Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа
Цель исследования - теоретический анализ факторов, социальных партнерских отношений менеджмента и наемного труда в рамках немецкой модели трудовых отношений и механизмы обеспечения социального партнерства в Германии.
В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:
1) определить сущность содержания категории «социальное партнерство»; проинтерпретировать социальное партнерство и как тип трудовых отношений и как особый способ взаимодействия социальных групп;
2) проанализировать опыт развития социального партнерства в Германии;
3) изучение специфики социального партнерства менеджмента и наемного труда в системе немецкого корпоративного управления.
Введение 3
1. Теоретические основы социального партнерства................................... 5
1.1. Сущность социального партнерства 5
1.2. Характеристика субъектов социального партнерства......................... 7
2. Особенности немецкой модели социального партнерства.................... 16
2.1. Фрмированием и развитием социального партнерства в Германии.. 16
2.2. Контрактная система социального партнерства наемных работников и работодателей................................................................................................. 22
Заключение .. 34
Список использованных источников и литературы .. 37
В результате экономического развития Германии после 1990 г. темпы роста заработной платы и производительности труда стали серьезно различаться, что усилило кризис в экономике новых земель. Как бы ни были привлекательны более высокая оплата труда и новые уровни социального обеспечения, возникла ситуация, неблагоприятная для инвестирования. Как следствие возросла социальная нестабильность, повлиять на которую немецкое правительство практически не может из-за "тарифной автономии".
В начале 1993 г. восточногерманские компании решили разорвать соглашение с профсоюзами. Два месяца продолжались забастовки, затем профсоюзам пришлось согласиться не только на замедление процесса подтягивания уровня заработной платы на востоке страны к западному, но и на то, что отдельным компаниям из-за экономических трудностей будет позволено выйти из числа участников соглашения. Последнее может, в свою очередь, повлиять на ситуацию в старых землях, что ослабит позиции профсоюзов.
Перед профсоюзными делегатами - членами наблюдательных советов компаний встала также нелегкая дилемма - выступать ли за создание новых рабочих мест на востоке страны за счет их сокращения на западе или голосовать за капиталовложения в существующие в старых землях предприятия, оставляя компании на востоке без так необходимого для них притока капитала. В этой ситуации проблема социального партнерства приобретает типично немецкий "привкус".
В целом в Германии имеют место высокий уровень издержек по оплате труда в национальном хозяйстве, недостаточная продолжительность рабочей недели, слишком большое число выходных и праздничных дней. Согласно немецкой традиции, эти вопросы относятся к компетенции профсоюзов и работодателей. Федеральное правительство констатировало, что ситуация приобрела слишком большую остроту и необходимо государственное вмешательство. Работодатели в основном поддержали выводы доклада, но профсоюзы приняли их в штыки, особенно это касается рекомендаций по регулированию рынка труда.
Вопросы конкурентоспособности немецкой экономики и взаимосвязи между рынком труда, системой социального обеспечения и экономическим порядком в стране будут еще долго являться предметом детальных обсуждений и не только из-за экономического спада и сокращения рабочих мест. Следует иметь в виду и предстоящие демографические изменения - уменьшение количества активных работников и рост числа пенсионеров. В настоящее время в Германии на одного пенсионера приходится 2,25 работника, а расчеты показывают, что к 2040 г. на одного пенсионера придется уже всего 1,4 работника. Последствия этого для социальной сферы ясны.
Итак,
две черты наиболее ярко характеризуют
систему социального
Во-вторых,
это существенное ограничение права
на забастовку. Согласно закону, спорные
вопросы обычно должны передаваться
на рассмотрение согласительного органа,
состоящего из представителей работников,
работодателей и независимого председателя
этих условиях у менеджмента появляются
дополнительные возможности минимизации
издержек высокой стоимости рабочей силы
в Германии и замещения ее более дешевыми
трудовыми ресурсами.
2.2. Контрактная система социального партнерства наемных работников и работодателей в Германии.
Контракт или договор о найме в условиях Германии является первичной институциональной предпосылкой партнерских отношений между наемным работником и работодателем. Однако, хотя он заключается на основании свободного волеизъявления сторон, процедуры и условия заключения трудового договора регулируются соответствующими нормами трудового законодательства Германии. В рамках этих норм устанавливается социальный паритет интересов наемных работников и работодателей, который не может быть предметом произвольного толкования.
Процесс заключения договора между наемным работником и работодателем не сводится только к процедуре индивидуального договора между ними. Он представляет собой в условиях Германии четырехуровневую систему соглашений между следующими субъектами трудового права: государством, профсоюзами, ассоциациями работодателей, отдельным предприятием (фирмой) и коллективом работников, отдельным работодателем и конкретным работником.2
На первом уровне (трудовое законодательство) устанавливаются общие нормы трудового права, которые являются обязательными для всех субъектов социально-трудовых отношений. Здесь определяются основные правила заключения договоров, зафиксированные в двух группах законов. К первой группе относятся законы, регулирующие рабочее время, отпуска, выплату пособий при долговременной нетрудоспособности и др. Ко второй группе - законы, защищающие права работников в случае увольнения, материнства работницы или обеспечивающие социальную защищенность работника. Эти законы являются гражданским контрактом, в рамках которого социальное государство гарантирует и защищает основные права и свободы граждан в сфере производственной, профессиональной и экономической деятельности. Основными субъектами социально-трудовых отношений на этом уровне являются социальное государство и все граждане, как наемные работники, так и работодатели.
На
втором уровне (тарифные договоры) устанавливаются
общие условия трудовых соглашений
на уровне отраслей, подотраслей народного
хозяйства и крупных
На третьем уровне заключаются производственные или коллективные договоры, субъектами которых являются работодатели (хозяева, менеджмент) отдельных предприятий и коллективы работников. Эти соглашения могут заключаться в случаях, которые не нашли своего отражения в тарифном договоре. Традиционными пунктами производственных соглашений здесь являются производственный отпуск, производственное пособие по старости, сокращенный рабочий день, работа в сверхурочное время, работа в рабочее время и т.п.
И только на четвертом уровне заключается (в письменной форме) индивидуальный трудовой договор, в котором конкретно оговариваются основные условия контрактных отношений между работодателем и наемным работником. К ним относятся, как правило, величина заработной платы, продолжительность испытательного срока, количество дней отпуска, а также условия и сроки увольнения,
Эта четырехуровневая система в условиях Германии раскрывает особенности тех институциональных условий, в которые поставлены работники и работодатели в процессе заключения контрактов друг с другом. Можно сказать, что между рыночным механизмом спроса и предложения, регулирующим их отношения как субъектов рынка труда «вмонтирована» мощная система социальной защиты, которая амортизирует факторы рыночной конъюнктуры.
Таким
образом, отдельный работник в этих
условиях, предлагая работодателю свои
трудовые услуги, оценивается им не
только как носитель конкретной рабочей
силы, фактор производства, которым
можно манипулировать, исходя из соображений
экономической
Следует отметить, что эти гуманистические принципы найма на германских предприятиях не только декларируются, но и гарантируются государством, что отражается в процедурной части системы германского найма. Речь идет о следующем:
В
рамках германской системы найма
эффективно функционируют институты
и механизмы адаптации
В частности эмпирические исследования, проведенные в Германии, показывают, что вероятность увольнения новых сотрудников в первые 12 месяцев значительно выше, чем в дальнейшем. При увольнении возникают дополнительные расходы, которые в зависимости от квалификации сотрудника колеблются - от 50% до 200% годовой зарплаты уволившегося специалиста. Эти расходы возникают по причинам: а) понижения производительности труда сотрудника до и после принятия решения об увольнении; б) поиска нового кандидата; в) выбора и принятия на работу нового сотрудника; г) нарушения производственных процессов; д) необходимости адаптации (социализации) и обучения новых сотрудников и т.п.
Процесс адаптации (профессиональной социализации) продолжается весь период пребывания сотрудников в организации и касается различных категорий. В том числе, мигрантов, пожилых сотрудников, женщин, прервавших трудовую деятельность в связи с уходом за детьми, инвалидов и т.п. Однако процесс введения в должность новых работоспособных сотрудников представляет собой самый важный этап социализации персонала в организации, в значительной степени оказывающий влияние па последующие этапы, и, следовательно, на методы и формы реализации контрактов различных категорий работников.
В процессе введения в должность немецкие специалисты выделяют следующие этапы социализации. Оценка профессиональной компетенции нового сотрудника необходима для составления эффективной вводной программы. Ориентация связана с ознакомлением нового сотрудника на практике с его профессиональными заданиями, со степенью ответственности и с обязанностями. Специальная вводная программа предполагает беседы с сотрудниками отдела и с руководителем, объяснение функций отдела, требуемых форм отчетности, правил работы, представление нового сотрудника другим работникам подразделения. Действенная адаптация - период, когда новый сотрудник выполняет различные профессиональные задания, его деятельность регулярно обсуждается и анализируется с ответственными за вводную программу руководителями. Функционирование - на этой стадии процесс введения в должность завершается, новый сотрудник преодолевает сложности в общении с, коллегами и трудности, связанные с выполнением профессиональных заданий, и начинает стабильно работать. Таким образом, по «качеству прохождения» этих этапов профессиональной социализации можно судить о степени интеграции работника в профессиональную среду и культуру конкретной фирмы, уровне его идентификации с ценностями ее организационной культуры и, в конечном счете, о длительности и устойчивости того контракта, который он заключил с работодателем.
Германия относится к тем развитым странам, где имеет место достаточно жесткое законодательство, связанное с защитой социальных прав различных категорий работников наемного труда, с чем работодатели (менеджмент) должны серьезно считаться при реализации внутренней кадровой политики на своих предприятиях. Рассмотрим некоторые основные стандарты защиты занятости, которыми руководствуется германское законодательство и которые являются обязательными для большинства работодателей.
В Германии, впрочем, как и в других развитых странах, различные категории работников обладают неодинаковым набором средств защиты занятости. Степень этой защиты зависит от характеристик самого работника: стажа работы, профессиональной принадлежности, размера и отраслевой специализации предприятия и т.п. Основной водораздел в вопросах защиты занятости проходит между работниками, занятыми на условиях постоянных контрактов с неограниченным сроком действия, с одной стороны, и работниками, нанятыми на условиях временных контрактов.3
Информация о работе Особенности немецкой модели социального партнерства