Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:14, отчет по практике
КУП «Минскхлебпром» является самым мощным на территории Республики Беларусь предприятием хлебопекарной отрасли. В его состав входят семь хлебозаводов, в том числе и хлебозавод «Автомат», расположенный по адресу: Минск, ул. Слесарная, 41. Большие объемы производства позволяют существенно снизить производственные и накладные расходы на единицу продукции.
Организационная характеристика хлебозавода «Автомат». 3
Производственный потенциал предприятия и эффективность его использования. 5
Характеристика производственной деятельности хлебозавода «Автомат». 9
Организационная характеристика рынков сбыта и маркетинговой деятельности предприятия. 14
Анализ финансовых показателей деятельности предприятия. 18
Перспективы развития хлебозавода «Автомат». 22
Выводы и предложения. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Прейскурант цен на хлебобулочные изделия, вырабатываемые на хлебозаводе «Автомат» КУП «Минскхлебпром» 28
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Прейскурант цен на основное сырье и материалы, используемые в производственном процессе хлебозавода «Автомат» 29
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Фактическая себестоимость основных видов товарной продукции по хлебозаводу «Автомат» 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. План мероприятий по повышению эффективности производства на хлебозаводе «Автомат» на 2007 год. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Рентабельность основных видов продукции, выпускаемых хлебозаводом «Автомат» 33
В то же время удельный вес себестоимости товарной продукции в объеме ее выпуска возрос с 67,7 до 72,7%, что отрицательно влияет на конечные результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.
В разрезе отдельных видов выпускаемой продукции наиболее рентабельными являются бараночные и сухарные изделия (Приложение Д).
Производственной программой на 2012 год предусмотрено снижение затрат на 1 рубль товарной продукции на 1% и снижение удельного веса себестоимости в выпуске товарной продукции на 0,7% (до 72%). Также запланировано увеличение рентабельности реализованной продукции до 10%.
За 4 месяца текущего 2012 года объем реализации продукции на хлебозаводе составил 16804 млн. рублей при себестоимости 13890,5 млн. руб., полученная прибыль – 925 млн. руб., рентабельность – 6,7%. Таким образом, фактические показатели оказались существенно ниже прогнозных, в первую очередь за счет роста себестоимости продукции.
Расчет затрат, составляющих фактическую себестоимость основных видов продукции предприятия представлен в Приложении В. В целом структура себестоимости имеет вид, представленный на рисунке 3. Как видно, наибольший удельный вес занимают затраты на основное сырье и материалы (50,3%), а также общехозяйственные расходы (15,5%) и оплата труда производственных рабочих (10,3%).
Рисунок 3. Структура фактической себестоимости товарной продукции по хлебозаводу «Автомат» за 4 месяца 2012 года, %.
Таким образом, в настоящее время снижение себестоимости продукции на предприятии приобретает особенно большое значение. С этой целью на хлебозаводе «Автомат» разработан план мероприятий по снижению затрат на производство, представленный в Приложении Г.
Ассортиментный перечень продукции хлебозавода «Автомат» в настоящее время включает 46 наименований хлеба, булочных, бараночных и сухарных изделий. Предприятие реализует свою продукцию на всем потребительском рынке города Минска и в некоторых областях республики, оптимально удовлетворяя рыночный сегмент.
Выпускаемая продукция централизовано реализуется в 330 продовольственных магазинах, в 16 точках общественного питания, в 16 мелкооптовых потребительских обществах, а также в 11 фирменных магазинах объединения «Минскхлебпром»:
1. Магазин «Свежий Хлеб», ул. Раковская, 25
2. Магазин «Мини-пекарня», ул. Раковская, 30
3. Магазин «Горячий хлеб», ул. Кропоткина, 33
4. Магазин «Хлебны куток», ул. Кропоткина, 33
5. Магазин «Горячий хлеб», пр. Партизанский, 97
6. Магазин «Горячий хлеб», ул. Казинца, 31
7. Мини-пекарня «Колосок», ул. Карастояновой, 17
8. Магазин «Горячий хлеб», ул. Калиновского, 4
9. Магазин «Горячий хлеб», ул. Гурского, 19
10. Магазин «Каравай», пр. Независимости, 38
11. Магазин-склад КУП «Минскхлебпром», ул. Гурского, 19
Прейскурант цен на продукцию предприятия представлен в Приложении А.
Постоянным и устойчивым спросом пользуются хлеба «Водар», «Родниковый край», сушки. Эта продукция имеет своих конкретных покупателей, которые приезжают за ней из разных областей Республики. Объем продукции, реализуемой по областям частными предпринимателями, составляет почти одну треть от всей выпускаемой продукции.
На величину спроса хлебобулочных изделий оказывают влияние наряду с неконтролируемыми факторами (культура потребления хлеба, социально-демографические факторы), также и маркетинговые факторы (рыночный спрос).
Ввиду того, что КУП «Минскхлебпром» является монополистом в производстве хлеба в г. Минске, основными конкурентами хлебозаводу «Автомат» являются все шесть хлебозаводов, входящие в состав объединения. При оценке конкурентной позиции хлебозавода ключевым является показатель рыночной доли, представленный на рисунке 4.
Как видно, хлебозавод «Автомат» занимает лидирующие позиции по КУП «Минскхлебпром», однако по сравнению с предыдущим годом его рыночная доля упала на 5,1 пунктов.
Рисунок 4. Показатель рыночной доли хлебобулочных изделий хлебозавода «Автомат» среди заводов КУП «Минскхлебпром».
На рынке хлебобулочных изделий г. Минска также присутствуют следующие производители аналогичной продукции:
1. Цех по выпуску хлебобулочных изделий УП «Инвита».
2. ИП «Нестер».
3. Фирма «Алвеста».
4. ООО «Заботливый пекарь».
5. ИП «Элитпартнер».
6. ОДО «Форнарина».
7. ООО «Торгвлад».
8. Хлебобулочный цех ИП Анисович А.А.
9. «Дока-хлеб» ЗАО ТД «Полесье».
10. Мини-пекарня «Страйкер».
11. Хлебобулочный цех «Илава».
12. Мини-пекарня Малишевского Д.Ю.
13. Мини-пекаря ООО «Авторэско».
14. Мини-пекарня ЗАО «Продвильнюс».
15. ООО «Вкус хлеба».
16. ТТЦ «Гараторг».
17. Мини-пекарня ООО «Оквалад».
18. ПК ООО «Саксес».
19. ЗАО «Прамень-91».
20. ООО «Агрофакт».
21. Хлебобулочный цех ИП Немченко О.А.
22. ПТЧУП «Качественные продукты».
23. ИП Курганович
24. ИП Алешко И.Л.
25. ООО «Растан».
26. ТЧУП «Кимея».
27. ИП Коновальчик
28. АГД-Сервис.
29. УП Якорь.
30. ООО «Наита»
31. ЧУП «Хлебный край».
32. ОАО «Конфа» г. Молодечно.
33. Слуцкий хлебозавод.
34. РУП «Могилевхлебпром».
35. Узденский кооппром.
36. Жодинский хлебозавод.
37. РУП «Борисовхлебпром».
38. РУП «Гомельхлебпром».
39. Барановичский хлебозавод.
40. РУПП «Витебскхлебпром».
В главном Управлении потребительского рынка Мингорисполкома насчитывается 166 булочных цехов, из них в крупных универсамах — 50, в гиппермаркетах - 5, число которых в текущем году будет увеличено до 13.
Серьезное положение складывается с булочными изделиями. В каждом крупном универмаге, ООО, ЗАО и пр. имеют свои булочные цеха:
ООО «Агрофакт» - булочные;
ООО «Наита» - булочные изделия, хлеба;
ИП Прокопович - булочные изделия для гамбургеров;
ООО «Вкус хлеба» - батоны, плетенки;
«Элитпартнер» - хлеба;
«Мастерком синтез» - багет;
ИП Баев - хлеб, гамбургеры.
Все вышеперечисленные предприятия производят весь ассортимент продукции, выпускаемой на предприятии, но имеют возможность устанавливать более низкие цены, мобильны в объемах поставки продукции.
Коммерческие неудачи новой продукции могут быть вызваны следующими причинами:
- Неверной оценкой требований рынка;
- Высокой ценой.
В сложившихся условиях основным средством поддержания конкурентоспособности продукции выступают расширение расходов на продвижение товара, поиск новых каналов сбыта, снижение цены, улучшение качественных характеристик. Необходимо в местах продажи продукции устраивать дегустации и выставки, разрабатывать вывески и плакаты на продукцию с неординарным дизайном, рекламные ролики. Продолжать проводить на предприятиях специализированные выставки, привлекая внимание потенциальных покупателей - прежде всего товароведов.
Основной акцент в маркетинге делается на определение и удовлетворение нужд потребителя. Для этого необходима информация -относительно потребителей, конкурентов и др.участников рынка.
Ввиду сложившейся рыночной ситуации на хлебозаводе «Автомат» в 2012 г. планируется проведение маркетинговых исследований путем опроса потребителей, опроса специалистов торговли оптового и рыночного звеньев.
Данные маркетингового исследования позволят получить информацию о контролируемых и неконтролируемых фактах, даст возможность повысить эффективность решений.
Финансовое положение хлебозавода «Автомат» осуществим на основе анализа ликвидности и платежеспособности, а также оценки финансовой устойчивости, которая формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности.
В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса и степени финансовой устойчивости предприятия используем показатели, представленные в таблице 7.
Таблица 7. Основные показатели финансового состояния хлебозавода «Автомат».
Наименование показателей | 2010 год | 2011 год |
Наличие собственных оборотных средств, млн. руб. | -411 | -6445 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | -0,03 | -0,15 |
Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами | 0,04 | 0,05 |
Коэффициент текущей ликвидности | 0,99 | 1,84 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,02 | 0,19 |
Коэффициент платежеспособности | 0,98 | 0,87 |
Прибыль от реализации, млн. руб. | 1275,6 | 1871,9 |
Рентабельность реализованной продукции, % | 8,1 | 9,9 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости, определяется как отношение разности источников собственных средств и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов. Нормативное значение коэффициента составляет 0,3.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2005 году составлял -0,03, что существенно ниже нормативного значения. По состоянию за 2006 год, значение данного показателя еще более снизилось. Значительное «переливание» оборотных средств во внеоборотные активы произошло в результате проводимого технического перевооружения хлебозавода, на которое была направлена значительная часть чистой прибыли предприятия.
Таким образом, как видно из данных табл. 7, в настоящее время хлебозавод испытывает острую нехватку собственных оборотных средств, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет отрицательное значение, что свидетельствует о финансовой неустойчивости предприятия и его высокой зависимости от внешних источников финансирования.
Для определения доли просроченных финансовых обязательств в имуществе организации используется коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами, характеризующий способность организации рассчитаться по просроченным финансовым обязательствам путем реализации имущества (активов), рассчитывается как отношение просроченных финансовых обязательств организации к общей стоимости имущества, предельная величина этого показателя составляет 0,5.
Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами за 2010 год составлял 0,04. В 2011 году значение данного показателя увеличилось до 0,05 (ниже предельного значения в 10 раз) в связи с ростом просроченной кредиторской задолженности.
Коэффициент текущей ликвидности - характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации, определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации активов к краткосрочным обязательствам организации. Нормативное значение коэффициента составляет 1-2.
Коэффициент текущей ликвидности по хлебозаводу «Автомат» за 2010 год составлял 0,99, что незначительно ниже нормативного значения. Однако в 2011 году в связи с ростом оборотных активов, данный показатель увеличился почти в 2 раза и превысил минимальное значение норматива. Увеличение оборотных активов на начало 2011 года произошло за счет авансов, направленных на закупку оборудования, увеличения остатков денежных средств, а также запасов сырья и материалов.