Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа
Цель исследования - теоретический анализ факторов, социальных партнерских отношений менеджмента и наемного труда в рамках немецкой модели трудовых отношений и механизмы обеспечения социального партнерства в Германии.
В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:
1) определить сущность содержания категории «социальное партнерство»; проинтерпретировать социальное партнерство и как тип трудовых отношений и как особый способ взаимодействия социальных групп;
2) проанализировать опыт развития социального партнерства в Германии;
3) изучение специфики социального партнерства менеджмента и наемного труда в системе немецкого корпоративного управления.
Введение 3
1. Теоретические основы социального партнерства................................... 5
1.1. Сущность социального партнерства 5
1.2. Характеристика субъектов социального партнерства......................... 7
2. Особенности немецкой модели социального партнерства.................... 16
2.1. Фрмированием и развитием социального партнерства в Германии.. 16
2.2. Контрактная система социального партнерства наемных работников и работодателей................................................................................................. 22
Заключение .. 34
Список использованных источников и литературы .. 37
Введение 3
1. Теоретические
основы социального партнерства...................
1.1. Сущность социального партнерства 5
1.2. Характеристика
субъектов социального партнерства...................
2. Особенности немецкой
модели социального партнерства...................
2.1. Фрмированием и развитием социального партнерства в Германии.. 16
2.2. Контрактная
система социального партнерства наемных
работников и работодателей.................
Заключение .. 34
Список использованных источников и литературы .. 37
Приложение .. 39
Введение.
В западных странах накоплен уникальный опыт реализации различных форм социального партнерства, в рамках которых такие институты рыночной экономики, как фирма, корпорация, менеджмент, контракт, занятость и т.п. приобретают новые социальные качества. Суть этих качеств заключается в том, что в рыночные институты законодательно встроены различные социальные амортизаторы, которые должны приводить к равновесию (консенсусу) интересы различных субъектов рынка, в том числе, менеджмент предприятий и наемных работников.
В этом отношении следует особо выделить опыт Германии, где действующая система социального партнерства менеджмента и наемного труда. Во-первых, является результатом последовательной социально-ориентированной политики государства. Во-вторых, отражает общие тенденции своего развития, характерные не только для Германии, по и для стран, вступивших на путь рыночной трансформации. В-третьих, позволяет судить о проблемах и противоречиях, которые типичны для форм социального партнерства в развитых странах на современном этапе.
Научный анализ реальной практики социального партнерства в Германии может служить теоретической основой для разработки критериев оценки эффективности институтов социального партнерства, формирующихся в рамках переходных социально-экономических систем.
Социальное партнерство (социальное сотрудничество) и отдельные аспекты и формы его проявления являются объектом многочисленных исследований зарубежных и отечественных ученых. Значительная часть отечественных авторов, развивая концепцию социального партнерства, ориентируется на опыт Германии. Это первая причина интереса к немецкой модели социального партнерства между наемным трудом и бизнесом (менеджментом). Вторая причина заключается в том, что определенная часть работ акцентирует внимание преимущественно на позитивных особенностях этой модели, опуская те проблемы и противоречия, которые характерны для нее на современном этапе развития немецкого общества. Последнее и обусловило выбор темы курсовой работы и определяет целей и задач.
Объект исследования – социальное партнерство наемного труда и менеджмента в Германии.
Предмет исследования – особенности контрактной системы социального партнерсктва менеджмента и наемного труда в условиях социально-ориентированной экономики Германии
Цель исследования - теоретический анализ факторов, социальных партнерских отношений менеджмента и наемного труда в рамках немецкой модели трудовых отношений и механизмы обеспечения социального партнерства в Германии.
В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:
1) определить сущность содержания категории «социальное партнерство»; проинтерпретировать социальное партнерство и как тип трудовых отношений и как особый способ взаимодействия социальных групп;
2) проанализировать опыт развития социального партнерства в Германии;
3)
изучение специфики социального партнерства
менеджмента и наемного труда в системе
немецкого корпоративного управления.
1. Теоретические основы социального партнерства
1.1. Сущность социального партнерства
Социальное партнерство необходимо рассматривать как сложное явление, сущность которого не сводится только к процедуре заключения договоров между наемными работниками, работодателями и государством. Социальное партнерство - это особая идеология (система представлений), раскрывающая характер и способ взаимоотношений различных социальных групп в условиях современного рыночного хозяйства. В экономической литературе имеются две противоположные точки зрения на этот счет. Одни авторы считают, что социальное партнерство - это новый способ взаимоотношений рабочих и работодателей, который приходит на смену классовой борьбе и свидетельствует об общности их интересов. Другие авторы полагают, что социальное партнерство является определенным способом сотрудничества, способом достижения компромисса в процессе согласования объективно существующих противоречий интересов наемных работников и работодателей и смягчения классовых противоречий.
Различия в подходах порождают и различия в определениях социального партнерства. Оно определяется как:
Противоположность экономических интересов, а, следовательно и противоречия между трудом и капиталом, в современном обществе сохраняются. В основе этой противоположности лежит частная собственность на средства производства. Поэтому о совпадении интересов говорить нельзя. Однако, возможность установления договорных отношений между наемными работниками и работодателями существует. Договорной характер регулирования социально-трудовых отношений позволяет работодателям избежать потерь, связанных с забастовками рабочих, укрепляет экономическое положение предприятия, обеспечивая, тем самым, повышение конкурентоспособности фирмы. Стабильность же заработной платы в течение срока действия договора позволяет поддерживать расчетный уровень рентабельности.
Договорная
форма взаимоотношений с
Однако, как следует из предыдущего анализа, возможность установления договорных отношений между наемными работниками и работодателями возникает лишь тогда, когда между ними устанавливается относительное равновесие сил. Участие в социальном партнерстве является для класса собственников вынужденной мерой, к которой они прибегают лишь тогда, когда политическая слабость не оставляет им иного выбора, и лишь тогда, когда они усматривают в этом средство улучшения их экономических позиций. Расширение социальных функций государства, наблюдаемое в 50 - 60-е годы XX столетия в развитых капиталистических странах, помогало капиталу удерживать свое господство в обществе. В тех случаях, когда государство берет на себя часть расходов, связанных с образованием, здравоохранением, социальным обеспечением, оно способствует решению задач по подготовке более квалифицированной рабочей силы, так необходимой современному производству. Если же государство выполняет роль арбитра в отношениях между трудом и капиталом, то оно, смягчая конфликты и предотвращая забастовки, также способствует сохранению и приумножению доходов капитала.
Сами по себе договорные отношения между наемными работниками и работодателями - это еще не социальное партнерство. Суть социального партнерства в том, что договариваются равные по своей силе партнеры. Поэтому, если появляются факторы, нарушающие такое равновесие сил, то система социального партнерства не может эффективно работать.
Вышесказанное
позволяет нам дать следующее определение
социального партнерства, "Социальное
партнерство - это особая система взаимоотношений
между наемными работниками и работодателями
при регулирующей роли государства, которая
направлена на согласование экономических
интересов и урегулирование социально-трудовых
конфликтов, эффективно действующая в
условиях относительного равенства сил
между трудом и капиталом".
1.2. Характеристика субъектов социального партнерства.
Раскрывая содержание социального партнерства, необходимо более детально охарактеризовать всех его субъектов, с точки зрения выполнения ими функций в современном обществе. Субъектная структура социального партнерства характеризуется трехкомпонентным построением. Критерием выделения субъектов при этом является различие в социально-экономическом положении определенных групп населения, выражающееся в несовпадении их экономических интересов. В соответствии с указанным критерием выделяются следующие субъекты социального партнерства: субъекты, являющиеся основными партнерами (профсоюзы или другие общественные организации, выражающие интересы наемных работников, с одной стороны, и работодатели и их организации, с другой) и согласующий субъект, интересы которого заключаются в предотвращении социального конфликта между первыми двумя (государство и органы его представляющие).
Важнейшая черта современных профсоюзов - их многофункциональность. Можно выделить три основные функции, соответствующие трем основным сферам деятельности: экономическую, политическую и общественную.1 Из них основная и определяющая - первая, которую профсоюзы выполняют в качестве представителя работников перед лицом нанимателя, опираясь на коллективную силу своих членов, путем коллективных переговоров и другими методами. Экономическая функция заключается в защите экономических интересов наемных работников: добиваться повышения оплаты труда, улучшения условий труда, решение проблемы занятости. Сегодня профсоюзы не ограничиваются защитой интересов исключительно своих членов. Они все чаще направляют свою деятельность на поддержку различных групп людей, не являющихся наемными работниками, например, пенсионеров, учащихся, студентов, инвалидов, представителей национальных меньшинств и т.д. Это превращает профсоюзы в организации гражданского общества. Эта деятельность характеризует "общественную" функцию профсоюзов. Во многих промышленно развитых странах они выступают по проблемам, затрагивающими интересы всего населения, таким как образование, здравоохранение, экология и т.д.
Особое внимание профсоюзы уделяют защите индивидуального работника, его прав на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности, то есть основных гражданских прав человека. Это реализуется через лоббирование в парламенте законопроектов, закрепляющих защиту интересов трудящихся, а также контроль за соблюдением законов на производстве со стороны работодателей. Профсоюзы осуществляют руководство проведением митингов, шествий, пикетирований, забастовок в целях привлечения внимания правительства, широкой общественности к важнейшим социально- экономическим проблемам. Надо отметить, что, хотя забастовки являются конфликтным способом разрешения социальных противоречий, тем не менее, данный способ вписывается в систему социального партнерства, если только требования бастующих не направлены на отрицание основ существования своих партнеров (например, требование об отставке правительства) и не перерастают в открытое противостояние. Профсоюзы выполняют также политическую функцию в том случае, когда для решения каких-либо социально-экономических задач, они используют политические средства, например, поддержка той или иной политической партии и т. д. Кроме профессиональных союзов интересы работников могут представлять различные общественные организации, а также многофункциональные общественные движения рабочих (советы трудовых коллективов, рабочие советы и т.д.).
Основной социальный партнер профсоюзов трудящихся - предприниматель, а чаще всего предпринимательские организации. Особенность предпринимателя как социального партнера заключается, прежде всего, в разнообразии его функций. Предприниматель организует производство и несет ответственность за принятые решения, рискуя вложенным капиталом. Организуя производство, предприниматель создает дополнительные рабочие места. В этой роли он выступает как работодатель.
В своих взаимоотношениях с профсоюзами предприниматели, объединившись, проводят согласованную политику по вопросам оплаты и условий труда, занятости и социальным гарантиям. Главная цель этой политики - урегулирование конфликтов с наемными работниками, которые могут, разрастаясь, уменьшать прибыль предпринимателей. Между тем, в росте прибыли заинтересованы и профсоюзы, поскольку, чем больше прибыль, тем большая часть ее может быть выделена на социальные нужды, тем выше доходы работников. Такой подход становится основополагающим в переговорах с предпринимателями и достижении компромисса.
Через профессиональные объединения предприниматели регулируют свои отношения с государством. Они вырабатывают общую позицию по многим вопросам социально экономической политики, имеющей непосредственное отношение к предпринимательской деятельности, например, налоговой политике или защите национального предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках. Чтобы оказать давление на государственные органы, союзы предпринимателей добиваются принятия законов, в наибольшей степени отражающих их интересы.
Информация о работе Особенности немецкой модели социального партнерства