Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:57, курсовая работа
Современная потребительская кооперация является очень сложной и многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, в частности сельских районов страны.
Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений……………………………………………………….5
Содержание понятия «пайщик»…………………………………………...5
Правовое положение пайщика в потребительском обществе…………...7
Глава 2. Реализация социальной миссии пайщиков через потребительские организации………………………………………………………………………10
2.1 Состояние мировой потребительской кооперации………………………..10
2.2 Состояние и перспективы развития отношений между пайщиками и организациями потребительской кооперации в России………………………12
2.3 Роль пайщиков в потребительских организациях…………………………18
Глава 3. Роль и взаимодействие пайщиков в потребительской кооперации...21
3.1 Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ………………….21
3.2Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации……………………………………………………………………….29
3.3 Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества………………………………………………………………………….35Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………
2.2 Состояние
и перспективы развития
3.2Повышение
роли пайщиков в деятельности
потребительской кооперации…………
Современная потребительская кооперация является очень сложной и многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, в частности сельских районов страны.
Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.
Данное исследование имеет своей целью рассмотреть пайщика с точки зрения его социальной значимости для потребительской кооперации.
Задачи, поставленные для решения указанной цели следующие:
- раскрыть понятие «пайщик», его права и обязанности в потребительском обществе;
- выяснить состояние мировой потребительской кооперации и место в ней пайщика;
- выяснить состояние российской потребительской кооперации и ее структуру;
-
рассмотреть роль пайщика в
структуре российской
-
изучить виды взаимодействия
между пайщиками и
-
рассмотреть механизмы
Данное
исследование актуально, потому как
пайщики являются основателями любого
потребительского общества. Необходимо
учитывать важную роль каждого пайщика
в деятельности кооперативных организаций
потому как потребительская кооперация
строится на принципе «Один пайщик – один
голос», а потому каждый пайщик в равной
степени имеет право голоса в решении
вопросов, касающихся деятельности кооператива,
в котором он состоит. Социальная миссия
потребительской кооперации реализует
посредством именно деятельности пайщиков.
Правильная организация и стимулирование
пайщиков позволяет более активно развивать
кооперативное движение и расширять границы
развития потребительской кооперации
не только в России, но и в мире.
1.1Содержание
понятия «пайщик»
Паевые отношения строятся между пайщиками внутри потребительских обществ. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) РФ» дает следующее определение Пайщику: «гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами»[1].
В любом потребительском обществе работает одно правило «Один пай – один голос». Этот принцип лежит в основе паевых отношений между пайщиками в потребительских обществах. На основе этого принципа достигается равенство между всеми пайщиками в независимости от количества внесенных паев. Равенство пайщиков - один из главных принципов потребительских обществ[6, c.37-41].
Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.
Во
многих кооперативных организациях
наблюдается тенденция
Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах, не работающих в системе пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации в целом.
Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.
С
нарастанием конкуренции
Все права и обязанности пайщиков, как основных фигур в паевых отношениях, регламентируются статьями Закона.
Права пайщиков описаны в статье 11. В права пайщиков входит[1]:
« - вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;
-
участвовать в деятельности
-
получать кооперативные
- приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;
-
пользоваться льготами, предусмотренными
для пайщиков общим собранием
потребительского общества. Эти
льготы предоставляются за
- сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;
-
быть принятыми в
- получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;
-
пользоваться объектами
-
получать информацию от
-
обращаться к общему собранию
потребительского общества с
жалобами на неправомерные
-
обжаловать в судебном порядке
решения органов управления
Обязанности пайщиков регламентируются статьей 12 Закона. В обязанности пайщиков входит:
«- соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества;
-
выполнять свои обязательства
перед потребительским
При этом следует учитывать, что все эти права и обязанности имеют только пайщики.
Для того, чтобы стать пайщиков потребительского общества необходимо пройти следующую процедуру:
-
подать заявление на
-
при положительном решении,
- последний этап включает в себя получение документов, подтверждающих членство.
Прекращение членства в потребительском обществе означает для пайщика окончание всех паевых отношений. Выход из потребительского общества может быть добровольным, что закреплено в правах пайщика Законом, а также принудительным в случае исключения пайщика из общества. При этом решение об исключении пайщика принимается Советом потребительского общества, которое состоит также из пайщиков этого общества.
В
случае прекращения членства в потребительском
обществе Закон предусматривает
возвращение пайщику его
Из вышесказанного следует, что основой потребительских организаций (обществ и союзов) являются пайщики, которые создают эти общества, а впоследствии и союзы. Современная ситуация в потребительской кооперации складывается таким образом, что большинство участников потребительской кооперации – жители сельских районной, в которых остро ощущается нехватка социальных организаций. Люди объединяются в потребительские общества с целью решения своих проблем.
Информация о работе Пайщик-социальная основа потребительской кооперации