Пайщик-социальная основа потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание

Современная потребительская кооперация является очень сложной и многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, в частности сельских районов страны.
Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений……………………………………………………….5
Содержание понятия «пайщик»…………………………………………...5
Правовое положение пайщика в потребительском обществе…………...7
Глава 2. Реализация социальной миссии пайщиков через потребительские организации………………………………………………………………………10
2.1 Состояние мировой потребительской кооперации………………………..10
2.2 Состояние и перспективы развития отношений между пайщиками и организациями потребительской кооперации в России………………………12
2.3 Роль пайщиков в потребительских организациях…………………………18
Глава 3. Роль и взаимодействие пайщиков в потребительской кооперации...21
3.1 Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ………………….21
3.2Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации……………………………………………………………………….29
3.3 Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества………………………………………………………………………….35Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК АППК.doc

— 395.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности  пайщика, как основной фигуры паевых отношений……………………………………………………….5

    1. Содержание  понятия «пайщик»…………………………………………...5
    2. Правовое положение пайщика в потребительском обществе…………...7

Глава 2. Реализация социальной миссии пайщиков через потребительские организации………………………………………………………………………10

2.1 Состояние  мировой потребительской кооперации………………………..10

2.2 Состояние  и перспективы развития отношений  между пайщиками и организациями потребительской кооперации в России………………………12

2.3 Роль  пайщиков в потребительских организациях…………………………18

Глава 3. Роль и взаимодействие пайщиков в потребительской кооперации...21

3.1 Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ………………….21

3.2Повышение  роли пайщиков в деятельности  потребительской кооперации……………………………………………………………………….29

3.3 Стимулирование  пайщиков за участие в деятельности  потребительского общества………………………………………………………………………….35Заключение……………………………………………………………………….40

Библиографический список……………………………………………………..41

 

 

     Введение

 

     Современная потребительская кооперация является очень сложной и многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, в частности сельских районов страны.

     Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.

     Данное  исследование имеет своей целью  рассмотреть пайщика с точки  зрения его социальной значимости для  потребительской кооперации.

     Задачи, поставленные для решения указанной  цели следующие:

     - раскрыть понятие «пайщик», его права и обязанности в потребительском обществе;

     - выяснить состояние мировой потребительской кооперации и место в ней пайщика;

     - выяснить состояние российской  потребительской кооперации и  ее структуру;

     - рассмотреть роль пайщика в  структуре российской потребительской кооперации;

     - изучить виды взаимодействия  между пайщиками и потребительскими  обществами;

     - рассмотреть механизмы стимулирования  экономического участия пайщиков  в потребительском обществе.

     Данное  исследование актуально, потому как  пайщики являются основателями любого потребительского общества. Необходимо учитывать важную роль каждого пайщика в деятельности кооперативных организаций потому как потребительская кооперация строится на принципе «Один пайщик – один голос», а потому каждый пайщик в равной степени имеет право голоса в решении вопросов, касающихся деятельности кооператива, в котором он состоит. Социальная миссия потребительской кооперации реализует посредством именно деятельности пайщиков. Правильная организация и стимулирование пайщиков позволяет более активно развивать кооперативное движение и расширять границы развития потребительской кооперации не только в России, но и в мире. 

 

     Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности  пайщика, как основной фигуры паевых отношений

 

    1.1Содержание понятия «пайщик» 

     Паевые  отношения строятся между пайщиками  внутри потребительских обществ. Закон  «О потребительской кооперации (потребительских  обществах и их союзах) РФ» дает следующее определение Пайщику: «гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами»[1].

     В любом потребительском обществе работает одно правило «Один пай  – один голос». Этот принцип лежит  в основе паевых отношений между пайщиками в потребительских обществах. На основе этого принципа достигается равенство между всеми пайщиками в независимости от количества внесенных паев. Равенство пайщиков - один из главных принципов потребительских обществ[6, c.37-41].

     Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего  потому, что они имеют возможность  гарантированного сбыта товаров  своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее  кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.

     Во  многих кооперативных организациях наблюдается тенденция сокращения числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.

     Другая  негативная тенденция характеризует  структуру пайщиков: соотношение  в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных  кооперативах, не работающих в системе пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации в целом.

     Только  наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской  кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который  имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих и продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужно найти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции - пайщика, сделать все, чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Правовое положение пайщика в потребительском обществе
 

     Все права и обязанности пайщиков, как основных фигур в паевых отношениях, регламентируются статьями Закона.

     Права пайщиков описаны в статье 11. В права пайщиков входит[1]:

     « - вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;

     - участвовать в деятельности потребительского  общества, избирать и быть избранными  в органы управления и органы  контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;

     - получать кооперативные выплаты  в соответствии с решением  общего собрания потребительского  общества;

     - приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;

     - пользоваться льготами, предусмотренными  для пайщиков общим собранием  потребительского общества. Эти  льготы предоставляются за счет  доходов, получаемых от предпринимательской  деятельности потребительского  общества;

     - сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;

     - быть принятыми в первоочередном  порядке на работу в потребительское  общество в соответствии с  их образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в работниках;

     - получать направления на учебу  в образовательные учреждения  потребительской кооперации;

     - пользоваться объектами социального  назначения на условиях, определяемых  общим собранием потребительского общества;

     - получать информацию от органов  управления и органов контроля  потребительского общества об  их деятельности;

     - обращаться к общему собранию  потребительского общества с  жалобами на неправомерные действия  других органов управления и органов контроля потребительского общества;

     - обжаловать в судебном порядке  решения органов управления потребительского  общества, затрагивающие их интересы».

     Обязанности пайщиков регламентируются статьей 12 Закона. В обязанности пайщиков входит:

     «- соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества;

     - выполнять свои обязательства  перед потребительским обществом  по участию в его хозяйственной деятельности».

     При этом следует учитывать, что все  эти права и обязанности имеют  только пайщики.

     Для того, чтобы стать пайщиков потребительского общества необходимо пройти следующую  процедуру:

     - подать заявление на вступление  в потребительское общество. Это заявление будет рассматриваться в течение 30 дней Советом потребительского общества.

     - при положительном решении, человек  становится полноценным пайщиком  потребительского общества после уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества.

     - последний этап включает в  себя получение документов, подтверждающих  членство.

     Прекращение членства в потребительском обществе означает для пайщика окончание  всех паевых отношений. Выход из потребительского общества может быть добровольным, что закреплено в правах пайщика Законом, а также принудительным в случае исключения пайщика из общества. При этом решение об исключении пайщика принимается Советом потребительского общества, которое состоит также из пайщиков этого общества.

     В случае прекращения членства в потребительском  обществе Закон предусматривает  возвращение пайщику его паевого  взноса и кооперативных выплат в  оговоренные Уставом сроки. При  этом также делается оговорка, что  паевой взнос может быть возвращен в натуральном виде в случае, если он изначально был внесен именно в этом виде.

     Из  вышесказанного следует, что основой потребительских организаций (обществ и союзов) являются пайщики, которые создают эти общества, а впоследствии и союзы. Современная ситуация в потребительской кооперации складывается таким образом, что большинство участников потребительской кооперации – жители сельских районной, в которых остро ощущается нехватка социальных организаций. Люди объединяются в потребительские общества с целью решения своих проблем.

Информация о работе Пайщик-социальная основа потребительской кооперации