Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:24, курсовая работа
Целью работы является попытка разобраться в действующем управлении персоналом в области социальной сферы, выявить его основные противоречия и пути совершенствования.
Задачи, способствующие достижению цели заключаются в следующем:
рассмотреть сущность, факторы социальной политики предприятий;
выявить задачи и функции социальной службы предприятий;
изучить сущность социального партнерства;
проанализировать особенности менеджмента в социальной сфере предприятий всех форм собственности на современной этапе;
проанализировать особенности менеджмента в социальной сфере на примере ОАО «СЭГЗ».
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие менеджмента в социальной сфере.
1.1. Социальное развитие предприятия как объект управления………..5
1.2. Основные факторы социальной среды………………………………7
1.3. Задачи и функции социальной службы…………………………….14
1.4. Понятие социального партнерства…………………………………18
2. Менеджмент в социальной сфере как фактор стабилизации отношений между работодателями и работниками на современном этапе.
2.1. Опыт России в управлении предприятиями в области социальной сферы……………………………………………………………………………..20
2.2. Особенности менеджмента в социальной сфере предприятий всех форм собственности на современном этапе…………………………………...25
2.3. Коллективный договор как фактор устойчивого развития предприятий……………………………………………………………………...30
3. Особенности менеджмента в социальной сфере на примере ОАО «СЭГЗ»……………………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………….45
Специалисты социальной службы должны быть предельно внимательны к людям и их запросам, доверенными им средствами поддерживать благополучие работников и социально-психологический комфорт в коллективе, строго блюсти требования по охране и режиму труда, стимулировать интерес к делу. Для этого очень важно обладать необходимым минимумом гуманитарных знаний, запасом психологического и педагогического такта, этической выучкой.[11,405]
1.4. Понятие социального партнерства.
В
последние десятилетия в
Социальное партнерство сводится к тому, что предпринимательство не ограничивается экономической целью – извлечением прибыли, учитывает человеческий и социальный факторы воздействия производственной сферы на работников, градообразующую роль предприятий и социальную роль общества в целом.
Система
социального партнерства
Основными проблемами развития социального партнерства наряду с отсутствием необходимой правовой базы являются медленное формирование организационных структур работодателей и недостаточное развитие системы коллективно-трудового регулирования социально-трудовых отношений всех форм собственности. Результатом этого является снижение мотиваций к высоко производительному труду, формальный поход к заключаемым коллективным договорам.
Общая
стратегия развития социального
партнерства должна базироваться на
таких ведущих принципах, как
взаимная экономическая ответственность,
стимулирование высокопроизводительного
труда, добросовестность в поведении
сторон, солидарность.[18,35]
Рис. 2. Система социального партнерства.
Механизм
реализации социального партнерства
включает в себя правовую базу и
гарантии со стороны работодателей,
а также процедуры
Совершенно
очевидно, что без законодательно
оформленных прав и обязанностей
работодателей функционирование системы
социального обеспечения
В
мировой практике хорошо себя зарекомендовали
объединения (ассоциации) работодателей,
создаваемые как по отраслевому,
так и по территориальному принципам.
Эти объединения выступают
Для
эффективного решения этих проблем
должна быть как можно быстрее
сформирована общегосударственная, региональные
и местные системы коллективно-
Разработка социальных программ предприятий в рамках социального партнерства включает:
2. Менеджмент в социальной сфере как фактор стабилизации отношений между работодателями и работниками на современном этапе.
2.1. Опыт России в управлении предприятиями в области социальной сферы.
Социальные
фонды предприятий выполняют
важные функции – выступают
Рис. 3. Социальные фонды: функции и факторы.
Российское предпринимательство на рубеже XX века отличалось обостренным чувством социальной ответственности работодателей как перед рабочими и служащими своих заводов и фабрик, так и перед местным сообществом. Это проявлялось в создании при промышленных предприятиях своих жилых комплексов, бань, столовых, клубных и богадельных учреждений, а также благотворительных акциях.
Для социально-экономического развития предприятий в нашей стране были характерны преимущественно отраслевая направленность государственной промышленной политики, особенности управления, отражающие высокую значимость не только экономических, но и социальных факторов развития производства и учитывающих коллективную психологию, а также сильные традиции патернализма в сфере общественных отношений.[24,66]
В советский период сохранилась преемственность в управлении производством в части функционирования предприятия как целостного социально-экономического организма. Тотальное огосударствление всех сторон общества усилило патернализм на всех уровнях управления, что в большей мере относилось к уровню предприятий. Важная роль отводилась предприятию (администрации, профсоюзам) в соблюдении социальных гарантий в области занятости и производственного обучения работников, совмещение работы и учебы, условий и охраны труда работников, а также в сфере охраны здоровья работника на производстве и социального обеспечения, продолжительности рабочего времени, времени отдыха и отпуска, занятий физкультурой и спортом. В практику социального развития предприятий с учетом их финансовых возможностей вошло предоставление дополнительных социальных льгот к льготам, финансируемых за счет средств государственного бюджета, то есть установление денежных надбавок к отпускам, пенсиям, снижение планки пенсионного возраста, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и детей в дошкольных учреждениях, компенсации транспортных расходов.
В 70-80 годы наблюдался рост дополнительных льгот и компенсаций, предоставляемых предприятием своим работникам в социально-бытовой и жилищной сфере. Широко стали практиковаться социальная поддержка и помощь в финансировании ЖСК, создании МЖК, приобретении садовых участков, улучшении бытовых условий жизни.
В
середине 80-х годов ресурсы
Серьезный
недостаток сложившейся практики распределения
материальных благ через общегосударственные
фонды потребления состоял в
сильном государственном
В мировой экономической теории и практике существуют две концепции социальной роли и социальной ответственности предприятий, обусловленные различными ценностными подходами к общественной значимости фирм:
1.
Предприятие реализует только
экономические цели и его
2.
Предприятие не должно
Традиционно сложившаяся в нашей стране организационная модель функционирования предприятий в части решения социальных задач имеет много общих черт с современно мировой концепцией социально-мотивационного управления фирмой. Однако успешная реализация этой концепции предполагает наличие объективных предпосылок эффективного роста национальной экономики и рентабельно работающих предприятий. К сожалению, эти условия в нашей стране пока не созданы. [7,598]
Таким
образом, реформируемая российская
экономика требует адекватного
решения проблем социально-
2.2. Особенности менеджмента в социальной сфере на современном этапе.
Ключевую роль в развитии социальной сферы на предприятиях играет система социального партнерства, которая базируется на комплексном региональном подходе к решению социальных проблем предприятий на основе региональных, отраслевых, территориальных соглашений, принятых трехсторонними и двухсторонними комиссиями. Это способствует налаживанию взаимоотношений сторон при формировании и реализации социальной политики предприятий.[19,35]
В 2004 году в республиках, краях, областях и автономных округах РФ действовало около 5,6 тысячи соглашений (в 2003 году действовало 5039 соглашений). Из них: 79 региональных, 1141 территориальных, 3895 отраслевых соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровнях, и 446 иных соглашений.
Информация о работе Особенности менеджмента в социальной сфере на примере ОАО «СЭГЗ»