Особенности немецкой модели социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования - теоретический анализ факторов, социальных партнерских отношений менеджмента и наемного труда в рамках немецкой модели трудовых отношений и механизмы обеспечения социального партнерства в Германии.
В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:
1) определить сущность содержания категории «социальное партнерство»; проинтерпретировать социальное партнерство и как тип трудовых отношений и как особый способ взаимодействия социальных групп;
2) проанализировать опыт развития социального партнерства в Германии;
3) изучение специфики социального партнерства менеджмента и наемного труда в системе немецкого корпоративного управления.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы социального партнерства................................... 5
1.1. Сущность социального партнерства 5
1.2. Характеристика субъектов социального партнерства......................... 7
2. Особенности немецкой модели социального партнерства.................... 16
2.1. Фрмированием и развитием социального партнерства в Германии.. 16
2.2. Контрактная система социального партнерства наемных работников и работодателей................................................................................................. 22
Заключение .. 34
Список использованных источников и литературы .. 37

Работа состоит из  1 файл

menedgment kyrsovik.doc

— 355.50 Кб (Скачать документ)

     Итак, предприниматели и союзы их представляющие - это второй субъект системы социального  партнерства.

  • Третьей важной стороной в рассматриваемой нами системе является государство в лице его органов. Государство призвано осуществлять мероприятия по борьбе с безработицей, профессиональной ориентации граждан, их профессиональной подготовке. Но государственная опека, а тем более административный диктат в области трудовых отношений, приводят к замене партнерских отношений вертикальной формой управления всеми трудовыми отношениями. Вмешательство государства должно происходить в тех случаях, когда той или иной стороной трудовых отношений нарушается трудовое законодательство, или же когда обе конфликтующие стороны не могут выработать компромиссного решения. Прежде чем принимать свои, имеющие обязательную силу решения, государство должно консультироваться с социальными партнерами, учитывать их позиции, изучать предложения и вместе достигать соглашения по самому широкому кругу вопросов. Отношения в системе трипартизма во многом зависят от того, кто находится у власти, какие социальные силы стоят за ней, от изменений направлений политического и экономического курса.

     Отрицательно  относясь к вмешательству государства  в сферу трудовых отношения (ущемление  профсоюзных прав, запреты на легальные  забастовки и т.д.), нельзя, однако, не признать важную роль государства как  необходимого участника социальных переговоров. Задачами трехсторонних консультаций и переговоров является широкое привлечение объединений предпринимателей и профсоюзов к разработке государственной политики по основным экономическим проблемам. При этом общая цель сторон - найти взаимоприемлемые варианты стратегического развития, учитывающие экономическое положение страны, политику правительства и интересы трудящихся и предпринимателей. Пределы совместимости интересов социальных партнеров, пути их реализации и действия сторон зависят от способности предпринимателей и трудящихся воспринимать общегосударственные интересы, интересы других групп населения страны, а также от их способности находить компромиссы. Согласованные действия социальных партнеров оформляются соответствующими соглашениями и становятся важным инструментом поддержания нормального социального климата в обществе и ключевым элементом экономического роста. Итак, место государства в системе социального партнерства определяется его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. 

     Таковы  субъекты социального партнерства, имеющие свои специфические интересы, определяемые положением и ролью  в обществе, и реализуемые в  процессе социального диалога, в  ходе которого достигается баланс этих интересов.

     Основными направлениями социального партнерства в трудовой сфере являются :

  • заключение коллективных договоров (как правило, на уровне предприятия) и соглашений (на уровне выше предприятия);
  • участие в управлении производством и финансовое участие (участие в собственности и доходах);
  • участие представителей работников, работодателей и государства в управлении фондами социального обеспечения и страхования, -формирование примирительных и арбитражных органов на трехсторонней основе (работодатели, работники, и представители государственных органов) для разрешении коллективных трудовых споров.

     Социальное  партнерство в индустриально  развитых странах опирается на определенные принципы, которые нашли отражение  в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда. Исходным и основным при построении социально-партнерских отношений будет принцип социальной справедливости, который относится прежде всего к сфере распределения. Речь идет, с одной стороны, об обеспечении соответствия между мерой труда и мерой вознаграждения, а с другой, об обеспечении социальных гарантий равного доступа к благам, необходимых для развития способностей каждого члена общества и создание условий для его достойного существования. Реализация социальной справедливости гарантируется конституцией страны и охраняется законодательно.

     Построение  механизма социального партнерства  и его функционирование тесно  связаны с принципом социальной защиты партнеров как в сфере  трудовой деятельности, так и вне  этой сферы. Речь идет о создании для  работников нормальных, здоровых условий  труда, его безопасности, а также о социальной защите наиболее уязвимых слоев и категорий работников, населения от негативных последствий развития рыночных отношений, закрепляемых в договорах и соглашениях. Так, например, структурная перестройка экономики и высвобождение, вследствие этого, большого количества рабочей силы требует необходимых работ по формированию системы профориентации, подготовки и переподготовки работников. Остро встает вопрос о социальной защите работников в случаях банкротства предприятий, массовых увольнений.

     Следующим важным принципом является добровольность вступления в партнерские отношения  и принятия обязательств. Добровольность предполагает, что субъекты отношений  независимы друг от друга, а отношения  между ними определяются собственными интересами и целями, в них вступают по расчету, для реализации этих целей и интересов.

     Еще одним важным принципом является принцип полномочности представителей сторон при заключении коллективных договоров и соглашений. Нарушение  этого принципа приводит к тому, что достигнутые договоренности становятся формальным актом. Стоит отметить и принцип равноправия сторон. Эта норма закреплена во многих правовых актах, относящихся к социальному партнерству. Юридически партнеры являются равноправными субъектами, хотя фактически на стороне предпринимателей (работодателей) имеются несравненно большие преимущества.

     Реализация  вышеназванных принципов, по мере их конкретизации в практике трудовых отношений, делает очевидным и необходимым  следующий принцип, без которого не может функционировать механизм социального партнерства - принцип базирования на конституциях, правовых - законодательных и иных государственных актах, договорах, конвенциях, включая международные, то есть правовой принцип.

     Важным  принципом функционирования отношений социального партнерства является ответственность участников этих отношений за осуществление принятых обязательств. Всякая ответственность предполагает и определенный механизм контроля за исполнением партнерских обязанностей и обязательств, определенные санкции (юридические, материальные, административные) за их неисполнение.

     Вышеназванные принципы составляют основу для реализации соиального партнерства на всех уровнях: центральном, отраслевом, территориальном  и на уровне предприятия. Изучение этих принципов и реализация их на практике становятся особо актуальными в связи с проводимыми в настоящее время в России экономическими реформами и процессом формирования российского механизма социального партнерства.

     В заключение отметим, что социальное партнерство - это не единственная форма согласования классовых интересов в условиях развития рыночных механизмов. В современном мире применяется и широко пропагандируется такая форма социальной политики, как патернализм, который может существовать как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельного предприятия. В последнем случае, стремясь дополнить экономическое принуждение рабочего к труду, предприниматели предоставляют рабочему те или иные материальные и социальные льготы, не предусмотренные коллективным договором. В ответ от рабочих требуется безусловная преданность фирме и лояльность по отношению к администрации.

     Во  многих государствах патернализм был  характерен для мелких предприятий, но активно стал использоваться и  крупными компаниями. К примеру, в конце 60-х - начале 70-х годов в Германии на этой основе осуществлялась до 50% социальных выплат, которые направлялись на осуществление жилищного строительства, организация медицинской помощи, различных культурных мероприятий и пр. Формы патернализма зависят от специфики национальных условий в различных странах. Но в целом, социальное партнерство, как идеологическое течение и метод разрешения социальных конфликтов, в настоящее время получает относительно большее распространение.

     В мире накоплен большой практический опыт в области социального партнерства, при этом в каждой стране сложился свой механизм согласования интересов и разрешения трудовых конфликтов. Представляется целесообразным обратиться к характеристике различных моделей социального партнерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности немецкой  модели социального  партнерства.

2.1. Фрмированием и развитием социального партнерства в Германии.

     В данной части курсовой работы более  подробно рассмотрены темы связанные с формированием и развитием социального партнерства в Германии.

     Социальное  партнерство в Германии имеет  длительную историю. Еще в 20-е годы было законодательно признано право  заключать коллективные трудовые соглашения. Как только в какой-либо отрасли  подписывалось соглашение между  организациями работодателей и профсоюзами по поводу ставок заработной платы, продолжительности рабочего дня и отпусков и т.д., федеральный министр по социальным вопросам мог объявить, что все компании в данной отрасли или регионе должны выполнять условия этого соглашения, даже если они не принимали непосредственного участия в переговорах по его заключению.

     В то же время появились первые схемы  участия трудящихся в управлении предприятиями. Работники получили возможность обсуждать решения  руководства своих компаний и  их последствия для трудового коллектива. Созданные советы фирм имели широкие функции. Они могли заслушивать жалобы работников, обсуждали социальные вопросы производства (уровень оплаты труда, продолжительность рабочего дня, условия труда и состояние здоровья работников и т.д.), экономическое положение компании, планы по рационализации производства и направления инвестиций, проблемы закрытия или перевода компании или ее филиалов в другое место, а также рассматривали возможность ее слияния с другими фирмами. Эти функции сохраняются и в настоящее время. Но в одних случаях работников только информируют о намерениях администрации (например, касательно планов капиталовложений), в других - работники могут выражать свою точку зрения (например, по вопросу о новом жилищном строительстве), в третьих - они имеют право участвовать в голосовании по тому или иному предложению (например, относительно одобрения плана модернизации производства, связанного с увольнениями части рабочих). Велико представительство работников в наблюдательных советах компаний, иногда оно достигает половины их состава.

     После второй мировой войны экономическое  развитие Германии было настолько впечатляющим, что получило название "немецкого  чуда". Общественный климат в стране в целом оставался спокойным. Число забастовок было значительно меньше, чем во Франции, Италии или Соединенном Королевстве. Вначале из-за высокого уровня безработицы зарплата росла низкими темпами. Но когда в 60-е годы уровень безработицы опустился ниже отметки 1%, а количество вакансий в 4 раза превысило число желающих их занять, требования повышения заработной платы начали раздаваться по всей стране.

     После нефтяных кризисов 70-х годов и  роста безработицы эти требования стали носить более умеренный  характер. Вместе с тем в 70-е годы с учетом развитой системы социального обеспечения и относительно высоких налоговых ставок общие расходы на оплату труда существенно возросли. В течение длительного времени промышленные компании были в состоянии нести бремя таких издержек на заработную плату, так как уровень производительности труда был высоким, а немецкие товары успешно конкурировали на мировых рынках, но в последние годы ситуация стала ухудшаться. К тому же в Германии доля безработных в сфере услуг значительно ниже, чем в других развитых странах (57% по сравнению с 70% в США, Соединенном Королевстве и Голландии).

     Немецкий  опыт участия трудящихся в управлении компаниями в целом оценивается  положительно. Профсоюзы могут воздействовать на проведение научно-технической и  инновационной политики на трех уровнях: при заключении отраслевых коллективных договоров; посредством участия представителей профсоюзов в работе наблюдательных советов крупных компаний; на основе участия членов рабочих советов в процессе принятия решений на уровне предприятия.

     Отдельно следует рассмотреть проблемы, связанные с объединением Германии. Оно имело не только положительные, но и отрицательные стороны. В восточных землях произошло глубокое падение промышленного производства, сократилось количество рабочих мест. Высокий рост безработицы и распространение на новые земли федеральной системы социального обеспечения привели к огромным финансовым потокам с запада на восток, вызвав разбалансированность бюджета, что заставило Бундесбанк проводить жесткую кредитно-денежную политику.

Конечно, чтобы уменьшить масштабы безработицы, нужно ограничивать рост заработной платы. В то же время она должна расти, иначе немцы на востоке страны не почувствуют плоды объединения, а миграция на запад примет неконтролируемый характер. Жителей новых земель нужно стимулировать с тем, чтобы они приняли изменения и приспособились к ним.

Информация о работе Особенности немецкой модели социального партнерства