Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель работы - анализ моделей управления.
В соответствии с заявленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие «принцип управления».
2.Выделить и указать особенности и специфику управления предприятием ООО «Дарина»;
3.Разработать рекомендации по повышению эффективности менеджмента ООО «Дарина».
Введение 3
1 Понятие принципов и законов управления предприятием 5
1.1 Эволюция управленческой мысли 5
1.2 Функции, задачи и принципы теории управления 11
1.3 Принципы и законы организации 15
2 Особенности и специфика управления предприятием ООО «Дарина» 23
2.1 Общая характеристика организации 23
2.2 Характеристика и факторы внешней среды ООО «Дарина» 26
2.3 Методы управления ООО «Дарина» 32
3 Рекомендации по повышению эффективности деятельности ООО «Дарина». 36
Заключение 38
Список использованной литературы 39
По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.
Иерархия
– это организация, где основное
средство воздействия отношения
власть – подчинение, давление на человека
сверху с помощью принуждения, контроля
над распределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые
обществом организации, групповые ценности,
социальные нормы, установки, шаблоны
поведения, ритуалы, которые заставляют
человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных
отношений по горизонтали, основанных
на купле-продаже продукции и услуг, на
отношениях собственности, на равновесии
интересов продавца и покупателя.
На каждом
этапе развития менеджмента формировались
соответствующие школы
В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести: такие подходы:
·научного направления;
·административный;
·с точки зрения человеческих отношений;
·с точки зрения науки о поведении;
·с точки зрения количественных методов;
·к управлению как к процессу;
·системный,
·ситуационный.
Итак, адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация управления от простых методов управления к сложным.
Теория принятия решения, как и любая научная теория, выполняет познавательную и прогнозирующую функции.
Познавательная функция проявляется в раскрытии сущности процессов принятия решений, закономерностей и принципов, которым она подчиняется, возникновении и развитии теории принятия решений на различных исторических этапах, в объяснении основных свойств и взаимосвязей предмета исследования, обосновании технологии и системы принятия решения.
Прогнозирующая функция состоит в определении тенденций дальнейшего развития процессов и системы принятия решений, организационных форм и методов деятельности персонала управления в процессе их принятия [5, с. 104].
Основные задачи теории принятия решений:
- изучение
и обобщение опыта принятия
решений в определенных
- выявление
и исследование объективных
- выработка практических рекомендаций по работе линейных менеджеров и их аппарата управления при принятии решений в реальной обстановке, а также использовании технических средств и автоматизированных систем управления;
- разработка
методов исследования проблем
развития системы
принятия решений, принципов и методов
оценки их эффективности, а также мероприятий
по совершенствованию деятельности лиц,
принимающих решения.
Проблемы теории принятия решений принципиально можно решить лишь при условии выработки методологических основ новой концепции управления жизнедеятельностью общества.
Управленческая деятельность лиц, принимающих решения, и персонала управления в процессе разработки, принятия и реализации решений исследуется в различных аспектах, что требует применения разнообразных методов: наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, физического и математического моделирования и т. п.
В исследованиях важно правильно поставить и провести эксперимент. Эксперименты на основе практического опыта помогают познать объективные закономерности принятия решения, выявить существенные связи между целью управления и основополагающей функцией принятия решения. Они дают возможность учесть факторы, воздействующие на процесс принятия решений, и объективно оценить меры по совершенствованию систем их принятия, форм организации, методы деятельности персонала управления [12, с. 97].
На основании анализа специфики предмета и задач теории принятия решений, многообразия аспектов управленческих решений и методов исследования проблем их принятия предложена следующая структура теории принятия решений:
- основы теории и методологии;
- система деятельности лиц, принимающих управленческое решение (человек как субъект и объект управленческого решения);
- процесс, технология принятия решения;
- методы разработки, принятия, обоснования и реализации управленческого решения;
- основы
эффективности принимаемых
Категории теории принятия решений отражают наиболее существенные свойства процессов принятия решений и являются неотъемлемой составляющей научного языка теории принятия решений, выражающего сущность, закономерности деятельности по принятию решения и механизмы их проявления в практике деятельности соответствующих лиц. Каждая категория характеризует, как правило, одну сторону или свойство предмета исследования. Определение взаимосвязи категорий теории принятия решений дает возможность познать ее предмет в целом. Совокупность категорий составляет определенную систему понятий, в которой одни категории, отражая наиболее обобщенные понятия и связи, являются узловыми, опорными, другие – частью более общей категории.
На рис. 1 показана взаимосвязь основных категорий теории управления и теории принятия управленческих решений (ПУР) [5, с. 104].
Рис. 1. Взаимосвязь основных категорий теорий управления и принятия решений
Управленческое решение является звеном в цепи: цель управления; функции управления; методы деятельности персонала управления; технологии управления и принятия управленческого решения; управленческое решение. Каждая новая категория должна в обобщенной форме вносить в теорию принятия решений новые знания о предмете исследования, накопленный опыт в области принятия решения и результаты последних достижений науки.
Под принципами управления понимают требования объективных законов управления и правила их учета в управленческой деятельности. Под методами – целесообразную организацию совокупности приемов и способов деятельности персонала управления, позволяющую решать управленческие задачи и достигать цели управления.
Цель – одно из базовых понятий в системном подходе к выявлению взаимосвязей категорий теории принятия решений. Под целью понимают ожидаемый результат деятельности персонала управления и лиц, принимающих решения. Цель, предвосхищая результат работы, предполагает выбор средств его достижения [14].
Эффективность принимаемых решений зависит, прежде всего, от того, насколько выбранная альтернатива действий управляемого объекта учитывает законы (закономерности) его управления и жизнедеятельности. Механизм реализации принятия решения должен соответствовать этим законам (закономерностям), объективно действующим в сфере экономического, политического или военного управления и определяющим его функционирование и развитие. Для принятия научно обоснованных решений необходимо выяснить механизм действия, формы проявления законов и, главное, правильно их использовать в конкретной ситуации. Это позволит сознательно создавать условия, в которых реализуются объективные законы, научно предвидеть развитие событий, выдвигать обоснование и реальные цели управления, принимать оптимальные решения.
Итак, категории теории принятия решений отражают наиболее существенные свойства процессов принятия решений и являются неотъемлемой составляющей научного языка теории принятия решений, выражающего сущность, закономерности деятельности по принятию решения и механизмы их проявления в практике деятельности соответствующих лиц.
Эффективность принимаемых решений зависит, прежде всего, от того, насколько выбранная альтернатива действий управляемого объекта учитывает законы (закономерности) его управления и жизнедеятельности.
Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.
Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов – это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления [19, с. 17].
В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления. Закономерности, повторяемые в значительном количестве положительных штатов решения задач управления, становятся принципами.
Принципы не привнесены извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и т.п. (пример, японская и американская модели менеджмента). Принципы управления можно разделить на: общие для всех видов управления; относящиеся ко всем компонентам системы управления; специфические для управления конкретным производством: относящиеся к отдельным частям системы управления. Общие принципы управления следуют из объективных законов развития природы и общества. Для системного представления принципов управления экономическими объектами необходимо исходить из более общих кибернетических принципов.
Кибернетические принципы совпадают, как правило, по формулировке с соответствующими общими законами управления, взаимосвязаны и отражают целостность системы принципов в единстве их проявления в любой управляемой системе. Например, оптимальность функционирования невозможна без осуществления принципа информационных (главным образом обратных) связей, которые могут оптимизироваться (принцип оптимальности) в зависимости от поставленной цели функционирования (принцип целеполагания) и т.д.
Закон необходимого разнообразия. По определению У. Р. Эшби, первый фундаментальный закон кибернетики заключается в том, что разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает некоторым разнообразием [5, с. 104].
Иначе говоря, значительное разнообразие воздействующих на большую и сложную систему возмущений требует адекватного им разнообразия её возможных состояний. Если же такая адекватность в системе отсутствует, то это является следствием нарушения принципа целостности составляющих её частей (подсистем), а именно - недостаточного разнообразия элементов в организационном построении (структуре) частей.
Ограничение разнообразия в поведении управляемого объекта достигается только за счет увеличения разнообразия органа управления (управленческих команд). Чтобы достигнуть минимума разнообразия выходных реакций (результатов деятельности) системы, управляющий орган должен быть способен к выработке определенного минимума команд и сигналов. Если его мощность ниже минимума, он не способен обеспечить полное управление.
Процесс управления в конечном счете
сводится к уменьшению разнообразия
состояний управляемой системы,
к уменьшению её неопределенности.
В соответствии с этим законом, с
увеличением сложности
Другое дело, что восполнять разнообразие управляющей системы нужно за счет внедрения компьютерных и других прогрессивных технологий управления и математических методов, а не за счет привлечения дополнительных людских ресурсов.
Принцип внешнего дополнения. Впервые сформулированный С. Т. Биром, данный принцип кибернетики гласит: любая система управления нуждается в "черном ящике" - определенных резервах, с помощью которых компенсируются неучтенные воздействия внешней и внутренней среды. Степень реализации этого принципа и определяет качество функционирования управляющей подсистемы.
Действительно, в любом, даже самом
детальном и тщательно
Неучтенные факторы могут