Основные этапы разработки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание

Создание большого числа предприятий различных форм собственности в период становления рыночного хозяйства в нашей стране привело к тому, что руководителям пришлось учиться управлять самостоятельно, а не по указке «сверху». Одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д. Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности. Управленческие решения могут приниматься применительно к любой сфере деятельности организации: управлению персоналом, управлению финансами, управлению производственными процессами, в том числе и управлению маркетинговой службой

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность управленческих решений 5
1.1. Сущность и характерные особенности управленческих решений 5
1.2. Классификация управленческих решений 9
Глава 2. Эффективность принятия управленческих решений на предприятии ЗАО «Промматериалы» 14
2.1. Альтернативы принятия эффективности управленческого
решения 14
2.2. Экономическое обоснование эффективности принятия управленческого решения 23
Глава 3. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений 29
Заключение 31
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

УР Основные этапы разработки управленческих решений.docx

— 62.79 Кб (Скачать документ)

     Этап  изучения ситуации направлен на признание  или не признание существующей в организации проблемы. Процесс здесь будет проистекать по-разному для структурированных и неструктурированных проблем. В первом случае признание проблемы будет происходить достаточно прямолинейно. Если производственное задание выполнено на 70%, то для ее руководителя совершенно очевидно, что проблема существует и проблему надо решить. Во втором случае признание проблемы само становится проблемой. Это случается тогда, когда имеется неясная и неадекватная информация о развитии и тенденциях в организации и в ее внешнем окружении. Примером такого решения может быть введение новой продукции на рынок на основе информации, полученной из отдела маркетинга.

     Признание или не признание проблемы во многом зависит от уровня ее восприятия. При  этом возможны ошибки, связанные со следующими обстоятельствами:

  • проблема дана кем-то сверху и у менеджера нет выбора кроме как "признать" ее;
  • желательно быстрое решение возникшей проблемы и не остается достаточно времени на ее признание;
  • допустимо решение низкого качества проблема может повторится;
  • проблема хорошо знакома и к ней вероятней всего применяется старое решение;
  • эмоции развиваются до высокого уровня и ведут к "аббревиатурному" поиску в признании проблемы;
  • нет предыдущего опыта по проблеме и ее признание может не состояться;
  • проблема является очень сложной и затрудняет ее полную идентификацию;

     Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает  решение, то принятие решения не состоится. Раз проблема признана, то следующий  этап в рассматриваемом процессе - это интерпретация и формулирование проблемы.

     Интерпретация проблемы - это придание значения и  определение той проблемы, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий проявляются сами и требуют вмешательства менеджера. Рутинные, или повторяющиеся, проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис к неструктурированным. Соответственно каждое из них будет требовать разного типа решений: структурированные - программированных; неструктурированные - непрограммированных.

     Определение и последующие формулирование проблемы позволяют менеджеру ранжировать  ее в ряду других проблем. В основу приоритизации проблемы могут быть положены следующие факторы:

  • последствие проблемы (капиталоемкость, эффективность, влияние на ... , и т.п.);
  • воздействие на организацию (что произойдет в результате решения проблемы);
  • срочность проблемы и ограничения во времени;
  • лучшее использование способностей и времени руководителя;
  • жизненный цикл проблемы (может ли проблема решаться сама собой или в ходе других проблем).

     Изучение  этих факторов позволит менеджеру определить порядок решения проблем от наиболее до наименее важных. Ранжирование является важным шагом в процессе принятия решения. Наиболее важными, как правило, становятся проблемы со следующими характеристиками:

  • проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу ее решения (например, вышестоящее руководство настаивает на завершении работы над проектом в течение двух недель);
  • проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для ее решения (например, выделены дополнительные бюджетные средства);
  • решение проблемы открывает возможность, от которой нельзя отказаться (например, выход на рынок с новой продукцией позволяет фирме улучшить конкурентные позиции).

     На  практике количество проблем, получающих оценку как наиболее важных, обычно превышает  возможности менеджера  в рамках имеющегося у него времени  на их решение.

     Этап  определения критериев успешного  решения предшествует поиску альтернатив, что помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже. Сюда включаются вопросы, связанные с отношением к целям, с методами выработки решений и со снижением эмоциональной напряженности на начальных этапах процесса принятия решения. По мнению специалистов, данный этап начинается с определения двух типов критерия: критерий "мы должны" (или цели) и критерий "мы хотим". Первый тип критерия должен быть разрешен до того, как какая-либо альтернатива будет рассматриваться. Например, если перечень должностных обязанностей, или что должен делать работник, не соответствуют его способностям, то он и не будет рассматриваться как возможный кандидат на эту должность. Данный критерий требует тщательного обоснования, так как может устранить основу для разработки возможностей и альтернативы. Так, может не оказаться ни одного работника, соответствующего предъявленным требованиям. На практике часто к определению данного критерия возвращаются вновь в рамках процесса принятия решения.

     Относительно  критерия "мы хотим" рассматриваются  те цели, которые желательны, но по ним  не обязательно должны рассматриваться  какие-либо альтернативы. Например, работник хочет выполнить обязанности, перечисленные в описании должности, но это не означает, что ему должна быть предложена данная должность. Критерий "мы хотим" заставляет менеджера думать о всех возможных вариантах, не исключая идеальных.

     Стадия  № 2.Составление плана решения.

     Стадия  составления плана  решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы. Так, можно рассмотреть возможность занятие должности кем-то из своих кандидатов, принять на работу кого-то со стороны и т.д. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.

     Однако  нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается  в стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Секрет творческой среды в умелом правлении. Существует много методов творческого поиска альтернатив: "мозговая атака", метод выдвижения предложений, групповой анализ ситуации, карта мнений и т.п.

     Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. На этом этапе менеджер вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: прошлый опыт; проведение эксперимента; исследование и анализ.

     Привлечение прошлого опыта является наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные руководители не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения того, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт дает руководителю выработать умения и навыки принятия правильных решений. Сам факт, что руководитель поднялся выше, свидетельствует о ценности и полезности накопления опыта.

     Эксперимент как метод выбора альтернативы основан  на том, что берется одна или несколько  альтернатив, и они апробируются на практике с целью определить, что произойдет дальше? Эксперимент широко используется в науке. Однако следует принять во внимание дороговизну техники экспериментирования.

     Исследование  и анализ предусматривает решение  проблемы через ее понимание. Метод  предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них. Сами изучение и анализ в этом случае намного дешевле, чем эксперимент. Важным инструментом данного метода является разработка и проигрывание различных моделей решения.

     Стадия  № 3.Выполнение решения.

     Третья, последняя, стадия в процессе разработки решений - выполнение решения - состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи. Организация выполнения решения как этап предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджера здесь должно интересовать стремление сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения, расставить людей, чтобы наилучшим образом использовать их способности.

     Данный  этап состоит из нескольких шагов, необходимых  для того, чтобы решение начало выполняться. Сюда относится составление  плана мероприятий, которое заставляет менеджера думать о конкретных действиях, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственности среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.

     Менеджер  должен проявить беспокойство о конфликте  интересов и принятии решения его исполнителями как образца поведения.

     Следующий этап - это встраивание в решение  механизма получения информации о ходе выполнения решения. Т.е. должна осуществляться функция контроля - установление стандартов и измерение показателей в отношении этих стандартов. При этой системе отслеживания отклонений проблемы могут быть предотвращены до того, как они проявятся.

     Полученная  в ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом менеджеру лучше непосредственно контролировать ситуацию. Это доказывается несколькими аспектами. Во-первых, всегда лучше информация из первых рук. Во-вторых, это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению, что немаловажно для лидерского поведения.

     Однако  когда менеджер тратит слишком много  сил на отслеживание и обратную связь, то создается довольно опасная ситуация, позволяющая при растущем использовании компьютеров просто устранить эту функцию из работы менеджера. При этом информация поступает так быстро и с такой точностью, что проявляется недоучет личностных факторов. Вместе с тем компьютер не может заменить ряд таких функций менеджера, как руководство и личный контакт.

 

     

Глава 2. Этапы принятия управленческих решений на предприятии ЗАО «Промматериалы»

2.1. Альтернативы принятия  эффективности управленческого  решения

         Рассматриваемое в работе  предприятие  ЗАО «Промматериалы»  занимается производством и продажей строительных материалов. Фирма была  образована  на базе бывшей снабженческой базы шесть лет назад.  Этим  объясняется  то,  что фирма имеет штат  специалистов производственников,  а  реализация  продукции хворает.

Эффективность принятия управленческого  решения  –  это  фиксированный   управленческий   акт, выраженный  в  письменной  или  устной  форме  и  реализуемый  для   решения проблемной ситуации.

     Принятие  управленческого  решения   –  это  процесс  выбора   разумной

альтернативы  решения  проблемы,  являющийся  ключевым  моментом  в  системе  менеджмента. Результаты реализации принятых  управленческих  решений  служат наиболее объективной оценкой искусства  руководителя.

     Непосредственными   результатами   управленческих   решений   являются

изменения,  происходящие  в  процессе  совместной  деятельности   людей,    в  комплексе   экономических   и   социальных   показателей    производственно- хозяйственной  деятельности  предприятий.  Это  обуславливает  необходимость рассмотрения основных положений теории принятия решений  и  применения  их  в практической деятельности руководителей.

     В наиболее общем  виде  теория  принятия  решений  представляет  собой

раздел  науки управления, включающий исследование проблем постановки  цели  и  задачи, определение  критериев  и  показателей  информационного  обеспечения вариантов решения  и их оптимизацию.

     Для определения главной цели  составляем полный перечень целей,  а затем

на  основе  количественной  и  качественной  характеристик  каждой  из   них

выявляем  приоритет какой-либо одной.

     Особое значение на  данном  этапе  имеет  прогностическое   обоснование

цели. Прогнозное исследование  может  быть  направлено  как  на  определение реально  достижимой, отвечающей  потребностям  общественного  развития  цели, так  и на поиск средств и способов достижения поставленной цели.

Информация о работе Основные этапы разработки управленческих решений