как их мощность (до 800 л.с.) значительно выше мощности  8-цилиндровых двигателей ТМЗ той же размерности.

Потенциальными потребителями  новых двигателей ОАО «ТМЗ», которые  в настоящее время готовятся  к производству, могут быть ОАО  «КАМАЗ», ОАО «МАЗ», ПРУП «МЗКТ», РУПП «БелАЗ», РУП «Гомсельмаш», в планах которых не предусмотрено собственное  производство двигателей мощностью 400-700 л.с.

Это обстоятельство является благоприятным для ОАО «ТМЗ». Здесь, при борьбе за эти рынки, конкурентами выступают западные моторостроители, прежде всего «Cummins», «Deutz». Сильными сторонами этих компаний являются высокий, постоянно поддерживаемый технический уровень дизелей, соответствие экологическим нормам, действующим и перспективным, сервисная поддержка на зарубежных рынках.

Слабыми сторонами являются высокий уровень цен, недостаточный  уровень сервиса на территории России и СНГ, ограниченные возможности  применения при поставке их в составе  автомобилей в некоторые регионы  мира.

II. Рынок коробок передач. Основными конкурентами «ТМЗ» выпускающими коробки передач в диапазоне Мкр. 1100-1300 Нм являются в России и странах СНГ зарубежные производители: «Zahnradfabrik Freidrichshаten AG» (ZF), Германия и «Fast Gear Co» (Китай).

Сильной стороной компании «ZF» является многолетний опыт разработки и производства широкой гаммы коробок передач, наличие сервисных сетей, как в дальнем зарубежье, так и в России и в странах СНГ.

К слабым сторонам этого  конкурента относится высокий уровень  цен, который ещё длительное время  будет сдерживающим фактором в продвижении  их продукции в России и СНГ.

Сильной стороной китайских  производителей коробок передач  является низкий уровень цен при  приемлемом для настоящего времени  качестве. У потенциальных потребителей этих коробок передач вызывает сомнение реальный ресурс и отсутствие сервиса.

В этих условиях основной задачей  «ТМЗ» является расширение гаммы  коробок передач, улучшение характеристик  применительно к требованиям  заказчиков и снижение издержек производства.

III. Рынок чугунных отливок. «ТМЗ» производит в настоящее время 15,8 тыс. тонн чугунных отливок для собственных нужд и нужд «ЯМЗ». ОАО «ТМЗ» решил проблему дефицита жидкого чугуна, закупив в 2008 г. плавильный комплекс у фирмы “Inductotherm”. Дальнейшее увеличение объемов производства связано с техническим перевооружением чугунолитейного производства и продвижением продуктов на новые рынки.

Диаграмма, характеризующая  необеспеченную потребность в чугунных отливках базовых деталей двигателей у предполагаемых предприятий-партнеров, приведена на рисунке 5.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Потребность  в чугунных отливках у предприятий-партнёров  ОАО «ТМЗ»

Историческими потребителями  компании являются «БелАЗ», «Кировский завод», «Минский и Брянский заводы колесных тягачей». Кроме того, «Тутаевский моторный завод» является поставщиком «Ярославского моторного завода» для комплектации двигателей производства «ЯМЗ» многоступенчатыми коробками передач.

Основным же потребителем продукции общества остается  ОАО «Автодизель». Продукция завода отгружалась в Центр России (84,26%), Белоруссию (15,2%), Украину (0,24%), Казахстан (0,14%), Армению (0,12%)и Литву (0,04%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ подсистемы управления производством и оценка её соответствия

3.1 Анализ подсистемы  управления производством

В первом разделе курсовой работы мы рассматривали, что для оценки эффективности производства используется система показателей, в которой показатели оценки и планирования повышения экономической деятельности объединяются в четыре группы:

1) Обобщающие показатели экономической эффективности производства;

2) Показатели эффективности использования труда;

3) Показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений;

4) Показатели эффективности использования материальных ресурсов.

I. В группу обобщающих показателей вошли объем продаж и темп его роста, объем продаж на 1 рубль затрат, валовая прибыль, чистая прибыль, чистая прибыль на 1 рубль объема продаж, затраты на 1 рубль товарной продукции.

В отчётном периоде (2009 г.)  убыток от финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «ТМЗ» составил 265594 тыс. руб., по отношению к 2008 году убыток вырос на 146,7%. Соответственно получен непокрытый убыток 219732 тыс. руб., он также вырос по сравнению  с прошлым годом на 115,9%. Рассмотрим более детально причины получения  такой отрицательной динамики показателей.

В отчётном периоде произошло  снижение выручки от продаж на 51,1%, она  составила 1421104 тыс. руб. Однако снизилась  и себестоимость продаж на 45,1%, она  составила 1395527 тыс. руб. Можно отметить тот факт, что выручка (48,9%) снижается  опережающими темпами по сравнению  с себестоимостью (54,9%). Это может  говорить о недостаточной эффективности  работы предприятия. Резкое падение выручки может быть связано с существенным падением спроса на продукцию предприятия, а также последствиями мирового финансового кризиса.

Динамику изменения прибыли  ОАО «ТМЗ» за 2008-2009 гг. можно проследить на основании следующей диаграммы (Рисунок 6):

Рисунок 6 – Динамика основных показателей прибыли ОАО «ТМЗ»

 

Показатель объёма продаж на 1 рубль затрат составил в 2009 году 1,02 руб. на каждый рубль затрат по производству продукции. За аналогичный период предыдущего  года он составил 1,14 руб. Отдача на каждый рубль затрат снизилась с 14 копеек в 2008 году до 2 копеек в 2009 году. В относительном выражении снижение составило 10,5%. Снижение показателя негативно сказалось и на показателе валовой прибыли предприятия, которая составила 25577 тыс. руб., что на 92,9% ниже, чем в 2008 году.

На каждый рубль объёма продаж получен чистый убыток в размере 15 копеек. В 2008 году аналогичный показатель составил 4 копейки. И здесь произощло  существенное увеличение убытка (в 3,75 раза).

Затраты на 1 рубль товарной продукции предприятия в отчётном периоде составили 1,09 руб. В 2008 году – 1,18 руб. Здесь произошло снижение, однако затраты по-прежнему выше, чем  объём товарной продукции. В идеале показатель должен быть меньше 1.

II. Группу показателей эффективности использования живого труда составляют: темпы роста производительности труда, экономия живого труда, заработная плата на 1 рубль реализованной продукции, то же на 1 рубль чистой продукции.

Выработка продукции на 1 работника ППП в 2009 году составила 440480 руб., что на 38,8% меньше, чем в 2008 году (719464 руб.). Одной из причин такой  тенденции является сокращение численности  ППП предприятия за период 2009 года.

Снижение производительности труда свидетельствует о том, что  неэффективно используются внутрипроизводственные резервы, недостаточно совершенствуются и неэффективно используются техника и рабочая сила, увеличивается рабочее время, нет необходимой экономии сырья и материалов, нерационально используется оборудование. Соответственно, не происходит и экономии живого труда.

Среднемесячная заработная плата 1 работника ППП составила  в 2009 году 8987 руб., это на 29,8% меньше по сравнению с 2008 годом (12797 руб.).

III. Показатели эффективности основных фондов и оборотных средств включают: фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность, прибыль на 1 рубль основных фондов, прибыль на 1 рубль основных фондов и оборотных средств, оборачиваемость оборотных средств.

Основным показателем  использования основных фондов предприятия  является фондоотдача. В 2009 году на ОАО  «ТМЗ» она составила 45,8 копеек на 1 рубль основных производственных фондов, это на 57,3% ниже, чем в 2008 году (107,3 копеек).

Фондоёмкость – это  коэффициент, обратный фондоотдаче. Фондоёмкость в отчётном периоде составила 0,02 копейки основных фондов на 1 рубль  выпущенной продукции.

Фондовооружённость - отношение средней годовой стоимости основных производственных фондов к средней численности работников за год. За 2009 год фондовооружённость составила 375,3 тыс. руб. фондов на 1 работника предприятия. За 2008 год этот показатель составил 249 тыс. руб. фондов на 1 работника предприятия.

Убыток на 1 рубль основных средств составил в отчётном году 17 копеек (в 2008 году – 8 копеек), а убыток на 1 рубль основных фондов и оборотных  средств – 12 копеек (в 2008 году – 5 копеек). По обоим показателям получены неудовлетворительные результаты.

IV. Показатели материальных ресурсов. При объёме товарной продукции 1284881 тыс. руб. фактические затраты на её производство составили 1463536 тыс.руб. или 113,90 коп. на 1 рубль произведённой продукции.

Анализ себестоимости показывает, что затраты на производство в 2009 году снизились с 154,57 коп. на рубль товарной продукции до 99,96 коп. в основном за счет:

- уменьшения ремонтных  работ на 118562 тыс. руб.;

- мероприятий по экономии  энергоресурсов на 3231 тыс. руб.;

- экономии по фонду  заработной платы  на 352820 тыс.  руб. и т.д.

Увеличение себестоимости  произошло за счет:

- роста цен на энергоносители на 46375 тыс. руб.;

- увеличения амортизационных отчислений на 16838 тыс. руб.;

- выплат по договорам лизинга за оборудование на 42164 тыс. руб.

Резкое падение объемов  производства в 2009 году привело к  относительному росту постоянных затрат по сравнению с 2008 годом, в результате затраты на 1 рубль товарной продукции  увеличились на 13,9 %.

Эффективность управления отражает результативность обеспечения социально-экономического развития предприятия. В этой связи  эффективность управления проявляется  в достигнутых показателях результативности всей деятельности предприятия.

Важным показателем для  оценки уровня эффективности деятельности предприятия служит также общая  рентабельность предприятия.

Общая рентабельность предприятия  определяется как отношение прибыли  к средней стоимости основных и оборотных средств.

Общая рентабельность ОАО  «ТМЗ» в 2009 году составила -11,5%. В 2008 году этот показатель составил -4,6%. На лицо рост убыточности ОАО «ТМЗ». Поскольку по итогам 2009 года, как в прочем и 2008 года, получен непокрытый убыток, а, следовательно, и рентабельность представлена отрицательной величиной. Поэтому правильнее будет сказать о показателе убыточности.

В аналитической части  мною был проведён анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ТМЗ», и на основании полученных результатов, предлагаются рекомендации по совершенствованию управления производства предприятия, так, чтобы на каждую единицу ресурсов добиваться существенного увеличения объёма производства продукции.

Система показателей эффективности производства представленная в работе даёт всестороннюю оценку использования всех ресурсов предприятия и содержит все общеэкономические показатели.

Объём продаж ОАО «ТМЗ» за 2009 год упал по сравнению с объёмом продаж 2008 года на 51,1%. Снизилась и себестоимость продаж на 45,1%, она составила 1395527 тыс. руб. Валовая прибыль отчётного периода составила всего 25577 тыс. руб. В 2009 году предприятием получен убыток от продаж в размере 192146 тыс. руб., что на 270,0% больше, чем за 2008 год.

На конец отчётного  периода получен непокрытый убыток 219732 тыс. руб., он также вырос по сравнению с прошлым годом на 115,9%. Отсутствие чистой прибыли свидетельствует о невозможности пополнения оборотных средств для ведения нормальной хозяйственной деятельности.

Снижение замечено по всем исследованным сферам производства ОАО « ТМЗ». Это показатели использования  основных фондов, оборотных средств, труда, материальных ресурсов.

В целом на основании выше приведённых данных можно сделать  вывод о неудовлетворительных результатах работы ОАО «ТМЗ» в 2009 году. Предприятие работает убыточно. Все основные показатели производства имеют отрицательную динамику. Это обусловлено резким ухудшением производственной и финансовой деятельности в 2009 году. Уровень организационно-управленческой деятельности находится на очень низком уровне.

Повышение эффективности  производства – важнейшая цель для управленческого аппарата ОАО «ТМЗ» на предстоящие периоды. Осуществление этой цели может быть достигнуто путём:

- развития технологической базы производства;

- инноваций в производстве;

- повышения экономической эффективности затрат на выпуск продукции;

- оптимизации инвестиционной политики;

- совершенствования структуры производственной системы.

Информация о работе Организация управления производством на ОАО «ТМЗ»