Основные положения школы научного управления и их значения на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение школы научного управления во взаимосвязи с научным подходом Тейлора.
Объектом исследования является школа научного управления. Предметом являются основные положения школы научного управления и их характеристика.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
1. Предпосылки возникновения науки управления ………………………………
2. Краткая характеристика основных положений школы научного управления
Ф.Тейлор – основоположник научного управления производством
Развитие идей Ф.Тейлора в трудах его последователей
3. Практические аспекты применения основных положений школы ее последователи и их значения на современном этапе………………..
Заключение ……………………………………………………………………….
Литература ……………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсач по менедж.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

                                        ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 

КАФЕДРА  АНТИКРИЗИСНОГО И  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА 

2 курс  очного  отделения                                                                    

специальность 062100

«Управление персоналом »

группа 23 ФУ 
 

К У Р С О В  А Я          Р А Б О Т  А

по  дисциплине «Основы  менеджмента» 
 

на  тему: Основные положения школы научного управления и их значения на современном этапе  

Исполнитель: Ткаченко В.В. 

Научный руководитель: проф., Астахова Н.И. 
 
 
 
 
 
 

Москва 2008

                                             З А Д А Н И Е

 

на курсовую работу  студенту    ____  курса  

___________ формы обучения, группа _____ 

__________________________________________________________

(фамилия,  имя, отчество)

     В  200__ / 200__ учебном году Вам  надлежит  выполнить курсовую работу

 

по дисциплине Основы менеджмента и представить  ее на рецензирование научному руководителю не позднее «___» ________ 200__ г.  

Тема курсовой работы: __________________________________________________ ______________________________________________________________________ 

Научным руководителем  назначен ________________________________________

______________________________________________________________________

(ученое  звание, степень, фамилия и.о.) 
 
 

«___» _________________200__ г.           _______________________________

                                                                                                          (подпись) 

                                                                                 ____________________________________

            (должность,  фамилия, и.о. преподавателя

                  выдавшего задание) 

Принято к исполнению
 

«___»_________________200__г.           ________________________________

                                                                                                          (подпись) 

                                                                                 ____________________________________

            (фамилия,  и.о. студента) 
             
             

                                                 СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение…………………………………………………………………… 

    1. Предпосылки возникновения науки управления ……………………………… 
    2. Краткая характеристика основных положений школы научного управления
    1. Ф.Тейлор – основоположник научного управления производством
    1. Развитие идей Ф.Тейлора в трудах его последователей

     

    1. Практические аспекты применения основных положений школы ее последователи и их значения на современном этапе………………..

    Заключение  ……………………………………………………………………….

    Литература  …………………………………………………………………….. Приложение ……………………………………………………………………… 

 

Введение

Управление как  исторический процесс развивалось  с того момента, когда появилась  необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в нач. XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход. Правда, в некоторых источниках литературы взаимосвязь между школами очень сглажена, классическую школу называют административной, а административную - научной.

Целью данной работы является рассмотрение школы научного управления во взаимосвязи с научным подходом Тейлора.

Объектом исследования является школа научного управления.

Предметом являются основные положения школы научного управления и их характеристика.

Для этого необходимо раскрыть следующие вопросы (задачи): исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления, основные положения школы управления, система управления Тейлора, хронометраж движений Ф. Гилберта, бюрократическая система М. Вебера, схема управления организацией по Г. Форду, принципы и функции управления Файоля, применимость и значение концепций в практике современного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Предпосылки возникновения  науки управления 

    Управление  в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). 
    Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов и государств. 
    Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Однако организации древности во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения. 
    Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т. д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели. 
    Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. 
    Так, например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000—1500 гг. до н. э.) содержит советы начальнику — субъекту управления: "...будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса". 
    В Древней Греции о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу ч-х труда: "Главная задача — поставить нужного человека на нужное, место и добиться выполнения своих указаний". 
    В Древнем Риме Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) советовал владельцу земли "посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена". Предлагалось также дать управляющему план работ на год. 
    Управленческие ноу-хау передавались из поколения в поколение в узких кругах управленческой элиты. 
    Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469—1527 гг.). Он, в частности, говорил: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность". 
    Он говорил также: "Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю". 
    Макиавелли принадлежит и эта блестящая управленческая мысль: "Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключения, гласит: государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы". 
    В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Петра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности. Интересны рекомендации руководителю производства того времени: "Управителю, по окончании каждого года, а именно в декабре месяце, о припасах и работниках, конечно оных и к чему, потребно сочинять ведомости не позже как 20 го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и определение, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий умедленный день удержать надлежит по гривне".  
    Дальнейшее развитие управленческая мысль получила после промышленной революции, которая совершилась в Европе в середине XVIII в. Последовавшее за ней бурное развитие производства привело к внедрению сборочного комбайна и взаимозаменяемых частей машин, использованию (Э. Уитни) методов контроля качества, специализации производственных рабочих (Ч. Бэббидж) и т. д. 
    На разных этапах развития человеческого общества предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности или ее составляющих. Отметим в соответствии с основные вехи. 
    Первый вклад в систематизацию управленческой деятельности, значение которого трудно приуменьшить, был внесен в древнем Шумере в 5м тысячелетии до н. э. — это введение письменности. 
    Впервые появилась возможность передавать и накапливать информацию. Это послужило стимулом к интенсификации управленческой деятельности того времени. Возник класс жрецов-бизнесменов, с одной стороны, владевших письменностью, а с другой стороны, принимавших участие в торговых операциях и коммерческих отчетах, в создании и упорядочении системы управления стихийно складывающимися торговыми отношениями в древнем Шумере. 
    Во время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.) был разработан и введен в действие Свод законов управления государством. В соответствии с этим Сводом законов управление в государстве переходило от религиозного к светскому стилю управления. Был усилен контроль и ответственность за выполнение работ. 
    При правлении Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.) произошло соединение государственных методов управления с управлением, и прежде всего контрольными его функциями, в сфере производства и строительства. 
     
    Этапы развития управленческой мысли 
    До н/э  
    5000 - Шумеры - Письменность, регистрация фактов 
    4000 - Египтяне - Признание необходимости планирования, 
    организации и контроля 
    2600 - Египтяне -Децентрализация в организации управле- 
    ния 
    1800 - Хаммурапи - Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной заработной платы, признание недопустимости перекладывания ответственности 
    1491 - Евреи - Концепция организации, скалярный принцип 
    600 - Навуходоносор - Контроль за производством и стимулирование через заработную плату 
    400 - Сократ -Формулировка принципа универсальности менеджмента 
    400 - Ксенофонт - Признание менеджмента как особого вида искусства 
    175 - Кат он - Использование описаний работ 
    Н/э  
    20 - Иисус Христос - Единоначалие Золотое правило  
    Человеческие отношения 
    1100 - Газали -Требования к менеджеру 
    1835 - Маршалл, Логман -Признание и обсуждение относительной важности менеджмента 
    1881 - Джозеф Вартон Разработка для колледжа курса предпринимательского менеджмента 
    1900 - Фредерик У Тейлор-Научный менеджмент, системный подход,кадровый менеджмент, необходимость  
    кооперации между трудом и менеджментом, функциональная организация, оценка 
    1916 - Генри Файоль - Первая полная теория менеджмента, его функции, принципы, признание необходимости преподавания менеджмента 
    Александр Г Черн -Функциональная концепция менеджмента 
    1919 - Моррис Л Кук - Различные области использования менеджмента 
    1927 - Элтон Мейо -Социологическая концепция групповых устремлений 
    1943 - Линделл Урвик - Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента 
    1949 - Норберт Винер - Разработка системного анализа в теории информации 
    1976 - Ромари Стюарт Альтернатива и ограничение действий менеджера в различных ситуациях 
    1985 - Том Петере - Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса  
     

 
Но первый настоящий прорыв в  развитии теории управления был совершен благодаря трудам американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856—1915). Этому в значительной степени способствовала обстановка, сложившаяся к началу XX в. в США. 
Для США этого периода характерно бурное развитие промышленности. Сеть железных дорог превратила страну в один огромный рынок рабочей силы, которая нуждалась в эффективном управлении. Процветали прежде всего те предприятия, на которых предприниматели уделяли должное внимание методам управления. 
Естественно, прогрессивному предпринимателю не преподавались азы менеджмента. Однако здравый смысл и опыт предшественников, в особенности на предприятиях, имевших длительную предысторию, безусловно, сослужили им хорошую службу. 
Тем не менее управленческое искусство приходило лишь с опытом, а обучение осуществлялось лишь на собственных ошибках и находках предпринимателей. 
Все это создавало необходимые предпосылки для возникновения науки об управлении. 
Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911 г. книги Тейлора "Принципы научного управления". 
Тейлор предложил систему "научного управления", которую характеризовал так: "Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния ".

 
Основные ее положения можно сформулировать следующим образом : 
1. Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы, научные исследования каждого ее элемента. 
2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение. 
3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда. 
4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. 
 
Интересны его, носившие революционный характер, предложения по организации производства и труда в целом и заработной платы в частности:

 
заработная плата начисляется  человеку, а не месту; 
 
установление расценок должно быть основано на точном знании, а не на догадках; 
 
расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными; 
 
благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно; 
 
заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству .  
 
От линейной, по типу армейской, системы организации, когда рабочий получал распоряжения от одного-единственного начальника, Тейлор предложил перейти к системе, в которой работа мастера и бригадира была разделена на восемь частей и рабочий вместо одного начальника непосредственно общался с восьмью "узкими" специалистами, которые гораздо более профессионально знали свой участок работы. Это приводило к резкому увеличению административно-управленческого персонала, но в целом было несомненным шагом вперед и обеспечивало значительный рост производительности труда. 
Как и все принципиально новое, работы Тейлора были приняты в штыки. Профсоюзы увидели в тейлоризме средство усиления эксплуатации трудящихся. Не менее отрицательной была и реакция со стороны крупных предпринимателей, поскольку использование новой системы организации труда, предложенной Тейлором, требовало отказа от старых, традиционных, привычных способов и технологий управления производством, пересмотра собственного поведения, значительных усилий по внедрению новой системы. 
Однако, как и становлению многих других прогрессивных нововведений, признанию науки об управлении помогла сама жизнь. 
Первые опыты по внедрению системы Тейлора на предприятиях США были достаточно впечатляющими. Но переломную роль в признании системы Тейлора сыграл получивший широкий общественный резонанс конфликт между железнодорожными компаниями, бывшими гордостью страны, и группой фирм — отправителей грузов, происшедший в 1910 г. Железнодорожные компании под предлогом высоких издержек на заработную плату стремились повысить тарифы, с чем не были согласны отправители. С помощью системы Тейлора удалось показать, что издержки железнодорожных компаний могут снижаться на 1 млн. долл. (в ценах 1910 г.) ежедневно. Железнодорожные компании в этом споре потерпели поражение. 
Это послужило стимулом для более внимательного отношения со стороны широких предпринимательских кругов к принципиально новым управленческим идеям Тейлора. Идеи научного управления получили широкое признание. Уже в 1912 г. в 55 отраслях бизнеса, включая транспорт и строительство, были внедрены методы научного управления. Одним из основных, краеугольных для вновь создаваемой науки об управлении положений Тейлора явилось то, что он впервые отделил процесс планирования работы от самой работы. Таким образом, Тейлором была впервые выделена одна из основных управленческих функций. 
В развитие методов научного управления значительный вклад внесли и последователи Тейлора. Так, супруги Гилбрет разработали метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого — кинограммы движений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении). 
Г. Гант ввел в практику управления линейный график, позволявший планировать и проверять выполнение достаточно сложных комплексов работ. График, или, как его иначе называют, диаграмма, Ганта, стал предшественником широко используемых сегодня в практике планирования сетевых графиков, являясь их составной частью. А диаграммы Ганта широко используются и в современном календарном планировании деятельности предприятий.  

 

2.Основные положения научной школы управления

  2.1. Ф. Тейлор –  основоположник научного  управления производством

 

   Возникновение современной науки управления относится  к началу XX в. и связано с именами  Ф. У. Тейлора, Френка    

Этот метод  исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером    

Справедливости  ради надо отметить, что у Ф. Тейлора  были предшественники. Это прежде всего  Ч. Бэббейдж, а также Т. Метколф, основная работа которого «Издержки производства и управление общественными и частными мастерскими» вышла в свет в 1885 г.   

Созданную им систему  Тейлор называл по-разному: «сдельная  система», «система управления рабочими на основе задач». Термин «научное управление»  впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.   

Основные теоретические  положения концепции Ф.У. Тейлора  изложены в его работах: «Сдельная  система» (1895), «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911), «Показания перед специальной комиссией Конгресса» (1912). Труды Тейлора являются обобщением его собственного практического опыта. В 1885 г. Тейлор становится членом Американского общества инженеров-механиков, которое сыграло большую роль в организации движения за научные методы управления производством в США.   

Ф.У. Тейлор родился  в городе Джерментауне, штат Пенсильвания (США). Среднее образование получил  в Европе. Занимаясь заочно в технологическом  институте, в 1878 г. получил диплом инженера-механика. И в этом же году поступил в механический цех завода Мидвельской стальной компании (одного из крупнейших металлургических заводов в Бетлехеме), где прошел все ступени в административном аппарате – от мастера до главного инженера.

Работая на заводе, Тейлор начал проводить первые эксперименты в области скоростных методов металлообработки, которые впоследствии принесли ему славу. Получив назначение на должность главного инженера, Тейлор приступил к внедрению скоростных методов в производство и здесь столкнулся с проблемой противодействия со стороны рабочих. Стремясь сломить это сопротивление, Тейлор применял традиционные для того времени методы принуждения, вплоть до увольнения или понижения уровня оплаты труда, найма новых рабочих взамен уволенных и т. д. Некоторые рабочие, боясь наказаний, увеличивали интенсивность своего труда, что вызывало недовольство остальных. На рабочих оказывалось такое давление, что они вынуждены были или снижать нормы своей выработки или уходить с завода. Угрожали и самому Тейлору. Видимо, это противостояние рабочих и администрации явилось, в числе других, одной из причин задуматься над необходимостью перестройки системы управления таким образом, чтобы интересы рабочих и администрации стали тождественными.   

Информация о работе Основные положения школы научного управления и их значения на современном этапе