Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа
Цель исследования - теоретический анализ факторов, социальных партнерских отношений менеджмента и наемного труда в рамках немецкой модели трудовых отношений и механизмы обеспечения социального партнерства в Германии.
В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:
1) определить сущность содержания категории «социальное партнерство»; проинтерпретировать социальное партнерство и как тип трудовых отношений и как особый способ взаимодействия социальных групп;
2) проанализировать опыт развития социального партнерства в Германии;
3) изучение специфики социального партнерства менеджмента и наемного труда в системе немецкого корпоративного управления.
Введение 3
1. Теоретические основы социального партнерства................................... 5
1.1. Сущность социального партнерства 5
1.2. Характеристика субъектов социального партнерства......................... 7
2. Особенности немецкой модели социального партнерства.................... 16
2.1. Фрмированием и развитием социального партнерства в Германии.. 16
2.2. Контрактная система социального партнерства наемных работников и работодателей................................................................................................. 22
Заключение .. 34
Список использованных источников и литературы .. 37
Итак, предприниматели и союзы их представляющие - это второй субъект системы социального партнерства.
Отрицательно
относясь к вмешательству государства
в сферу трудовых отношения (ущемление
профсоюзных прав, запреты на легальные
забастовки и т.д.), нельзя, однако, не
признать важную роль государства как
необходимого участника социальных
переговоров. Задачами трехсторонних
консультаций и переговоров является
широкое привлечение объединений предпринимателей
и профсоюзов к разработке государственной
политики по основным экономическим проблемам.
При этом общая цель сторон - найти взаимоприемлемые
варианты стратегического развития, учитывающие
экономическое положение страны, политику
правительства и интересы трудящихся
и предпринимателей. Пределы совместимости
интересов социальных партнеров, пути
их реализации и действия сторон зависят
от способности предпринимателей и трудящихся
воспринимать общегосударственные интересы,
интересы других групп населения страны,
а также от их способности находить компромиссы.
Согласованные действия социальных партнеров
оформляются соответствующими соглашениями
и становятся важным инструментом поддержания
нормального социального климата в обществе
и ключевым элементом экономического
роста. Итак, место государства в системе
социального партнерства определяется
его общеэкономическими функциями и регулирующей
ролью.
Таковы субъекты социального партнерства, имеющие свои специфические интересы, определяемые положением и ролью в обществе, и реализуемые в процессе социального диалога, в ходе которого достигается баланс этих интересов.
Основными направлениями социального партнерства в трудовой сфере являются :
Социальное партнерство в индустриально развитых странах опирается на определенные принципы, которые нашли отражение в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда. Исходным и основным при построении социально-партнерских отношений будет принцип социальной справедливости, который относится прежде всего к сфере распределения. Речь идет, с одной стороны, об обеспечении соответствия между мерой труда и мерой вознаграждения, а с другой, об обеспечении социальных гарантий равного доступа к благам, необходимых для развития способностей каждого члена общества и создание условий для его достойного существования. Реализация социальной справедливости гарантируется конституцией страны и охраняется законодательно.
Построение
механизма социального
Следующим важным принципом является добровольность вступления в партнерские отношения и принятия обязательств. Добровольность предполагает, что субъекты отношений независимы друг от друга, а отношения между ними определяются собственными интересами и целями, в них вступают по расчету, для реализации этих целей и интересов.
Еще
одним важным принципом является
принцип полномочности
Реализация вышеназванных принципов, по мере их конкретизации в практике трудовых отношений, делает очевидным и необходимым следующий принцип, без которого не может функционировать механизм социального партнерства - принцип базирования на конституциях, правовых - законодательных и иных государственных актах, договорах, конвенциях, включая международные, то есть правовой принцип.
Важным принципом функционирования отношений социального партнерства является ответственность участников этих отношений за осуществление принятых обязательств. Всякая ответственность предполагает и определенный механизм контроля за исполнением партнерских обязанностей и обязательств, определенные санкции (юридические, материальные, административные) за их неисполнение.
Вышеназванные принципы составляют основу для реализации соиального партнерства на всех уровнях: центральном, отраслевом, территориальном и на уровне предприятия. Изучение этих принципов и реализация их на практике становятся особо актуальными в связи с проводимыми в настоящее время в России экономическими реформами и процессом формирования российского механизма социального партнерства.
В заключение отметим, что социальное партнерство - это не единственная форма согласования классовых интересов в условиях развития рыночных механизмов. В современном мире применяется и широко пропагандируется такая форма социальной политики, как патернализм, который может существовать как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельного предприятия. В последнем случае, стремясь дополнить экономическое принуждение рабочего к труду, предприниматели предоставляют рабочему те или иные материальные и социальные льготы, не предусмотренные коллективным договором. В ответ от рабочих требуется безусловная преданность фирме и лояльность по отношению к администрации.
Во многих государствах патернализм был характерен для мелких предприятий, но активно стал использоваться и крупными компаниями. К примеру, в конце 60-х - начале 70-х годов в Германии на этой основе осуществлялась до 50% социальных выплат, которые направлялись на осуществление жилищного строительства, организация медицинской помощи, различных культурных мероприятий и пр. Формы патернализма зависят от специфики национальных условий в различных странах. Но в целом, социальное партнерство, как идеологическое течение и метод разрешения социальных конфликтов, в настоящее время получает относительно большее распространение.
В
мире накоплен большой практический
опыт в области социального партнерства,
при этом в каждой стране сложился свой
механизм согласования интересов и разрешения
трудовых конфликтов. Представляется
целесообразным обратиться к характеристике
различных моделей социального партнерства.
2. Особенности немецкой модели социального партнерства.
2.1. Фрмированием и развитием социального партнерства в Германии.
В данной части курсовой работы более подробно рассмотрены темы связанные с формированием и развитием социального партнерства в Германии.
Социальное партнерство в Германии имеет длительную историю. Еще в 20-е годы было законодательно признано право заключать коллективные трудовые соглашения. Как только в какой-либо отрасли подписывалось соглашение между организациями работодателей и профсоюзами по поводу ставок заработной платы, продолжительности рабочего дня и отпусков и т.д., федеральный министр по социальным вопросам мог объявить, что все компании в данной отрасли или регионе должны выполнять условия этого соглашения, даже если они не принимали непосредственного участия в переговорах по его заключению.
В то же время появились первые схемы участия трудящихся в управлении предприятиями. Работники получили возможность обсуждать решения руководства своих компаний и их последствия для трудового коллектива. Созданные советы фирм имели широкие функции. Они могли заслушивать жалобы работников, обсуждали социальные вопросы производства (уровень оплаты труда, продолжительность рабочего дня, условия труда и состояние здоровья работников и т.д.), экономическое положение компании, планы по рационализации производства и направления инвестиций, проблемы закрытия или перевода компании или ее филиалов в другое место, а также рассматривали возможность ее слияния с другими фирмами. Эти функции сохраняются и в настоящее время. Но в одних случаях работников только информируют о намерениях администрации (например, касательно планов капиталовложений), в других - работники могут выражать свою точку зрения (например, по вопросу о новом жилищном строительстве), в третьих - они имеют право участвовать в голосовании по тому или иному предложению (например, относительно одобрения плана модернизации производства, связанного с увольнениями части рабочих). Велико представительство работников в наблюдательных советах компаний, иногда оно достигает половины их состава.
После второй мировой войны экономическое развитие Германии было настолько впечатляющим, что получило название "немецкого чуда". Общественный климат в стране в целом оставался спокойным. Число забастовок было значительно меньше, чем во Франции, Италии или Соединенном Королевстве. Вначале из-за высокого уровня безработицы зарплата росла низкими темпами. Но когда в 60-е годы уровень безработицы опустился ниже отметки 1%, а количество вакансий в 4 раза превысило число желающих их занять, требования повышения заработной платы начали раздаваться по всей стране.
После
нефтяных кризисов 70-х годов и
роста безработицы эти
Немецкий опыт участия трудящихся в управлении компаниями в целом оценивается положительно. Профсоюзы могут воздействовать на проведение научно-технической и инновационной политики на трех уровнях: при заключении отраслевых коллективных договоров; посредством участия представителей профсоюзов в работе наблюдательных советов крупных компаний; на основе участия членов рабочих советов в процессе принятия решений на уровне предприятия.
Отдельно следует рассмотреть проблемы, связанные с объединением Германии. Оно имело не только положительные, но и отрицательные стороны. В восточных землях произошло глубокое падение промышленного производства, сократилось количество рабочих мест. Высокий рост безработицы и распространение на новые земли федеральной системы социального обеспечения привели к огромным финансовым потокам с запада на восток, вызвав разбалансированность бюджета, что заставило Бундесбанк проводить жесткую кредитно-денежную политику.
Конечно, чтобы уменьшить масштабы безработицы, нужно ограничивать рост заработной платы. В то же время она должна расти, иначе немцы на востоке страны не почувствуют плоды объединения, а миграция на запад примет неконтролируемый характер. Жителей новых земель нужно стимулировать с тем, чтобы они приняли изменения и приспособились к ним.
Информация о работе Особенности немецкой модели социального партнерства