Основные этапы формирования менеджмента. Школа научного управления Ф. Тейлора. Административная школа менеджмента А.Файоля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание

В основе концепции Тейлора лежало разделение разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распорядительский. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по менеджменту.docx

— 93.21 Кб (Скачать документ)

а) тренинги по развитию интуиции и креативности;

б) мотивационный тренинг.

Третий этап подготовки менеджеров включает выполнение и решение системы  творческих задач и заданий по развитию организаторских и коммуникативных  способностей.

Сущность и характер на этих тренинга был раскрыт полностью  и выявлены следующие черты личности и управления:

 

Эпилептоидный психотип — склонность к периодам злобно-тоскливного настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло.,

 

Гипертимный психотип — общительность, самостоятельность, находчивость, живой ум, хорошее настроение, плохая переносимость жесткой дисциплины, монотонного труда, однообразной обстановки

стили руководства — демократический, установка личности на расслабление, поведение — активное

Вопрос № 22

Методы оптимизации  управленческих решений:

Математическое  моделирование, метод экспертных оценок, «мозговой штурм», теория игр. Проанализируйте  эффективное применение методов  оптимизации управленческих  решений  в вашем предприятии.

Метод мозгового  штурма

 

Метод мозгового  штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового  штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки  обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и  коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует  коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом  мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так  и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных  чинов или рангов, то рекомендуется  заслушивать идеи в порядке возрастания  ранжира, что позволяет исключить  психологический фактор «соглашения  с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения  не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится  максимально эффективное и часто  нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы  и активности обсуждения, поэтому  роль ведущего в мозговом штурме очень  важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в  процесс.

Изобретателем метода мозгового  штурма считается Алекс Осборн, сотрудник  рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод  синектики.

Метод мозгового  штурма (brainstorming или метод мозговой атаки)

Игра в мозговой штурм  позволяет бесплатно нащупать методику проведения штурма, вид, этапы, и сценарии проведения мозгового штурма, правила  игры, суть и применение мозговой атаки.

Использование метода мозгового  штурма и  применение мозгового штурма.

Как проводить  мозговой штурм ?

Схема проведения штурма и  правила очень простые.

Опишите тут свою задачу, и мы все вместе будем искать нестандартное решение. 

Главная цель проведения такого мозгового штурма  - решение задачи нестандатно, креативно! 

Участие в такой игре (а  для многих это работа) - является лучшим примером техники проведения мозгового штурма, нежели просто читать теорию и не иметь возможности  применения на практике, в группе. 

Люди  - лучше чем программа мозгового штурма! 

Тем более, тут проводятся мозговые атаки на разные темы и  сценарии.

 

Метод "мозгового  штурма"

 

Позиционирование  продукта в рекламной кампании - это создание визуального образа, композиции и сюжета. Художественное творчество в рекламе - не просто работа, это креативное восприятия, это полёт  фантазии и нестандартный подход.

Как это происходит? Первое самое интересное и эффективное - это метод "мозгового штурма".

Мозговой штурм - это неиссякаемый источник новых идей и нестандартных  решений. Методика мозгового штурма хорошо известна и уже несколько  десятилетий успешно применяется  в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Темп современной деловой  жизни кажется таким быстрым, решения принимаются на ходу, и  складывается впечатление, что совсем нет и времени и места для  творчества, и тем более для "специального процесса по организации творчества". Учебники по рекламе предлагают четкое разделение ролей. Креативные идеи придумывает  соответствующий специалист (например, копирайтер), а коллективная "творческая работа" отвлекает людей, нарушает сложившиеся формы коммуникации сотрудников. Зачем привлекать тех, кто все равно не имеет времени, чтобы полностью войти в проблему? Мы так долго жили в идеологии  принудительного коллективизма, что  теперь хочется все сделать самому, выразить себя, ни с кем не делясь и ни в ком не нуждаясь! К тому же существует проблема авторских прав - захочет ли творческий человек  делиться своими идеями с потенциальными конкурентами?

Что такое "мозговой штурм"? Это метод группового коллективного  продуцирования новых креативных идей, который был разработан в 1930-е  годы. Он используется в самых разных областях - от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в  сложных социальных или личных ситуациях.

Сущность метода заключается  в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные  приемы "включения" фантазии, для  лучшего использования "чисто  человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые  могут благодаря неосведомленности  сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют  воображение "специалистов".

Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно  необычное, новое, креативное, что могло  бы "пройти мимо" из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может быть применен и "лично  для себя", в виде некоторого мысленного эксперимента, но эффективность реального  группового действия несравненно выше.

Один из вариантов методики мозгового штурма хорошо знаком нам  по любимой не одним поколением телезрителей передаче: "Что? Где? Когда?". Категорически  запрещается критика выдвигаемых  идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления. Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

Самые лучшие - это сумасшедшие  идеи. Желательно, чтобы участники  мозгового штурма попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений  и сумели посмотреть на проблему с  новой точки зрения. Нужно выдвинуть  как можно больше идей и зафиксировать  все. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее. Плоды мозгового штурма важно  материализовать в самое короткое время.

Гениальные креативные идеи зачастую рождаются в тёплой атмосфере  неформального общения за кружкой  пива или долгими бессонными ночами у кого-нибудь в квартире. Так  что нет гарантии, что муза посетит  вас в каком-то определённом месте, используйте все способы для  создания креативных идей.

 

 

1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ   И СУТЬ МЕТОДА

 

Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную  процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство из нас не воспринимает как проблему.  Несмотря  на очевидно высокий интеллектуальный потенциал работников его предприятия, многие обостренно стоящие задачи не решались в течение долгого времени.

 

Поиском вариантов их решения  занимался узкий круг специалистов высокого уровня. Остальные работали в режиме простых исполнителей. Привычным  ответом на вопрос о причинах такого положения является указание на материальное стимулирование. Но только ли в нем  причина? Ведь творческие способности  есть у всех людей.

Ответ был найден Осборном при детальном рассмотрении процедуры  включения "новичка" в решение  проблемы. Как правило, проблемы формулируются  специалистами на профессиональном языке с привлечением специальных  терминов, на базе глубокого знания происходящего,  внутренне  действующих эффектов.  Досконально  разобраться в такой

   

проблеме,  чтобы полноценно включиться  в ее обсуждение, непросто. Поэтому часто идеи новичков повторяют ранее пройденные и уже отвергнутые варианты, внешне заманчивые, но обладающие внутренними слабостями. И еще идеи высказываются непрофессионалами без соблюдения профессиональной терминологии, часто в некорректной, нестрогой форме. Все это приводит к негативной реакции профессионалов, волне критики, направленной на форму высказывания. Нельзя сбрасывать со счетов и ревнивое отношение специалистов к посторонним. Суждения о некомпетентности очень быстро перерастают в умозаключения об отсутствии творческой жилки, о невозможности использовать данного человека для творческой работы.

Итак, для того, чтобы идеи приняли специалисты, они должны быть выдвинуты оформленными "по всем правилам" - таково широко распространенное мнение. И требуется испытание  идеи, ее надо обосновать, доказать истинность. Все это очень затрудняет привлечение  новичков и неспециалистов к решению  даже очень важных для предприятия  вопросов. Важнейшим элементом метода, предложенного Осборном, является снятие этого ограничения. "Почему бы не разделить каждую проблему таким  образом, чтобы одна часть опытных  экспертов позаботилась об изыскании  фактов о юридическом суждении, тогда как творческие консультанты сосредоточились бы только на выдвижении одной идеи за другой" - пишет А. Осборн.

В этом разделении процесса поиска идеи и в подборе людей  для выполнения каждого этапа  и состоит основа предложенного  метода. Осборн указывает на появление  нового подхода к решению проблем, подхода, который получил название "имадженерия". "Вы даете свободу полета своей фантазии, а затем "имадженерируете" ее на землю".

Поэтому когда американский бизнесмен Алекс Осборн занялся  рекламой, он столкнулся с необходимостью поиска нового, той «изюминки», на которую  обычно и «клюет» покупатель. Надо отдать должное исследовательскому таланту Осборна. Он уяснил главное - поиску идеи мешает психологическая  инерция, наша привычка к «накатанному»  пути, шаблонным решениям.

Однако, как уже отмечалось выше, Осборн понял, что еще сильнее  мешает поиску нового сидящая глубоко  в подсознании каждого боязнь критики, неодобрения окружающих. И  еще он заметил, что у одних  людей ярче выражены способности  к выдвижению идей, а у других - к их анализу, критическому осмыслению. Вот почему начав поиски метода, который бы позволил быстро подобрать  лучшее решение, он удачно пришел к  мысли: разделить процесс поиска решений на две части. На 1 этапе, в свободной творческой обстановке, выдвигаются идеи (причем, самые  «безумные»), а на 2 этапе - они критически осмысливаются.

Работе над совершенствованием метода помешала война с фашистской Германией. А. Осборн стал военным моряком  на судах широко тогда известной  серии «Либерти», перевозивших военные  грузы в Европу. Эти, «пекшиеся» на стапелях в конвейерном варианте суда были вооружены, что называется, символически и часто становились  жертвой первой же торпедной атаки  вражеских субмарин, шнырявших по Атлантике.

Решив снять напряжение в  самое опасное, дневное время  плавания, А.Осборн предложил свободным от вахты поиграть в «брейнсторминг» (мозговой штурм, как он назвал свой метод). Моряки, предлагая разные способы защиты от торпед, высказали шутливую мысль: стать всем по борту и «отдуть» торпеду в сторону. Как ни парадоксально, но специально поставленный в следующем рейсе сбоку мощный вентилятор струей воды изменил курс торпеды. Она прошла за кормой, и корабль был спасен.

После войны Осборн усовершенствовал свой метод, ставший на какое-то время  одним из наиболее известных и  применяемых для коллективного  поиска решений.

В проведении мозгового штурма есть несколько этапов и четкие правила  «игры Этапы состоят из подготовки, проведения штурма, оценки и отбора идей, проработки и развития наиболее ценных из них.

Правила проведения мозгового  штурма несложны.

1. Четко формулируется и записывается задача. При необходимости она разбивается на подзадачи. Разрешается использование специальных вопросов: почему это необходимо, где должно быть сделано, кто должен сделать, что конкретно и как должно быть сделано и т.д.

2. Группа делится на генераторов идей (людей, обладающих богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (людей с аналитическим складом мышления, квалифицированных специалистов). Эксперты не принимают участие в поиске решений. Они их затем оценивают.

3. При выдвижении идей запрещена критика в любом виде (словом, мимикой, жестом), наоборот, поощряются шутки, каламбуры, свободная непринужденная форма изложения. Задача - за 30-45 минут обсуждения в быстром темпе получить максимальное число идей. Идеи высказываются без доказательств.

4. Все идеи фиксируются, для чего применяют магнитофон или стенографию (запись).

5. Руководит брейнстормингом ведущий - специалист, имеющий опыт проведения научных дискуссий и постановки проблем.

 

 

2. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ   СПРАВКА

 

Словосочетание, предложенное А. Осборном - brain-storming, допускает несколько вариантов перевода на русский язык. В настоящее время наиболее распространенным названием данного метода является "мозговой штурм". Распространены также варианты перевода: "мозговая атака", "конференция идей". На наш взгляд наиболее удачным было бы название "атака умов", наиболее полно отражающее сущность процессов, происходящих в рамках метода. Более тщательный анализ представленного термина показывает следующее.

В англо-русском словаре  Мюллера brain-storm переводится как буйный припадок, душевное потрясение.

В словаре Гальперина тот  же термин переводится как:

- припадок безумия; 

- блестящая идея, великолепный  план;

- бредовая мысль, идея.

В толковом словаре английского  языка Вебстера приведены следующие  варианты трактовки понятия brain-storm:

- a violent transient fit of insanity;

- a suddin bright idea; ' - a have brained idea,

что можно перевести как:

- сильный (неистовый, бешеный)  скоротечный припадок (приступ) умопомешательства;  
- внезапная блестящая (яркая) идея;

- безрассудная идея.

Приведенные переводы позволяют  лучше понять суть предложенного  Осборном метода. Несмотря на значительные рассогласования с подстрочником  оригинала, название "мозговой штурм" имеет сегодня право на существование  в силу широкого распространения. Именно оно и будет использоваться в  рамках данной работы.

 

Модели теории игр.

Большинство хозяйственных  операций можно рассматривать как  действия, совершаемые в условиях противодействия. К противодействиям следует относить такие, например, факторы, как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее массовым случаем противодействия является конкуренция. Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов является существенным преимуществом для любой коммерческой организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учетом возможных ответных действий конкурентов. Первоначально разработанные для военно-стратегических целей, модели теории игр применяются и в бизнесе для прогнозирования реакции конкурентов на принимаемые решения, например, на изменение цен, выпуск новых товаров и услуг, выход на новые сегменты рынка и т.п.

Информация о работе Основные этапы формирования менеджмента. Школа научного управления Ф. Тейлора. Административная школа менеджмента А.Файоля