Основные положения школы научного управления и их значения на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение школы научного управления во взаимосвязи с научным подходом Тейлора.
Объектом исследования является школа научного управления. Предметом являются основные положения школы научного управления и их характеристика.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
1. Предпосылки возникновения науки управления ………………………………
2. Краткая характеристика основных положений школы научного управления
Ф.Тейлор – основоположник научного управления производством
Развитие идей Ф.Тейлора в трудах его последователей
3. Практические аспекты применения основных положений школы ее последователи и их значения на современном этапе………………..
Заключение ……………………………………………………………………….
Литература ……………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсач по менедж.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Тейлор был промышленным инженером, поэтому он смотрел на рабочего как на средство повышения производительности труда, которое требует наилучшего использования технических средств (машин, оборудования, агрегатов). Это возможно, если технические средства будут наиболее полно отвечать функциональным возможностям рабочего. Требуемое соответствие может быть достигнуто двумя путями: либо технические средства приспособить к возможностям рабочего, либо наоборот, – подбирать рабочего к созданной машине Тейлор считал, что наиболее правильным является второй путь.   

Тейлор и на управление смотрел как на машину. Следует отметить, что такой подход был всеобщим в то время. И преподавание менеджмента велось в виде промышленного  инжиниринга.   

Принципы «научного  управления» Тейлора нашли широкое применение не только в промышленности, но и во всех сферах человеческой деятельности. Во времена Тейлора рабочие не имели достаточного образования, поэтому его разработки способствовали обучению рабочих и повышению их квалификации. Кроме того, принципы организации труда Тейлора были положены в основу организации массово-поточного производства, создания конвейеров.

2.2 Развитие идей  Ф. Тейлора в  трудах его последователей

 

   Идеи Ф. Тейлора  были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Гантта.

Особое внимание в своих исследованиях Гантт  уделял вопросам стимулирования труда, производственного планирования. Он внес значительней вклад в разработку теории лидерства. Им была разработана  методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования, получившие название гантт-схемы.   

Наиболее известны следующие работы Гантта: «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное  руководство» (1916), «Организация труда» (1919).   

Вслед за Тейлором Гантт считал, что до каждого рабочего необходимо довести конкретное производственное задание. Кроме того, рабочий должен знать, что в случае его своевременного и качественного исполнения он получит премиальное вознаграждение. Помимо этого, рабочий премируется за перевыполнение норм выработки. Первая премиальная система была разработана им в 1901 г. Рабочему, выполнившему дневное задание, выплачивалась премия в 50 центов. При условии выполнения всеми рабочими заданий, мастер тоже получал дополнительную премию. Внедрение этой системы на ряде предприятий позволило повысить вдвое производительность труда рабочих.   

Особенность премиальной  системы оплаты труда заключалась  в сохранении минимального заработка  независимо от степени недовыполнения нормы.   

Им был предложен график (график Гантта), по которому каждый рабочий мог проследить за результатами своего труда и размером заработка за час, день, неделю. Его график является предшественником сетевого графика, для расчета которого в настоящее время широко используются ЭВМ. Для обучения рабочих новым приемам разрабатывались специальные схемы выполнения операций.   

Он рассматривал человеческий фактор в качестве основного  двигателя повышения эффективности  производства. Но в то же время он считал, что производство не следует рассматривать только как источник существования рабочего. Рабочий должен получать удовлетворение от выполняемой им работы. Он писал: «Все, что мы предпринимаем, должно находиться в согласии с человеческой природой. Мы не можем понукать людьми; мы обязаны направлять их развитие»   

Гантт считал, что  время принуждения рабочих к  труду ушло в прошлое. Теперь    

Свои мысли  относительно социальной ответственности  бизнеса Гантт изложил в работе «Организация труда». Основное содержание проблемы заключается в следующем: общество испытывает потребность в товарах и услугах, предоставляемых различными предприятиями. Для бизнесменов основное значение имеет прибыль, а не предоставление обществу товаров и услуг. Вместе с тем общество считает, что если предприятие не предоставляет ему необходимых товаров и услуг, то такое предприятие не имеет права на свое существование. На основе этих рассуждений Гантт сделал вывод о том, что «система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя прежде всего служению обществу; в противном случае общество в конечном счете предпримет попытку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими собственными интересами»   

Он мечтал о  «демократии на производстве», считая, что «из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора».   

Среди последователей Тейлора особенно выделяются    

Все усилия Френка и Лилиан Гилбрет были сконцентрированы на направлении, которое позднее  получило название    

Начиная свой жизненный  путь учеником каменщика, Ф. Гилбрет заметил, что все движения, с помощью которых люди кладут кирпич, можно объединить в три связки. Он тщательно изучил все эти движения и выделил те из них, которые являются наиболее эффективными. Результатом изучения движений и используемых инструментов явилось предложение о необходимости сокращения количества движений, необходимых для кладки одного кирпича с 18 до 4 с половиной при росте производительности труда с 120 до 350 кирпичей, уложенных за час.   

Ф. Гилбрет продолжил исследования, проводимые Тейлором, которые заключались в том, что Тейлор тщательно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Также он провел аналогичные исследования с переброской сыпучих материалов лопатами. Гилбрет установил, что нецелесообразно перебрасывать разные материалы одной и той же лопатой. В случае переброски легкого материала лопата будет загребать слишком мало и труд рабочего окажется малопроизводительным, несмотря на затраченные усилия. При переброске же тяжелого материала лопата будет захватывать его слишком много и работа окажется чересчур утомительной для рабочего. Проведя значительное количество исследований, он определил формы и размеры различных лопат, пригодных для переброски разнообразных материалов. Выбирая лопату в соответствии с весом и объемом перебрасываемых материалов, рабочий мог выполнить запланированную работу с меньшими усилиями при наибольшей производительности труда.   

Работы Френка и Лилиан Гилбрет оказали значительное влияние на развитие организации и технического нормирования труда. В нашей стране наиболее известны их книги «Азбука научной организации труда и предприятий» и «Изучение движений» (1911), «Психология управления» (1916), которые переведены на русский язык и неоднократно переиздавались в 1924– 1931 гг.   

Значительное  внимание в своих исследованиях  Ф. Гилбрет уделил изучению движений во время работы, которое предполагает наличие трех фаз:   

• определение  наилучших приемов работы;   

• обобщение  в виде правил;   

• применение этих правил для нормализации условий  работы с целью повышения ее производительности.    

Аналитическая работа по изучению движений заключается  в следующем:   

• описывается  действующая практика в данной профессии;    

• перечисляются применяющиеся движения (их номенклатура);    

• перечисляются  переменные факторы, влияющие на каждое движение;   

• описывается  лучшая практика в данной профессии;    

• перечисляются  применяемые движения;   

• перечисляются  переменные факторы, влияющие на каждое движение.   

   Каждый фактор изучается в отдельности, выявляется его влияние на производительность труда. Наиболее важными из них Гилбрет считал факторы движения. Он подробно изучил влияние различных факторов на продолжительность, интенсивность и направленность рабочих движений.   

В своей строительной фирме Ф. Гилбрет ввел жесткий  набор письменных правил по кирпичной  кладке и бетонным работам, а также  по взаимоотношениям работников с конторой фирмы. «Все работники должны следовать  этим правилам до последней буквы, пока они не получили письменного разрешения об отмене определенных правил».   

В начале 1900-х  годов Френк и его жена Лилиан для изучения рабочих операций стали  применять кинокамеру   

в сочетании  с микрохронометром для выполнения хронометражных наблюдений. Микрохронометр – это часы которые изобрел Френк и которые могли записывать интервалы, продолжительностью до 1/2000 сек. С помощью стоп-кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 основных движений кисти руки. Они назвали эти движения терблигами. Это название произошло от фамилии Гилбрет, если ее прочитать «задом наперед». Кроме киносъемки, Гилбреты использовали шкалограммы и др. приспособления. Ф. Гилбрет является изобретателем карт и схем технологических процессов, циклографа.   

Предложенный Гилбретами новый метод, основанный на изучении простейших операций, в настоящее время широко используется на Западе на основе нормирования производственных операций. Применение этого метода в фирме Ф. Гилбрета дало значительный рост производительности труда. Анализ микродвижений при выполнении производственных операций позволяет устранить лишние, нерациональные движения. Поэтому анализ предшествует работам по нормированию труда.   

В современных  концепциях менеджмента большое  внимание отводится нормированию труда. Об этом свидетельствует популярность так называемого правила Паркинсона: «Работа расширяется до пределов времени, отведенного для ее выполнения».   

Кроме изучения движений, Гилбрет уделял особенно большое внимание изучению и анализу  всего процесса в целом. В результате анализа могло оказаться, что ряд движений являлся излишним и мог быть исключен из рассматриваемого процесса. Дальнейшее повышение производительности могло быть достигнуто за счет ускорения движений.    

Рационализация  и нормализация, считал Гилбрет, касаются не только движений, но и освещения, отопления, одежды, отдыха, приема пищи, развлечений, мебели, используемого инструмента. Эти факторы также оказывают значительное влияние на нормализацию движений и их оптимальное сочетание.   

Большое внимание Гилбреты уделяли вопросам обучения работников. Максимальное использование  знаний   

способностей  рабочих должно быть направлено на повышение благосостояния страны. Управляющие  предприятий также должны иметь  достаточные способности, опыт и знания. Деятельность предприятий должна в обязательном порядке планироваться и управляться. Без соблюдения этих условий нельзя добиться роста эффективности производства.   

Значительный  вклад в развитие системы Тейлора  внес Эмерсон.   

 С этой  целью он расчленял процесс организации труда на составные части и тщательно изучал каждую из них. Проведенный анализ позволил ему сформулировать    

Двенадцать принципов  повышения производительности труда  сводятся к следующим:   

1. Наличие четко  поставленных целей или идеалов, как главная предпосылка эффективной работы.    

2. Присутствие  здравого смысла во всякой  работе. Без этого невозможно  осуществление творческой работы  в организации, выработка целей  и контроль за их претворением.    

3. Возможность  получения квалифицированного совета, компетентной консультации. В каждой организации необходимо создать отдел рационализации, который бы вырабатывал рекомендации по совершенствованию управления во всех подразделениях.   

4. Соблюдение  строгой дисциплины на основе  стандартных письменных инструкций, полного и точного учета, использования системы вознаграждений. Для достижения требуемой дисциплины возможно применение различных методов: от «уроков жизни» до наказаний.    

5. Справедливое  отношение к персоналу (через  «справедливую» оплату труда). Этот принцип основывается на тщательном отборе работников. При этом Эмерсон советовал основное внимание «обращать на внутренние склонности и способности, на характер – на то, что в конце концов определяет собой человека».    

Справедливое отношение к персоналу предполагает повышение его квалификации, улучшение условий труда и жизни.   

6. Наличие своевременного  полного, надежного и постоянного,  точного учета.   

Вопросам учета  Эмерсон уделял особенно большое  внимание. «Только тот, кто учитывает все количество и все цены, кто учитывает эффективность того и другого, только тот может действительно применять все остальные принципы и достигнуть высокой производительности».   

7. Регулирование  производства (диспетчирование), которое  Эмерсон рассматривал как неотъемлемую часть деятельности организации.   

Диспетчирование и планирование рассматривались  им в непосредственной связи и  единстве.   

8. Планирование (расписание) работ.   

9. Нормирование  операций на основе рациональных  приемов их выполнения   

Информация о работе Основные положения школы научного управления и их значения на современном этапе