Особенности управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ моделей управления.
В соответствии с заявленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие «принцип управления».
2.Выделить и указать особенности и специфику управления предприятием ООО «Дарина»;
3.Разработать рекомендации по повышению эффективности менеджмента ООО «Дарина».

Содержание

Введение 3
1 Понятие принципов и законов управления предприятием 5
1.1 Эволюция управленческой мысли 5
1.2 Функции, задачи и принципы теории управления 11
1.3 Принципы и законы организации 15
2 Особенности и специфика управления предприятием ООО «Дарина» 23
2.1 Общая характеристика организации 23
2.2 Характеристика и факторы внешней среды ООО «Дарина» 26
2.3 Методы управления ООО «Дарина» 32
3 Рекомендации по повышению эффективности деятельности ООО «Дарина». 36
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

p_13041205_o_Kur_r_Teoria_menedzhmenta.docx

— 129.00 Кб (Скачать документ)

Цена  ошибки некоторых специалистов сопоставима  с жизнеспособностью организации  Пример: ошибки в маркетинге, в оценке емкости рынка; ошибки главного бухгалтера, юриста и т.п.

Законы  и государственные органы

Деятельность  организации подпадает под множество  правовых ограничений, которые устанавливает  государство через законы: организация  имеет определенный статус – в  нашем случае, это ООО; она действует  в соответствии с налоговым законодательством. Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Например, таких, как Законы об охране окружающей среды; Законы о  труде; Закон о защите прав потребителя  и т.п.

Состояние законодательства часто характеризуется  не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью, а иногда и противоречивостью.

Помимо  прочего, организация «Дарина» должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов – Госкомимущество, Госстандарт, Санэпиднадзор, пенсионный фонд и многих других.

Дополнительно усложняют деятельность организации  постановления местных органов  управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность ООО «Дарина» через лицензирование некоторых видов деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, для магазина, устанавливая тарифы на телефон, на электроэнергию и т.п.

Потребители

По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса  – создавать потребителя. Фирма  существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. Это утверждение справедливо  не только для бизнеса.

Конкуренты

Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство  ООО «Дарина» понимает, что если не удовлетворять нужды потребителя лучше конкурентов, долго на рынке товаров не удержаться. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. Следует понимать, что потребители – не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды – трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.

Факторы внешней среды косвенного воздействия  обычно не влияют на деятельность организаций  так же заметно, как факторы внешней  среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем  среда прямого воздействия. Прогнозируя  ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной  информацией относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара, законодательно установленная минимальная зарплата, ставка процента кредитования и т.п.), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них – технологии (в широком смысле – как состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-культурные и политические факторы. Рассмотрим факторы внешней среды косвенного воздействия для ООО «Дарина».

Технология

Технология (как состояние научно-технического прогресса) – одновременно внутренняя переменная и внешний фактор, имеющий  большое значение для организации. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой ООО  «Дарина» может выводить на рынок товары-новинки, соответствующие потребительскому спросу. Скорость изменения технологий постоянно увеличивается. Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен для организаций, имеющих дело непосредственно с высокими технологиями, таких, как производственно–торговая компания «Дарина».

Состояние экономики

Руководство организации должно уметь оценивать  влияние общих изменений экономики. Состояние мировой экономики  влияет, как правило, на стоимость  сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и т.п. То или  иное конкретное состояние экономики  может оказать положительное  влияние на одни и отрицательное  влияние на другие организации.

Социально-культурные факторы

Любая организация  функционирует по меньшей мере в  одной культурной среде. Поэтому  социально-культурные факторы этой среды, в числе которых – установки, жизненные ценности, привычки потребления и вкусовые предпочтения покупателей. В целях успешного функционирования компания «Дарина» должна быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать своих клиентов более эффективно, чем конкуренты.

Политические  факторы

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение. Для многих организаций важно, как  административные, законодательные, судебные органы относятся к бизнесу. Важно  также спрогнозировать действия правительства в части налогообложения, обязательной сертификации, тенденции  в соотношении цен и зарплаты и т.п.

Международное окружение.

В то время  как факторы внешней среды, описанные  выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это  обусловлено уникальной совокупностью  факторов, характеризующих каждую страну. Однако, данный фактор влияет на ООО  «Дарина» в меньшей степени, поскольку данная фирма функционирует преимущественно на локальном рынке г. Барнаула.

Систематизировав  данные факторы, мы представили их в  виде таблицы.

Таблица 1

Характеристика  внешней среды ООО «Дарина»

Фактор внешней среды

Содержание фактора

Влияние на систему 

Факторы внешней среды прямого  воздействия 

Потребители

Жители г. Барнаула и новосибирской области, с уровнем дохода средний и ниже среднего (эконом-класс), преимущественно семейные

Влияние на ассортиментную и ценовую  политику фирмы (потребительский спрос определяет ассортимент)

Конкуренты 

Производители полуфабрикатов на рынке  г. Барнаула (например, «Мясоедовский полуфабрикат», ООО «Гурман» и т.д.)

Влияют на ценовую стратегию предприятия, политику дистрибуции и продвижения (рекламу)

Факторы косвенного воздействия 

Технология 

Технологии в области производства и продажи продуктов питания (пищевые, электронные, информационные и т.д.)

Повышают конкурентоспособность  фирмы, качество выпускаемых продуктов, сервисное обслуживание клиентов

Состояние экономики

Стоимость сырьевых ресурсов, платежеспособность населения 

Влияет на ценовую политику компании

Социально-культурные факторы 

Жизненные ценности, привычки и вкусовые предпочтения потребителей

Влияние на ассортиментную и ценовую  стратегию компании

Политические факторы 

Законодательство, регламентирующее деятельность предприятий пищевой промышленности

Влияет на качество продукции и  уровень обслуживания клиентов


 

Итак, внешняя среда компании «Дарина» является сложной, подвижной и неопределенной. Рассмотрим, как изменение внутренних и внешних факторов может повлиять на деятельность ООО «Дарина».

Например, при изменении условий сотрудничества с поставщиками (резком увеличении цен на входное сырье и комплектующие), ООО «Дарина» будет вынуждено поднять отпускные цены на свою продукцию, что повлечет снижение конкурентоспособности последней и, как следствие, потерю компанией доли рынка. При появлении новых технологий, компания, напротив, может предложить удовлетворение потребительского спроса на более высоком уровне (например, вывод на рынок новых продуктов быстрого приготовления), что позволит компании отвоевать часть доли рынка у конкурентов.

Это повлечет увеличение объемов производства компании и, как следствие, создание новых  рабочих мест, увеличение налоговых  отчислений в бюджет г. Барнаула. При изменении факторов внутренней среды – например назначение на руководящую должность талантливого менеджера – может измениться финансовая, маркетинговая, сбытовая политика, что приведет к увеличению объемов производства, как следствие, расширению штата, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых отчислений в бюджет.

 

2.3 Методы управления ООО «Дарина»

 

Организационную культуру ООО «Дарина» можно охарактеризовать как праксиологическую. Праксиологическая (гр. praktikos – деятельный) культура основывается на порядке, рациональности, планах, тщательном контроле за их выполнением, оценке деятельности работника по результатам.

Главной фигурой является руководитель (генеральный  директор), власть которого основывается на должностных полномочиях и  глубоких знаниях. Он допускает в  определенных границах привлечение  работников к управлению. Все это  обеспечивает высокую эффективность  работы. На предприятии используется комплексная методика управления: применяются экономические, административно-распорядительные и социально-психологические методы, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Выбор конкретного метода осуществляется руководителем в зависимости от ситуации и от мотивации каждого отдельного специалиста.

Анализ  роли руководителя предприятия ООО  «Дарина» был проведен по двум методикам, результаты представлены в таблице 2,3.

Таблица 2

Роли  руководства по Г. Минцбергу

Роли 

Содержание 

Межличностные роли

1.1. Главный руководитель

Символический глава, в обязанности  которого входит выполнение обычных  обязанностей правового или социального  характера 

1.2. Лидер

Ответственный за мотивацию и активность подчиненных 

1.3. Связующее звено 

Обеспечивает работа саморазвивающейся  сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги

Информационные роли

2.1. Приемник информации 

Руководитель разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного  характера, понимая организацию  и внешние условия, успешно использует информацию в интересах своего дела.

2.2. Распространитель информации

Руководитель передаёт информацию, полученную из внешних источников.

2.3. Представитель 

Руководитель передает информацию для  внешних контактов организации  относительно планов, политики, результатов  работы организации. Действует как  эксперт по вопросам данной отрасли.

Роли, связанные с принятием решений 

3.1. Предприниматель (инноватор)

Руководитель изыскивает возможности  внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает проекты  по совершенствованию различных  аспектов деятельности.

3.2. Устраняющий нарушения

Руководитель отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с важными и неожиданными нарушениями.

3.3. Распределитель ресурсов

Руководитель является ответственным  за распределение всевозможных ресурсов организации.

3.4. Ведущий переговоры 

Ответственный за представительство  организации во внешних переговорах.


Согласно  данной классификации руководителя ООО «Дарина» можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Межличностная роль – лидер (ответственный за мотивацию и активность подчиненных);
  2. Информационная роль – приемник информации (руководитель разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, понимая организацию и внешние условия, успешно использует информацию в интересах своего дела) и представитель (руководитель передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, результатов работы организации.
  3. Роль, связанная с принятием решений – предприниматель (руководитель изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает проекты по совершенствованию различных аспектов деятельности).

Далее проведем анализ руководства по методу управленческой решетки Моутон-Блейка.

Таблица 3

Анализ  руководства по методу управленческой решетки Моутон-Блейка

Высокий уровень

 

Ориентация на задачу

Ориентация на людей 

1.9.

             

9.9.

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

1.1.

             

9.1.


Низкий уровень  Высокий уровень

Согласно  данной методике, руководитель ООО «Дарина» использует метод руководства «лицом к лицу» или командный менеджмент (квадрант 9.9.). Наилучшим способом повышения качества услуг он считает вовлечение подчиненных в процесс принятия решений. Это позволяет повысить удовлетворенность от работы всех сотрудников и учесть все нюансы, влияющие на эффективность бизнеса. Данное положение на "управленческой решетке" характерно для руководителя, который уделяет значительное внимание как самому производственному процессу, так и потребностям сотрудников.

Основные  принципы такого менеджмента:

Информация о работе Особенности управления предприятием