Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение школы научного управления во взаимосвязи с научным подходом Тейлора.
Объектом исследования является школа научного управления. Предметом являются основные положения школы научного управления и их характеристика.
Введение……………………………………………………………………
1. Предпосылки возникновения науки управления ………………………………
2. Краткая характеристика основных положений школы научного управления
Ф.Тейлор – основоположник научного управления производством
Развитие идей Ф.Тейлора в трудах его последователей
3. Практические аспекты применения основных положений школы ее последователи и их значения на современном этапе………………..
Заключение ……………………………………………………………………….
Литература ……………………………………………………………………..
Эмерсон отмечал, что сдельная оплата труда ведет к чрезмерному напряжению сил рабочего. Для установления трудовых норм необходимо использовать хронометраж всех операций. Нормирование позволяет устанавливать нормы времени и расценки с учетом выявления неиспользованных резервов роста производительности труда. На величину норм оказывает непосредственное влияние уровень механизации и автоматизации производственных процессов. Нормы и расценки не должны пересматриваться без изменения условий организации труда. К их разработке надо привлекать психологов, физиологов.
10. Нормализация условий работы.
Без нормализации условий работы невозможно ни точное планирование, ни полный и своевременный учет. Нормализация условий работы Эмерсон рассматривал как необходимую предпосылку роста производительности труда.
11. Наличие разработанных инструкций и стандартов в письменном виде.
Эмерсон считал совершенно беспочвенным существующее мнение о том, что «будто бы стандартные инструкции убивают в работнике инициативу, превращают его в автомат». Наоборот, писал он, «предприятие, лишенное стандартных письменных инструкций, не способно к неуклонному движению вперед».
12. Наличие рациональной
системы оплаты труда за
«Идеалом 12 принципов производительности, – писал Эмерсон, – является устранение потерь, и именно. Для этой цели они формулируются. В каком именно деле устранять потери – это принципиального значения не имеет»
Эмерсон выступал как идеолог устранения всех потерь вообще в интересах всего человечества и всеобщего блага Его теория была направлена на то, чтобы отыскать такие способы и методы организации труда, которые позволили бы повышать производительность труда не так болезненно, как это было задумано системой Тейлора.
Эмерсон отмечал, что следование разработанным им принципам значительно повышает производительность труда рабочих. Эмерсону принадлежит известное изречение: «Работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит прилагать к делу усилия минимальные».
Эмерсон делал различия между трудом напряженным и трудом производительным, На принципе напряжения основана поштучная оплата труда, а на принципе производительности – нормирование выработки и премиальная система оплаты труда.
Г. Эмерсон получил образование в Европе. На его взгляды большое влияние оказали идеи прусского генерала фон Мольтке, разработавшего концепцию генерального штаба, на основе которой прусская армия превратилась в чудовищную военную машину второй половины XIX в.
Согласно концепции генерального штаба при возникновении сложной военной проблемы она развивается на несколько отдельных вопросов, каждый из которых изучается одним из офицеров штаба. Затем в штабе собирается и обобщается вся совокупность информации по данной проблеме, а затем сообщается военачальнику (линейному руководителю), который наделяется правом принятия окончательного решения по данной проблеме «несет персональную ответственность за последствия принятия этого решения».
Эмерсон считал,
что штабной принцип применим
к организациям всех типов, а не только
военным. Эмерсон наделял
Эмерсон отмечал, что линейный (военный) принцип построения организаций не может использоваться на предприятиях, так как цели современных предприятий значительно отличаются от целей предприятий в прошлом. Им сформулировано положение о том, что
По многим вопросам управления Эмерсон продвинулся дальше Тейлора. Этим, видимо, объясняется то обстоятельство, что многие его мысли и 12 принципов производительности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
(1863—1947) продолжил
идеи Тейлора в области
Форд родился в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. Два важнейших события детства произвели на него серьезное впечатление. В 12 лет он впервые увидел на дороге движущийся локомобиль, и в этом же году ему подарили часы. С детства он был «прирожденным техником». Увиденный локомобиль определил его дальнейшую судьбу.
В 15 лет Форд оставил занятия в школе и определился Учеником в механическую мастерскую в Дейтройте. В этом возрасте он уже мог не только починить любые часы, но даже изготовить вполне приличные часы. В молодые годы он имел более 300 часов. Одно время он хотел даже изготовлять часы, но пришел к мысли, что не все люди их будут покупать. А ему хотелось наладить производство какой-нибудь продукции для массового потребителя. И он обратился к средствам передвижения.
В 1891 г. он разработал
конструкцию газолиновой
На базе этой
газолиновой тележки
С 1893 г. Форд уже работает в должности главного инженера Эдисоновской компании Дейтройда, специализирующейся на освещении города. В 1899 г. он становится главным инженером Дейтройтской автомобильной компании и работает в ней по 1902 г. Деятельность в этой компании принесла ему известность изобретателя скоростных моделей автомобилей.
В 1903 г., Форд создает «Форд синьер компани», контрольный пакет акций которой (51%) он приобретает в 1916 г В 1919 г. его сын приобретает остальные – 41% акций. Весь пакет акций оказался в руках семьи Форда. Благодаря созданию модели автомобиля «Т» Форд сломал все прежние концепции, существовавшие в автомобильной промышленности Эта модель пользовалась неограниченной популярностью среди покупателей и за период 1908—1927 гг, было продано свыше 15 млн. штук автомобилей этой модели.
Создавая автомобильное производство, Форд писал о том, что цель его состояла в том, «чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью»» Он отмечал, что «алчность есть род близорукости». Вместе с тем он имел громадную прибыль за счет увеличения объема продаж.
В системе Тейлора
центральное место занимал
1. Максимальное
разделение труда,
2. Широкое применение
высокопроизводительного
3. Размещение оборудования по ходу технологического процесса.
4. Регламентированный
ритм производства продукции.
5. Механизация транспортных операций.
На основе этих принципов появилась
Большое значение при организации поточной линии отдается четкой организации технической и организационной подготовки производства и обслуживания рабочих мест.
Поточные методы
организации производства способствовали
возникновению конвейерных
Первый конвейер был пущен в 1913 г., экономический эффект от его внедрения превзошел все ожидания. Каждую минуту с конвейера сходило 6 готовых автомобилей. В течение длительного времени империя Форда сумела довольно легко держать в своих руках весь потребительский рынок автомобилей. Однако впоследствии, с возрастом, он утратил чувство новаторства и уступил свои позиции другой американской компании – «Дженерал Моторс». В сентябре 1945 г. Форд отошел от дел и передал руководство компанией своему внуку – Генри Форду второму.
Конвейеризация
производства способствовала резкому
повышению темпа, интенсивности
и напряженности труда рабочих
при одновременной
Рабочие и профсоюзы выступили против фордизма. В 1912 г. их поддержал Конгресс США, высказавшийся против использования системы Тейлора на государственных предприятиях. В 70-х годах авторы доклада «Работа в Америке» отмечали, что «промышленность расплачивается за продолжающуюся приверженность к практике Тейлора низкой производительностью рабочего и высоким уровнем „саботажа, прогулов и текучести кадров“.
Так же как и Тейлор, Форд придавал большое значение работе распределительного бюро, которое разрабатывало подробнейшим образом весь производственный процесс изготовления продукции, вплоть до деталей и операций. Однако в системе Форда теряет свое значение инструкционная карточка, которой отводилось значительное место в системе Тейлора. Это связано с тем, что в основе работы конвейера лежит такт (темп). Интенсивность труда рабочего непосредственно связана с темпом и скоростью движения конвейера, которые четко рассчитываются. На конвейере работают низкоквалифицированные рабочие, не требующие специальной подготовки. Этим достигается высокая взаимозаменяемость рабочих, и предприятие не зависит от используемых рабочих.
Так, производство
автомобилей невозможно без
Значительное внимание в системе Форда уделялось вопросам стандартизации как основного, так и вспомогательного производства, что позволило резко сократить затраты средств, сил и времени.
В социальном плане Форд продолжал развивать основное положение системы Тейлора в гармонии интересов предпринимателя и рабочего.
Появление системы
Форда связано с тем этапом
общего кризиса капитализма, когда
империализм, и прежде всего американский,
пытался найти новые
Школа научного
управления связана с именами
К. Барта, С. Томпсона, Г. Гантта, Ф. и
Л. Гилбрет, которые в течение
многих дет являлись ближайшими сотруд
никами Тейлора. Такие же исследователи,
как Г. Форд и Г. Эмерсон, непосредственно
с Тейлором не работали, опирались в
своих исследованиях на идеи и основные
положения его работ.
Информация о работе Основные положения школы научного управления и их значения на современном этапе