Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:14, отчет по практике
Цель написания отчета – разработка мероприятий, внедрение которых позволит повысить объем реализации услуг, оказываемых на рынке туриндустрии.
Поставленная цель позволила сформулировать основные задачи, которые необходимо решить в рамках отчета:
1. Изучить особенности рынка туриндустрии;
2. Изучить факторы, влияющие на объем реализации услуг.
3. Разработать мероприятия, внедрение которых позволит увеличить объем реализации услуг.
Туризм в России – развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.
Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека.
Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.
Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг:
- материальные (производственные), опосредованные вещью;
- нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления.
Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт»
Турпродукт включает:
- туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
- туристско-экскурсионные
услуги различных видов (
- товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).
Туризм можно импортировать
в страну и экспортировать из нее.
Расходы туристов из других регионов представляют
собой вклады в экономику данного принимающего
региона. Так, туристы из Японии, путешествуя
по России, получают свои доходы преимущественно
на родине. И расходуя деньги в России,
они вкладывают их в экономику нашей страны.
Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют собой для России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки.
Итак, туристский экспорт – вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну.
Туристский импорт – ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.
При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потоки направлены противоположно. Когда поток платежей идет в Россию, значит, что-то было экспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих случаях идут в одном направлении.
Когда туристы из России
совершают путешествие в
В настоящее время старое понятие «отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов.
Так как в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм – это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающей деятельностью, обеспечивающей предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии.
Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.
Экономика туризма представляет
собой систему отношений, возникающих
в сфере туризма в процессе
производства, распределения, обмена и
потребления результатов
Экономика туристской фирмы – совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от его реализации - с другой.
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.
Система показателей развития туризма для региона (страны) включает:
- объем туристского потока;
- среднюю величину туристских расходов в сутки;
- состояние и развитие
- показатели Финансово-
- показатели развития
Туристский поток – постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями:
- общее число туристов; число туродней;
- средняя продолжительность
Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни (Д) – это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме
где Ч – число туристов;
tcp – среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом
Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы каждого туриста за сутки.
Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее, местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников в туристском регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных туристских расходов (Р2:) в данном регионе определяется следующим образом
где Рср – средние расходы туриста за сутки.
Однако туристский поток – явление неравномерное.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).
К ним относятся:
- коечный фонд гостиниц и других средств размещения;
- число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов;
- число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п.
Показатели финансово-
- объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма;
- показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.);
- показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств);
- себестоимость услуг туризма; прибыль;
- рентабельность;
- финансовые показатели – платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:
- число туристов, посетивших зарубежные
страны (определяется по числу,
пересечений государственной
- число туродней по иностранным туристам;
- суммарные денежные затраты,
произведенные туристами за
В условиях рыночной экономики
и конкуренции успешно
Наиболее важный показатель использования основных фондов – фондоотдача
Фо = Q / Фср ,
где: Фо – фондоотдача
Q – объём производства и реализации продукции, рублей;
Фср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, рублей.
Фондоотдача показывает общую отдачу от использования каждого рубля, затраченного на основные производственные фонды, то есть эффективность этого вложения средств.
Следующий обобщающий показатель – фондоёмкость. Эта величина, обратная фондоотдаче. Она рассчитывается как отношение стоимости основных производственных фондов к объёму выпускаемой продукции.
Фё = Фср / Q ,
Где: Фё – фондоёмкость;
Фср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, рублей; Q – объём производства и реализации продукции, рублей.
Показатель фондоёмкости характеризует уровень денежных средств, вложенных в основные фонды для производства продукции заданной величины.
Эффективность работы предприятия во многом определяется уровнем фондовооружённости труда, определяемой стоимостью основных производственных фондов к числу рабочих (работников промышленно производственного персонала) предприятия.
Фв = Фср/Чппп,
Где: Фв – фондовооружённость;
Фср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, рублей;
Чппп – численность персонала
Эта величина должна непрерывно
увеличиваться, так как от неё
зависит техническая
Также здесь можно рассчитать
производительность труда как отношение
объёма производства к численности
промышленно-производственного
Птр = Q/Чппп ,
где Птр – производительность труда;
Q – объём производства и реализации продукции, рублей;
Чппп – численность персонала, занятого процессом оказания услуги.
Анализ оборачиваемости
Цель анализа оборачиваемости -
определение степени
Выводы этого анализа
Деловая активность предприятия проявляется в скорости оборота его капитала. Ускорение оборачиваемости капитала свидетельствует о более интенсивном его использовании и о росте деловой активности предприятия. Напротив, замедление оборачиваемости средств является признаком спада деловой активности. От скорости оборота капитала зависит его доходность, и как результат – ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия.
Все вышеперечисленные показатели
имеют определенное влияние на регион,
в котором развивается