Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:55, контрольная работа
В основе концепции Тейлора лежало разделение разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распорядительский. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность.
«Мотивация достижения успеха» — такая стратегия поведения человека, когда он ориентирован на активность, на достижение результата, не боится ошибок, предпринимает различные действия, способен к риску.
«Мотивация избежания неудачи» предполагает другую особенность поведения человека: пассивность, боязнь ошибок и неудач, избежание принятия ответственных решений, страх риска. Для диагностики мотивации личности может быть использован тест-опросник.
Кроме того, в структуре характера важное место принадлежит и эмоционально-волевой сфере. Так, использование методики САН (самочувствие, активность, настроение) позволяет определить состояние эмоциональной сферы менеджеров, а тест Д. Роттера — исследовать «локус контроля» (внешний и внутренний). Внешний локус решений полагается на внешние обстоятельства, случай, судьбу и т.д. Менеджер с внешним локусом контроля считает, что от него ничего не зависит, пассивен, не способен к оправданному риску.
Менеджер, в котором преобладает внутренний локус контроля, в своей профессиональной деятельности полагается на свои силы, на самого себя, на свои способности, знания и умения, предъявляя к себе жесткие требования и владея всеми механизмами саморегуляции и рефлексивным мышлением.
В современной психологии рядом авторов выделены следующие типы характеров: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный и смешанный. Основные характеристики каждого типа таковы:
Гипертимный психотип — общительность, самостоятельность, находчивость, живой ум, хорошее настроение, плохая переносимость жесткой дисциплины, монотонного труда, однообразной обстановки.
Циклоидный психотип — частая смена фаз повышенной активности фазой пониженной деятельности. В субдепрессивной фазе отмечается вялость, упадок сил, тогда как в фазе подъема циклоиды похожи на гипертимов.
Лабильный психотип — крайняя подвижность настроения, меняющегося часто и по незначительным поводам.
Астеноневротический психотип — повышенная утомляемость, раздражимость и склонность к ипохондрии.
Сензитивный психотип — чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности.
Психоастенический психотип — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее), любовь к самоанализу, легкость возникновения навязчивых опасений.
Шизоидный психотип — замкнутость и недостаток интуиции в общении.
Эпилептоидный психотип — склонность к периодам злобно-тоскливного настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло.
Истероидный психотип — эгоцентризм, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, почитание, сочувствие.
Неустойчивый психотип — повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью.
Конформный психотип — постоянная и чрезмерная приспособляемость к своему непосредственному окружению, жизненное правило: думать, «как все», поступать, «как все».
Смешанные психотипы — различные сочетания тех или иных черт характера, на них падает примерно половина психотипов.
К социальной подструктуре личности менеджера можно отнести направленность его личности и все виды опыта: сенсорного, ментального и социального. Избирательная направленность человека означает: на что направлена личность, с чем человек считается и каким образом оценивает, чем он готов поступиться для достижения поставленной цели, из-за чего он готов скорее отказаться, чем идти к ее достижению неприемлемым для него способом. Иначе говоря, способ поведения менеджера в той или иной экономической ситуации является наиболее существенным и показательным выражением характера, но характер определяет и сам способ поведения. Можно сказать, что характер есть единство отношения и способа действия.
В процессе своей профессиональной деятельности менеджер овладевает разными видами опыта, формой организации которых является его интеллект. Уровень развития интеллекта определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту. Структура ментального опыта есть результат функционирования этой системы.
Психологической основой разумности человека также является его интеллект. В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего. С психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.
Известно, что в современных
условиях интеллектуальный потенциал
населения наряду с демографическим,
территориальным, сырьевым, технологическим
параметрами общества является важнейшим
основанием его прогрессивного развития.
Во-первых, одним из решающих факторов
экономического развития сейчас оказывается
интеллектуальное производство. А ключевой
формой собственности —
Социальная подструктура личности — это особенности психики, связанные с фактором ее принадлежности к определенным общностям, и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения. Элементами социального опыта являются: социальные роли, социальные нормы, социальные символы, ценностные ориентиры.
Социальные роли — это
многообразные права и
Социальные нормы представляют собой правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении от состоящих в этих группах лиц. Социальные нормы — нормы-рамки и нормы-идеалы. Первые жестко регламентируют поведение и отношения людей, разновидностями их являются нормы-запреты, нормы-права, нормы-обязанности. Вторые — проецируют наиболее оптимальные модели поведения на будущее.
Социальные символы —
это средства внедрения и закрепления
официально санкционированной и
индивидуально-практической системы
ценностей, сочетающие рациональное значение
с высоким эмоциональным
Ценностные ориентиры — субъективное практическое отношение личности к социальным нормам, системе ценностей, влияющих на мотивацию личности, концепцию истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни, добра и зла и т.п. На основе социального опыта менеджера вырабатываются умения, навыки, знания, привычки, т.е. портрет менеджера, его имидж.
психологическая личность менеджер
2. Проектирование оптимальной модели личности менеджера
Возникает вопрос, является
ли экономическая деятельность человека
всегда логичной, рациональной и предсказуемой?
Как показывает практика, экономическая
деятельность человека достаточно разумна;
иначе отсутствие рациональности, сенсорного
и ментального опыта не позволили
бы создать нынешний уровень экономического
развития. В то же время принимаемые
человеком экономические
Иррациональность, алогичность,
малая предсказуемость
Накопление сенсорного опыта
в то же время побуждает личность
к обобщению, классификации, систематизации
своих наблюдений. Известно, что
человеку легче воспринимать информацию,
если она систематизирована, имеет
форму смысловых блоков, поэтому
можно сделать вывод, что систематизация
близка внутреннему настрою человека,
его природе, ибо в жизненных
процессах все разбито на ритмы,
циклы, виды, группы и т.д. Однако поток
информации увеличивается постоянно,
и по сути дела у человека на уровне
подсознания срабатывает «
Типологические особенности личности представлены выше, а стили руководства можно разделить натри варианта: авторитарный, демократический и либеральный. Существует другая типизация — сосредоточенный на работе и сосредоточенный на человеке.
Оптимальная модель личности менеджера, которому предстоит работа в условиях, глобализации экономики, может быть представлена следующими характеристиками:
а) биологическая подструктура личности:
тип высшей нервной деятельности
- сильный, уравновешенный, подвижный,
что соответствует
задатки — оптимальный сенсорный профиль личности менеджера (высокие пороги чувствительности всех анализаторских систем);
оптимальный возраст менеджера — время открытий и удач — до 25 лет, время создания «ситуации успеха» — 25-45 лет;
б) психологическая подструктура личности:
предрасположение к рискам в профессиональной деятельности — это экстраверсия и эмоциональная стабильность;
развитые общие и специальные способности (организаторские и коммуникативные);
проявление субъективности менеджера: мотивация «достижения успеха» и «мотивация избежания неудачи»;
совершенная эмоционально-волевая
сфера личности — эйфория, активность,
стенические эмоциональные
стили руководства — демократический, установка личности на расслабление, поведение — активное.
в) социальная подструктура личности:
направленность личности на профессиональную деятельность, высокоразвитые коммуникации;
богатый сенсорный, ментальный и социальный опыт.
В качестве примера можно
привести оптимальную модель личности
менеджера, которая прошла апробацию
путем экспериментального ' исследования
особенностей личности менеджера в
ее динамике на ряде Тульских машиностроительных
заводов. В условиях эксперимента была
изучена психологическая
Проектирование оптимальной структуры личности менеджера и ее высоких уровней (обучающая комплексная тренинговая программа) предусматривает следующие направления работы:
I этап. Формирование биологической подструктуры личности:
а) тренинги по развитию сенсорики/сенситивности;
б) упражнения по формированию
индивидуального стиля
II этап. Формирование психологической подструктуры личности:
а) тренинги по развитию навыков волевой и эмоциональной саморегуляции;
б) тренинги по развитию эффективного общения и всех видов коммуникаций.
На втором этапе формирующего эксперимента предполагается проведение деловых игр по проблемам «Психологии менеджмента».
III этап. Формирование социальной подструктуры личности:
а) тренинги по развитию интуиции и креативности;
б) мотивационный тренинг.
Третий этап подготовки менеджеров
включает выполнение и решение системы
творческих задач и заданий по
развитию организаторских и
В моей организации – эффективность применения социально- психологических методов управления
Менеджерами была пройдена подготовкаа именно
I этап. Формирование биологической подструктуры личности:
а) тренинги по развитию сенсорики/сенситивности;
б) упражнения по формированию
индивидуального стиля
II этап. Формирование психологической подструктуры личности:
а) тренинги по развитию навыков
волевой и эмоциональной
б) тренинги по развитию эффективного общения и всех видов коммуникаций.
На втором этапе формирующего эксперимента предполагается проведение деловых игр по проблемам «Психологии менеджмента».
III этап. Формирование социальной подструктуры личности: