Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 18:53, реферат

Описание

Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.

Содержание

Содержание:
Введение. Основные понятия
Принятие решения в организации
Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами
Построение организации
Мотивация в менеджменте
Понятие групповой динамики
Производственная группа = Руководитель + Подчинённый
Модель Команса
Руководство: власть и личное влияние
Понятие баланса власти
4 системы в стиле лидерства Лайнерда
Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона
Ситуационная модель Фидлера
Теория “жизненного цикла” . Поля Херси и Кена Бланмара
Модель принятия решений Врума-Йеттона
Конфликт. Управление конфликтом в организации
Понятие стресса
Обеспечение эффективной деятельности организации
Управление производством. Основные понятия
Цепь производственных потребностей потребителя
Автоматизированные склады и ГПС
Планировка в производстве
Нормирование труда
Планирование выпуска продукции
Планирование материальных потерь по системе MRP
Учётно-плановые графики Ганта
Управление производительностью (комплексный подход)
Сетевые графики
Поиск резервов производительности труда
Способы поиска резервов производительности труда
Оптимальное управление трудовой нагрузкой
Имитационное моделирование в менеджменте
Интенсивное и экстенсивное развитие организации

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента.docx

— 83.20 Кб (Скачать документ)
 

  

Обеспечение эффективной деятельности организации.

Эффективность деятельности организации зависит в основном от:

  • грамотного управления трудовыми ресурсами;
  • грамотного управления производственным персоналом;
  • грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Процесс управления трудовыми ресурсами включает в  себя:

  • планирование трудовых ресурсов;
  • набор персонала;
  • отбор персонала;
  • определение зарплат и льгот;
  • профессиональная ориентация и адаптация;
  • обучение и переобучение;
  • оценка трудовой деятельности.

В процессе планирования трудовых ресурсов проводятся:

  1. оценка наличных ресурсов;
  2. оценка будущих потребностей;
  3. разработка программы удовлетворения потребностей (напр. на некоторых предприятиях США проводятся регистрация трудовых навыков работников, регистрация количества работников, обладающих такими навыками) .

Анализ трудовых навыков можно проводить:

  1. с помощью наблюдения за работой;
  2. с помощью собеседования с работниками;
  3. путём заполнения вопросника;
  4. с помощью тестов.

В результате формируется  на каждого работника классификационная  характеристика. В ней указывается  образование, возраст, опыт работы, навыки, знания, перспектива роста. На основании  классификационной характеристики, знаний, навыков работника обозначаются его права, обязанности, составляются должностные инструменты или  подписывается контракт.  

 Методы сбора  информации о работнике: 

  • собеседование;
  • документы работника;
  • результаты испытаний работника;
  • тестирование работника;
  • через центры оценки.

Центры оценки –  это такие центры, в которых  оцениваются способности кандидатов с помощью деловых игр, тестов, вопросников, экспериментов. По результатам  оценки назначается зарплата (подписывается  контракт) , определяются дополнительные льготы, возможность взятия дополнительных ссуд, льготы на обучение, юридические  услуги, возможность физического  оздоровления, творческие отпуска и  т.д., часто назначаются льготы по принципу “самообслуживания в кафетерии” , т.е. работнику самому в определённых пределах разрешается выбирать для  себя набор льгот.

Оценка результатов  деятельности осуществляется в трёх целях:

  1. административной (для повышения или понижения по службе, перевода увольнения) ;
  2. информационной (для информирования руководства и самого работника с целью его совершенствования) ;
  3. мотивационной (т.к. оценка – это средство мотивации к труду) .

Качество трудовой жизни влияет на производительность труда, межличностные отношения, конкурентоспособность  организации. Качество трудовой жизни  можно выразить следующими формулами:

  1. Работа должна быть интересной.
  2. Работа должна оплачиваться справедливо (любой работник субъективно ощущает справедливость вознаграждения) .
  3. Условия труда должны быть нормальными для работы.
  4. Надзор за работой должен быть минимальным.
  5. Исполнители по возможности сами должны принимать решения.
  6. Должны быть обеспечены гарантии долгосрочной работы и качества взаимоотношений в коллективе.
  7. Должна быть обеспечена социальная защищённость, администрация должна по возможности предоставлять работникам какие-то льготы.

Совершенствовать  организацию труда можно:

  • за счёт расширения объёма работ (много трудовых операций с редкой их повторяемостью) ;
  • за счёт обогащения содержания работ;
  • через самостоятельность в планировании работ;
  • через самостоятельность в определении ритма работ;
  • через принятие решений.
 

   

        

Управление  производством. Основные понятия.

Операционная  функция – это планомерные мероприятия организации по переработке поступающих ресурсов с целью производства товаров (услуг) .

Операционная  система – это система производства продукции, определённой номенклатуры, определённых объёмов. Операционная система обычно состоит из:

  • перерабатывающей подсистемы (переработка сырья, материалов, изделий) ;
  • подсистема обеспечения (снабжение) ;
  • подсистема планирования и контроля;
  • подсистема координации и взаимодействия.

Эффективность производства –  это показатель деятельности производства по распределению и переработке ресурсов с целью производства товаров. Эффективность можно измерить через коэффициент – отношение результатов на выходе к ресурсам на входе или через объёмы выпуска продукции, её номенклатуры.

Проект  – это документации на организацию будущего предприятия. В проекте:

  1. тип будущего производства;
  2. планирование производственной;
  3. месторасположение;
  4. структура будущего предприятия:
    • план всего производства;
    • требуемые ресурсы;
    • требуемые площади и мощность;
    • компоновка производственных мощностей;
    • размещение мощностей, оборудование, оргтехники;
    • трассировка коммуникаций внутри производства;
    • коммуникации с внешним миром.

Тип производства определяется в основном объёмом и номенклатурой  выпускаемой продукции, способностью к перестраиваемости, непрерывности  технологических процессов.

Типы производств:

  1. Опытное производство (выпуск продукции единичном количестве или опытной партией, широкая номенклатура в рамках какого-либо узкого направления, существует, как правило, вместе с НИИ) .
  2. Мелкосерийное производство (выпуск продукции мелкими сериями (до 1000 ед.) , при этом количество серий может быть неограниченно и определяется широкой номенклатурой) .
  3. Серийное производство (выпуск продукции различными сериями, при этом количество серий может быть небольшим, узкая номенклатура продукции. Например, серия автомобилей среднего класса, недорогой одежды и т.д.) Перестраиваемость такого производства происходит сложнее, чем в мелкосерийном производстве.
  4. Массовое производство (узкая номенклатура, большие объёмы выпуска. Например, массовое производство дешёвых автомобилей, компьютеров, телевизоров и т.д.) Такое производство сложно перестраивать на выпуск другое продукции.
  5. Непрерывное производство (производство непрерывное во времени. Например, угольная шахта, нефтепереработка и т.д.) .
 

     

Цепь  производственных потребностей потребителя.

Новые потребности  на рынке определяют производимый товар  и как следствие операционную системы производства. Потребности  на рынке должны определять тип производства и соответствующую операционную систему.  

   Предприятие работает с “выраженной компетентностью” – это предприятие, умеющее быстро перестраивать свою операционную систему под новые потребности на рынке. Для этого необходимо достоверно спрогнозировать потенциальные потребности (провести маркетинговые исследования) , и в соответствии с этим спланировать перестройку всех технологических производств под новые объёмы выпуска и новую номенклатуру.

Очень важно знать  “конкурентное преимущество” предприятия  – это преимущество, позволяющее  привлекать и сохранять на рынке  потенциальных потребителей. Данное преимущество обеспечивается за счёт:

  • новых технологий изготовления;
  • новизны товара;
  • качества и репутации товара;
  • критического фактора успеха – конструкторской особенности товара (напр. малолитражные двигатели, изделия с меньшими габаритами и т.д.) ;
  • ценности товара;
  • быстрой перестраиваемости производства на новую модификационную модель товара по истечении жизненного цикла старой модели.

Жизненный цикл товара (продукта) – это время, за которое объёмы продаж товара сначала растут, потом стабилизируются, а затем падают из-за снижения спроса на него.

М 1 М 2 М 3

V пр V пр  

 

t t М – модели  товара 

Жизненный цикл процесса производства – это время роста, стабилизации и спада объёмов выпуска производимой продукции в соответствии с прогнозируемым жизненным циклом товара.

Быстрая перестраиваемость  производства на новую модель обеспечивается за счёт:

  • ГАП – гибких автоматизированных производств;
  • САПР – систем автоматического проектирования - новых товаров;
  • АСУП – автоматических систем управления производством;
  • АСУЗ – автоматических систем управления запасами;
  • интеграции процессов проектирования товаров, сокращения сроков подготовки производства и обновления товаров.

САПР обеспечивает быстроту проектирования новых моделей  товаров, сокращает сроки подготовки производства и обновления товаров.

АСУП обеспечивает оперативность управления, мониторинг процессов, оптимальность принятия решений (на основе методов линейного, нелинейного и динамического  программирования) . Перед проектированием  АСУП необходимо спроектировать модель самого предприятия. Понятие модели (плана) предприятия включает в себя:

  1. Определение функциональных областей (функциональная область производства, снабжения, сбыта, бухгалтерского учёта и т.д.) .
  2. Определение процессов, входящих в эти функциональные области (Напр. в функциональную область работы с кадрами входят процессы найма работников, подготовки, переподготовки, оценки деятельности и т.д.) .
  3. Определение действий, входящих в процесс.
  4. Определение предметных баз данных, необходимых для обслуживания процессов.
  5. Определение ответственности подразделений и лиц за тот или иной процесс в организации.

После этого приступают к формированию матриц предметные базы данных/процессы и процессы/подразделения. Получают трёхмерную матрицу:

процессы БД  

   Далее на основании основных сетей строят единую корпоративную систему управления. Ошибка при разработке баз данных ведёт часто к непоправимым ошибкам в его автоматизированном управлении.

Цели АСУП:

  1. Наладить учёт и контроль для снижения общих издержек.
  2. Минимизировать время на технологические, коммуникационные процессы в организации, повысить оперативность (быстроту) управления предприятием за счёт мониторинга процесса.
  3. Обеспечить оптимальное планирование и достоверное прогнозирование.
  4. Оптимальное распределение ресурсов и управления запасами.
 

  

Автоматизированные  склады и ГПС.

Автоматизированный  склад – это склад, в котором автоматически ведётся учёт приход/расход, на основе постоянного мониторинга запасов производятся новые запасы.

Системы управления запасами:

  • СУЗ без резервов
  • СУЗ с резервов
  • СУЗ с автоматической подстройкой объёма поставки
  • СУЗ с автоматической подстройкой объёма и периодичности поставки
 

             

СУЗ без резервом:

поставки расход ресурсов  

V поставки V поставки

1 2 3 4 5 6 7 t 1 2 3 4 5 6 7 8 9 t Как правило, расход планируется,  поставки изначально известны.

З

+

Д     Необходимо запланировать поставки и расход так, чтобы не было дефицита ресурсов.

СУЗ с резервом:

поставки расход ресурсов

Резервы В случае возникновения дефицита из резервного запаса берётся часть ресурса, необходимая  для покрытия этого дефицита.

СУЗ с резервом оправдывает  себя, когда сложно достоверно спрогнозировать  будущий расход.

СУЗ с автоматической подстройкой объёма поставки:

В случае возникновения  дефицита или приближения запаса к нулю объём поставки автоматически  увеличивается. Кратность увеличения объёма поставки зависит от скорости снижения запасов.

Информация о работе Основы менеджмента