Особенности менеджмента в социальной сфере на примере ОАО «СЭГЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание

Целью работы является попытка разобраться в действующем управлении персоналом в области социальной сферы, выявить его основные противоречия и пути совершенствования.
Задачи, способствующие достижению цели заключаются в следующем:
рассмотреть сущность, факторы социальной политики предприятий;
выявить задачи и функции социальной службы предприятий;
изучить сущность социального партнерства;
проанализировать особенности менеджмента в социальной сфере предприятий всех форм собственности на современной этапе;
проанализировать особенности менеджмента в социальной сфере на примере ОАО «СЭГЗ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие менеджмента в социальной сфере.
1.1. Социальное развитие предприятия как объект управления………..5
1.2. Основные факторы социальной среды………………………………7
1.3. Задачи и функции социальной службы…………………………….14
1.4. Понятие социального партнерства…………………………………18
2. Менеджмент в социальной сфере как фактор стабилизации отношений между работодателями и работниками на современном этапе.
2.1. Опыт России в управлении предприятиями в области социальной сферы……………………………………………………………………………..20
2.2. Особенности менеджмента в социальной сфере предприятий всех форм собственности на современном этапе…………………………………...25
2.3. Коллективный договор как фактор устойчивого развития предприятий……………………………………………………………………...30
3. Особенности менеджмента в социальной сфере на примере ОАО «СЭГЗ»……………………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент в социальной сфере.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

      Из  общего количества действующих отраслевых соглашений в 2004 году в субъектах РФ на региональном уровне заключено 1235 соглашений, на территориальном уровне – 2659 соглашений.

      По  данным субъектов РФ, в организациях всех форм собственности действовало  около 207 тысяч коллективных договоров, что на 7 % больше, чем за прошлый год.

      Численность работающих, охваченных коллективными  договорами, в отчетном периоде уменьшилась  на 1 %, что характеризует сокращение излишней численности работников на предприятии. По состоянию на 1 января 2005 года коллективными договорами было охвачено 29,8 млн. человек, что составило 60 % от общей численности работников, занятых в реальном секторе экономики.

      В течение 2004 года продолжалась работа по дальнейшему развитию и совершенствованию  системы социального партнерства  с участием администраций, профсоюзов, объединений работодателей, проведение целенаправленной работы по формированию социального партнерства в муниципальных образованиях, на уровне организаций с частной формой собственности.[20,55]

      Определенные  успехи были достигнуты в результате активной деятельности региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях. В результате проведения переговоров и консультаций между социальными партнерами в субъектах РФ принимались эффективные меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства с учетом реалий рыночной экономики, распространению передового опыта социального партнерства, повышению реальных доходов населения, по решению проблем занятости и социальной защиты населения.

      Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений созданы и активно работают в большинстве предприятий субъектов РФ, муниципальных образований.

      Результатом работы трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений явилось заключение трехсторонних региональных соглашений, которые определяют социальную политику предприятий в субъектах РФ, способствуют дальнейшему развитию процесса заключения отраслевых региональных соглашений, территориальных соглашений, а также заключению коллективных договоров в предприятиях всех форм собственности.

      Основное  внимание в работе трехсторонних комиссий по регулированию социальных отношений уделяется выполнению мероприятий по решению проблем занятости социальной защиты населения.

      На  заседаниях трехсторонних комиссий выносятся вопросы регулирования оплаты труда, погашения задолженности по заработной плате, режимов труда и отдыха, тарифов и цен на электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, реформированию социальной сферы, защиты прав и гарантий работников, другие вопросы социально-экономических отношений, предусмотренный трехсторонними соглашениями.

      Однако  по-прежнему не созданы трехсторонние  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях в 8 субъектах РФ: Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Ненецком, Эвенкийском, Усть-Ордынском, Бурятском, Агинском, Агинском Бурятском, Чукотском, Корякском автономных округах. В Республике Ингушетия и Чеченской Республике начата работа по созданию трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях. В автономных округах трехсторонние комиссии не созданы по разным причинам.

      В Ростовской области трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях созданы во всех 55 муниципальных образованиях, которые действуют на основании положений об этих комиссиях. Развитию социального партнерства способствовало создание «Союза работодателей Ростовской области», который объединяет 2000 предприятий, действующих на территории области.

      В Алтайском крае на уровне отраслей и организаций образованы и действуют 5166 комиссий, в том числе 15 краевых  отраслевых комиссий, 71 территориальная  комиссия и 41 территориальная отраслевая комиссия.

      Во  всех муниципальных образованиях Саратовской области сформированы и действуют стороны социального партнерства: объединения работодателей и объединения профсоюзов и действуют трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях. Координаторами комиссий являются главы администраций или их заместители, курирующие социальную сферу. Это позволяет более эффективно осуществлять контроль выполнения областного, территориальных и отраслевых соглашений и оказывать влияние на развитие производственной и социально-трудовой сферы муниципальных образований области, защиту прав и интересов работников.

      Во  всех муниципальных образованиях Оренбургской области также созданы территориальные  трехсторонние комиссии (43).

      Областная трехсторонняя комиссия Брянской области постоянно совершенствует свою работу: расширяет круг рассматриваемых вопросов, осуществляет постоянный контроль за выполнением решений комиссии; на заседание комиссии приглашаются главы муниципальных образований с информацией по развитию системы социального партнерства и т.д.

      Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых на предприятиях отношений созданы и действуют во всех 31 муниципальных образованиях области.  Администрация области оказывает консультативно-методическую помощь и практическую помощь муниципальным образованиям в организации работы районных (городских) трехсторонних комиссий. План работы областной трехсторонней комиссии и информация о развитии социального партнерства в области направляются муниципальными образованиями.

      В Тюменской области в муниципальных  образованиях не созданы трехсторонние  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях. Состоялись встречи с представителями администрации Курганской области и правительства Свердловской области по вопросам организации работы трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Всех уровней, взаимодействия с муниципальными образованиями по вопросам социального партнерства в рамках обмена опытом.

      В Калужской области большой внимание уделяется контролю за выполнением решений областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях. Организация контроля за решением комиссии позволила принять дополнительные меры, обеспечивающие предоставления льгот по оплате квартир и коммунальных услуг квалифицированным специалистам, работающим в сельской местности (работникам системы образования, здравоохранения, культуры).

      Решением  Калужской области трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях от 10 октября 2003 года намечено активизировать работу по заключению региональных отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях. Утвержден и реализуется план мероприятий по развитию системы социального партнерства на отраслевом и территориальном уровнях и коллективно-договорной работы в организации.

      В Камчатской области деятельность трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях также проводилась в соответствии с годовым планом работы. Наиболее значимыми были вопросы:

  • о соответствии отраслевых соглашений и коллективных договоров, заключенных в Камчатской области, Трудовому Кодексу РФ и областному трехстороннему соглашению;
  • о проекте Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы и комплекс мер по ее реализации;
  • о мероприятиях по ликвидации задолженности по заработной плате в организациях всех форм собственности;
  • о платежеспособности населения Камчатки и о прожиточном минимуме в Камчатской области;
  • о ходе выполнения Федеральной программы по обеспечению жильем граждан, выезжающих за пределы Камчатской области.

      Принят  Закон Тюменской области от 07.07.2003 года № 155 «О регулировании рудовых  отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений», центральное место в котором занимают нормы, обеспечивающие функционирование и развитие социального партнерства, в том числе на территориальном уровне. Разработан комплекс мероприятий по созданию и работе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в органах местного самоуправления.

      Одним из важнейших направлений в работе трехсторонних комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений является выполнение мероприятий, направленных на реализацию региональных, территориальных, отраслевых соглашений, коллективных договоров.[21,56] 

      2.3. Коллективный договор как фактор устойчивого развития предприятий.

      Ключевую  роль в развитии социальной сферы  на предприятиях играют коллективные договоры. Коллективные договоры на многих предприятиях содержат конкретные обязательства и мероприятия, направленные на решение наиболее острых социальных проблем. Они отличаются более конкретным содержанием разделов, касающихся вопросов оплаты труда, охраны и безопасности труда, обеспечения занятости, профессиональной подготовки, социальных гарантий.[19,13]

      Материалы, предоставленные органами по труду  субъектов РФ, показали, что за 2004 год в целом по федеральным  округам по сравнению с 2003 годом  произошло увеличение количества заключенных  коллективных договоров.

      В Уральском федеральном округе количество заключенных коллективных договоров увеличилось на 7,8 %, Центральном федеральном округе – на 7 %, Сибирском федеральном округе – на 6,1 %, Северо-Западном и Приволжском федеральном округах – на 3,2 %, в Дальневосточном федеральном округе – на 3 %. Наибольшее увеличение заключенных коллективных договоров отмечено в организациях Южного федерального округа.

      Следует отметить, что в 2004 году в 59 субъектах  произошло увеличение количества заключенных  коллективных договоров. Высокий темп роста заключенных коллективных договоров отмечен в Астраханской области – на 55 %. Значительно увеличение заключенных коллективных договоров произошло в Удмуртской Республике – на 33 %, Волгоградской области – на 30 %, Рязанской области – на 29 %, Ханты-Мансийском автономном округе – на 28 %, Курской области, Республике Бурятия – на 25 %, Республике Карелия – на 24 %, Республике Дагестан, Томской области – на 21 %, Алтайском крае – на 20 %.

      В 2004 году  произошло уменьшение количества заключенных коллективных договоров в 15 субъектах РФ, в том числе в Красноярском крае (45%), Сахалинской области (31 %), Республике Коми (24 %), Магаданской области (23 %), Тюменской области (21 %), Чукотском автономном округе (47 %).

      Активно осуществлялась работа в 2004 году по уведомительной регистрации коллективных договоров. Более 169,8 тысяч коллективных договоров прошли уведомительную регистрацию. В целом по РФ 82 % заключенных коллективных договоров было зарегистрировано в органах по труду, что на 11 % больше, чем в 2003 году. В Центральном федеральном округе – 81 %, Южном – 91 %, Северо-Западном, Приволжском – 78 %, Уральском – 86 %, Сибирском – 83 %, Дальневосточном – 62 % зарегистрировано заключенных коллективных договоров в этих округах.

      Все коллективные договора зарегистрированы: в республике Алтай, Ингушетия, Чеченской, Кабардино-Балкарской, Краснодарском  крае, смоленской, Тамбовской, Калининградской, Волгоградской, Оренбургской, Самарской, Курганской, Магаданской области, Ненецком и Таймырской автономных округах. В 30 субъектах РФ охват зарегистрированных коллективных договоров составляет 90 %.

      Недостаточно  активно проводится работа по регистрации  заключенных коллективных договоров  в г. Москве,  республике Удмуртия, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Хабаровском крае. В Читинской области регистрацию прошли только 16 % заключенных коллективных договоров, в Чукотском автономном округе – 27 %.

      Остается  низким уровень уведомительной регистрации  заключенных коллективных договоров  в областях: Камчатской – 57 %, Ярославской, челябинской – 55 %, Кировской – 53 %.

      По прежнему максимальное количество коллективных договоров продолжает заключаться на предприятиях, относящихся к государственной (24 %) и муниципальной (30 %) формам собственности от общего количества предприятий.

      Сложной остается ситуация с заключением  коллективных договоров на предприятиях частной форм собственности. В частном  секторе экономики коллективные договора заключили только 2 % предприятий  от общего количества предприятий данной формы собственности.

      Охват работников коллективными договорами в 2004 году в среднем по РФ – 60 %, в  Центральном федеральном округе – 54 %, Северо-Западном – 48 %, Южном – 71 %, Приволжском – 67 %, Уральском  – 69 %, Сибирском – 61 %, Дальневосточном  – 56 %.

Информация о работе Особенности менеджмента в социальной сфере на примере ОАО «СЭГЗ»