Пайщик-социальная основа потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание

Современная потребительская кооперация является очень сложной и многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, в частности сельских районов страны.
Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений……………………………………………………….5
Содержание понятия «пайщик»…………………………………………...5
Правовое положение пайщика в потребительском обществе…………...7
Глава 2. Реализация социальной миссии пайщиков через потребительские организации………………………………………………………………………10
2.1 Состояние мировой потребительской кооперации………………………..10
2.2 Состояние и перспективы развития отношений между пайщиками и организациями потребительской кооперации в России………………………12
2.3 Роль пайщиков в потребительских организациях…………………………18
Глава 3. Роль и взаимодействие пайщиков в потребительской кооперации...21
3.1 Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ………………….21
3.2Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации……………………………………………………………………….29
3.3 Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества………………………………………………………………………….35Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК АППК.doc

— 395.00 Кб (Скачать документ)

 

     Глава 2. Реализация социальной миссии пайщиков через потребительские организации

     2.1 Состояние мировой потребительской кооперации

 

     В настоящее время в Международный  Кооперативный Альянс, который является мировым лидером кооперативного движения, входят кооперативные объединения почти 100 стран. Членами МКА являются более 250 кооперативных объединений (национальных союзов), объединяющих более 800 млн. человек. По оценкам ООН, почти 3 млрд. человек, или половина населения земного шара, обеспечивает себе средства к существованию благодаря кооперативным предприятиям. Мировая практика выработала эффективный механизм хозяйствования - потребкооперация. В 2002 году была принята Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН «Кооперативы в процессе социального развития» и рекомендации МОТ «О содействии развитию кооперативов», которые направлены на мобилизацию огромного потенциала кооперативов по созданию рабочих мест, уменьшению бедности, борьбе с социальным неравенством для дальнейшего устойчивого развития через кооперативное предпринимательство.

     В Европейском Союзе по меньшей мере 300 000 кооперативов, которые предоставляют более 2,3 миллиона рабочих мест, более 140 миллионов жителей, которые являются членами кооперативов. Кооперативы рассматриваются как часть «социальной экономики». Принимая управленческие решения для удовлетворения экономических и социальных нужд, в особенности, где отсутствует общественная и индивидуальная инициатива кооперативы могут создавать рабочие места и обеспечивать существенный и основанный на солидарности рост, не добиваясь чистой прибыли, которая должна быть распределена между членами (социальной экономики). Таким образом, они обеспечивают гибкость рынка труда. Общественные организации ЕС определяют «социально-экономическую» форму кооператива как эффективный способ продвижения сбалансированного и основанного на солидарности роста[5, c. 69-75].

     Кооперативы — это средство предоставления высококачественных услуг. Услугами представлено 70% рынка  и 69% рабочих мест в Евросоюзе. Более 75%всех новых обществ, созданных в Европе, находятся в секторе социальных услуг. 

     Таблица 1. Доля организаций потребительской  кооперации в различных секторах экономики стран Европы[10, c. 3].

Страна Сектор экономики Доля производства, приходящаяся на организации потребительской кооперации
Дания Производство  сельхозпродукции 83%
Франция Производство  сельхозпродукции 50%
Кипр Банковские  услуги 37%
Испания Здравоохранение 21%
Швеция Лесные ресурсы 60%
Финляндия Торговля 35%
 

     Таким образом, потребительская кооперация в мировом масштабе посредством объединения пайщиков реализует многие социальные программы и поднимает такие секторы экономики, как производство сельхозпродукции, здравоохранение, банковские услуги, лесные ресурсы, торговлю. Гибкость управления потребительскими организациями, которое полностью лежит на плечах самих пайщиков, позволяет этим предприятиям успешно реализовывать свою деятельность во многих странах мира (см. таблицу 1) 

 

     2.2 Состояние и перспективы  развития отношений между пайщиками и организациями потребительской кооперации в России 

     В настоящее время Россия является страной с развивающейся многоукладной  экономикой: сформирован частный  сектор экономики, растет доля лиц, занятых  на предприятиях негосударственных  форм собственности.

     Негосударственный сектор пополняется кооперативами: потребительскими, сельскохозяйственными, в сферах производства и услуг, кредитными, жилищными. В российской экономике  функционирует старейшая кооперативная  система - потребительская кооперация как система специфических потребительских кооперативов: потребительских обществ, объединяющихся в потребительские союзы[4, c. 95-97].

     Развивающаяся рыночная экономика России характеризуется  обострением социальных отношений. В этих условиях должна получить развитие кооперация разных видов, особенно система потребительской кооперации, являющаяся социально ориентированной системой рыночной экономики.

     В условиях общественных преобразований, начавшихся в 90-е годы XX века кризис приобрел затяжной характер, что затрудняет решение социальных проблем. Усложняется использование прогрессивных элементов рынка для экономического подъема и улучшения жизни людей.

     Использование «шоковых» методов рыночных преобразований обнажило острейшие проблемы не только в экономике, но и в социальной сфере, условиях жизнедеятельности всего населения. Это вызвало необходимость усиления социальной ориентации реформ, определения социальных приоритетов, социальной «цены» перехода к рыночной экономике и уточнения самого понятия ее социальной ориентации.

     В последние годы развития рыночных реформ Правительством Российской Федерации  принимаются значительные меры по преодолению  кризиса и обеспечению роста  экономики. Одна из главных задач  состоит в увеличении объемов  капитальных вложений за счет внутрихозяйственных накоплений, кредитов банков и зарубежных инвестиций, прежде всего, в приоритетные для народного хозяйства отрасли. Решение этой задачи будет зависеть от подходов к использованию факторов роста производства и повышения его эффективности, организационной перестройки хозяйственных структур и усиления государственного регулирования экономического и социального развития[5, c. 43-45].

     В начале реформ слабо учитывался опыт стран, которые усилили государственное  регулирование производства, преобразовали деятельность банков, налоговую политику и денежное обращение. Рекомендации Международного Валютного Фонда не считались с особенностями и историческими ценностями России, что привело в итоге к длительному экономическому спаду и росту цен.

     Роль  государства в социально-экономических процессах в настоящее время неоправданно ослаблена, а местное самоуправление находится в стадии формирования. Для регулирования роста производства и уровня жизни людей недостаточно рыночного механизма и конкуренции, необходимо оптимальное соотношение между экономическим механизмом рынка и системой государственного правового и административного регулирования. В решении данной проблемы может помочь развитие потребительской кооперации.

     Деятельность  потребительской кооперации направлена в первую очередь на удовлетворение нужд самих пайщиков, которые вступают в потребительские организации. Однако эта деятельность строится на некоторых базовых принципах, которые едины для всех кооперативных организаций России. 

 

 

     Таблица 2. Базовые принципы потребительской кооперации в России[10, c.5].

       

     В результате реализации данных базовых принципов создается новая социально-экономическая система: законная, эффективная, прозрачная, подконтрольная и саморегулируемая (см рис. 1). Появляется возможность корректирования социальной политики в регионах с учетом современных требований законодательства и ситуации в стране при условии строго выдержанного курса на повышение показателей качества жизни, создания социального пакета работников предприятий, формирования среднего класса, накопления социального капитала и вовлечения широких масс населения в процессы самоуправления в социально-экономической сфере развития территорий. 

 

       

     Рисунок 1. Структура потребительской кооперации, основанная на реализации базовых принципов[10, c. 6]. 

     Кооперативное движение есть целенаправленная общественная, правовая, хозяйственная, просветительская, образовательная деятельность. Потребительские кооперативы представляют собой первичные общества, созданные людьми, являющимися участниками кооперативного движения. Социального движения без участия людей не бывает. Суть любого социального движения это общественная деятельность, преследующая определенные цели.

     Создание  потребительских кооперативов, развитие системы потребкооперации – вот непосредственная цель и прямой результат кооперативного движения. При поддержке кооперативного движения начинается кооперативное строительство как сознательный процесс подготовки необходимых предпосылок для организации кооперативов и их нормального функционирования в масштабе страны, на государственном уровне. Успех кооперативного строительства во многом предопределяется кооперативной политикой. Осуществляя определенную кооперативную политику, государство использует кооперацию как инструмент своей социальной и экономической политики. Россия провозглашена социальным государством. Сегодня на повестке дня стоят важные задачи социально-экономического развития территорий, увеличение среднего класса, улучшение уровня качества жизни населения[3, c. 25-28].

     В преамбуле закона о потребкооперации указанно; настоящий закон гарантирует  потребительским обществам и  их союзам с учетом их социальной значимости, а так же гражданам и юридическим  лицам, создающим эти потребительские  общества государственную поддержку.

     Организационное развитие потребкооперации предполагается путем запуска кооперативного движения в России, отвечающего интересам  населения, государства и предпринимательского сообщества, направленное на создание потребительских кооперативов нового поколения по месту жительства и месту работы с социальной ориентированностью. Создание самоорганизационной, самоуправляемой, саморегулируемой кооперативной системы социально-экономической взаимопомощи (далее – система РОСЭВ), объединяющей на добровольной основе потребительские общества социальной сферы муниципальных образований и предприятий разных форм собственности.

     Союзы потребительских обществ (кооперативные союзы) представляют собой тесное единение, добровольное соглашение, устойчивую связь кооперативных обществ между собой для достижения общих для них целей путем взаимного сотрудничества, скоординированных действий, кроме того расширяется масштаб деятельности путем соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве с другими кооперативными союзами. Объединение в союзы дает возможность сотрудничества в системе, внутри кооперативного движения для наиболее полного осуществления возможностей, которые заложены в кооперативах, а также в кооперативных формах собственности, объединения и хозяйствования. Фактически Союз становится национальным кооперативным центром и инфраструктурой поддержки малого и среднего частного предпринимательства. Для этого национальный кооперативный центр (союз) развивает современную инфраструктуру кооперативной системы с привлечением малого и среднего частного предпринимательства. Он существуют для местных кооперативов и союзов, малых и средних предпринимателей и обслуживают их, а не наоборот[10, c. 6].

     Инфраструктурная  поддержка потребительских обществСоциальное проектирование, консалтинг, аутсорсинг, аудит, координация Правовая, юридическая и административная поддержка Содействие взаимодействию кооперативов города и села Внешнеэкономическая деятельность в системе международного кооперативного альянса Кооперативные финансовые инструменты внебанковское некоммерческое привлечение средств пайщиков Система кооперативного образования на основе этических принципов

 
 
 

     2.3 Роль пайщиков в потребительских организациях.

     Потребительские общества создаются пайщиками и  призваны служить удовлетворению материальных и духовных потребностей пайщиков Экономическая деятельность потребкооперации нацелена на достижение максимальной пользы для широких слоев населения.

     М. Туган-Барановский в своей книге  «Социальные основы кооперации»  цель кооперативов определил как наибольшую степень благосостояния своих членов. Он же и подчеркивал стремление кооперативов к увеличению трудовых доходов своих членов или уменьшение расходов этих членов на их потребительские нужды[9, c. 89-95]. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» признал пайщика самой важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и в системе потребительской кооперации. Через весь Закон красной нитью проходит одна основная идея: организации потребительской кооперации созданы пайщиками и должны верно служить интересам этих пайщиков.

     Потребительские общества работников и работодателейконсолидация потребителей работников и членов их семей на системообразующих предприятиях.

     Цель: повышение покупательной способности работников и привлекательности рабочих мест, формируемых работодателями.

     Территориальные потребительские обществаконсолидация потребителей в муниципальных образованиях:

     - В сфере ЖКХ

     - В социальной инфраструктуре предприятий

     - По конфессиональному принципу

     Цель: внебюджетная социальная поддержка населения на основе самоорганизации, самоуправления, самофинансирования.

       

     Рисунок 2. Самоуправление потребительского общества[10, c. 8]

Информация о работе Пайщик-социальная основа потребительской кооперации