Пайщик-социальная основа потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание

Современная потребительская кооперация является очень сложной и многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, в частности сельских районов страны.
Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений……………………………………………………….5
Содержание понятия «пайщик»…………………………………………...5
Правовое положение пайщика в потребительском обществе…………...7
Глава 2. Реализация социальной миссии пайщиков через потребительские организации………………………………………………………………………10
2.1 Состояние мировой потребительской кооперации………………………..10
2.2 Состояние и перспективы развития отношений между пайщиками и организациями потребительской кооперации в России………………………12
2.3 Роль пайщиков в потребительских организациях…………………………18
Глава 3. Роль и взаимодействие пайщиков в потребительской кооперации...21
3.1 Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ………………….21
3.2Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации……………………………………………………………………….29
3.3 Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества………………………………………………………………………….35Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК АППК.doc

— 395.00 Кб (Скачать документ)

 

     

     Как видно из рисунка 2, все вопросы  текущего и дальнейшего развития потребительских организаций решает общее собрание пайщиков. Именно принцип самоуправления позволяет участникам кооперативного общества решать дальнейшую судьбу своего предприятия. Являясь долевыми собственниками кооперативов, пайщики имеют полное право принимать участие в управлении ими. 

       

     Рисунок 3. Баланс интересов пайщиков и общества [10, c. 9] 

     В результате реализации принципа «Пайщик системы РОСЭВ участник строительства социального государства» получается следующее:

     - Возрождение духовно-нравственных ценностей российского общества

     - Формирование гражданского общества  Социально-экономическое развитие  России

     - Развитие малого и среднего  предпринимательства

     - Формирование среднего класса

     - Преодоление негативных социальных  последствий глобализации[10, c.10]

 

     Глава 3. Роль и взаимодействие пайщиков в потребительской кооперации.

     3.1 Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ

 

     Согласно «Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года» система взаимоотношений с пайщиками должна отвечать следующим требованиям[2]:

     «1. Пайщики заинтересованы в деятельности организаций потребительской кооперации. Заинтересованность обеспечивается за счёт лояльности пайщика к потребительскому обществу: в части торговой деятельности - на основе постоянного приобретения товаров в магазинах потребительской кооперации; в части заготовительной деятельности - на основе постоянной сдачи продукции в организации потребкооперации.

     2. Налажен учёт пайщиков, в том числе их возможностей по приобретению товаров и услуг, сдаче сельскохозяйственной продукции, изготовлению собственной продукции, которая может реализовываться потребкооперацией».

     «Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года» также подразумевает и совершенствование деятельности пайщиков в потребительских обществах. Это сказано в пункте 3 документа[2]:

     «3. Оптимизация работы с пайщиками:

     3.1. Налаживание сплошного учёта пайщиков и системы поддержания достоверности и полноты данных и сведений, своевременности их обновления.

     3.2. Включение в программы развития кооперативной торговли, заготовительной деятельности и других видов деятельности мер по повышению заинтересованности пайщиков через приобретение товаров в торговых точках потребительской кооперации, участие в заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации. Такая заинтересованность должна основываться на преимущественных правах пайщиков по сравнению с любыми третьими лицами при соблюдении ими общих условий взаимодействия. При этом должен соблюдаться принцип взаимной заинтересованности пайщиков и потребительских обществ в экономическом взаимодействии.

     3.3. Обновление форм осуществления кооперативных выплат, направленное на укрепление связей между пайщиками и потребительскими обществами, в частности:

     - увеличение размеров кооперативных выплат при наличии экономически обоснованных возможностей и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

     - выплата пайщикам начисленных кооперативных выплат в денежном выражении;

     - предоставление пайщикам возможности оставления сумм кооперативных выплат в распоряжении потребительского общества в обмен на получение дополнительных льгот при оплате товаров и услуг потребительского общества в счёт этих сумм.

     3.4. Повышение информированности пайщиков о деятельности потребительских обществ и их союзов, в первую очередь, с целью вовлечения в деятельность кооперативных организаций.»[2]

     Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества.

     Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в основном связано с экономической деятельностью общества.

     Основными формами экономического участия  пайщиков являются:

     —покупка  товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;

     —внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;

     —поставка сельскохозяйственной и другой продукции  в потребительское общество;

     —труд в потребительском обществе[8, 131-134].

     Пайщики могут принимать и другое участие  в хозяйственных операциях потребительского общества.

     Механизм  взаимодействия экономических интересов  пайщиков и потребительского общества осуществляется на основе баланса интересов (рис. 4). 

       

     Рисунок 4. Механизм взаимодействия между пайщиками  и потребительским обществом  на основе баланса интересов[8, c. 138] 

     Интересы  пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:

     —покупке  в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг  на более выгодных условиях;

     —получении  дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;

     —сбыте  потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной  в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей;

     —предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;

     —социальной защите (в ней заинтересованы как  пайщики-работники, так и пайщики, не работающие в потребительском  обществе).

     Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:

     —покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;

     —вносили  паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;

     —поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную и другую продукцию[8, c. 137].

     Потребительское общество также заинтересовано в  том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и  добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях—торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.

     Таким образом, экономическое участие  пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.

     Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических  интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.

     Повышение экономического участия пайщиков в  значительной степени зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.

     Потребительское общество заинтересовано в активном экономическом участии пайщиков, так как это участие способствует более эффективной работе потребительского общества и получение дохода от хозяйственной деятельности.

     Обоснование преимуществ  экономического участия пайщиков в  деятельности потребительского общества

     По  экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков, пайщиков-работников.

     Все пайщики принимают участие в  формировании собственного имущества  потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд).

     Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в  потребительское общество, т. е. предоставляют  ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.

     Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика  выгоду в том, что в виде пая  и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур[3, c. 76-79].

     Пайщики-покупатели. Пайщики проживают на той же территории, на которой расположены хозяйственные предприятия потребительского общества (магазины, столовые и др.). Поэтому пайщики являются покупателями товаров и услуг у потребительского общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжать за покупкой товаров в другие населенные пункты. Кроме того, торговые предприятия и предприятия услуг потребительского общества стараются обеспечить пайщиков нужными товарами и услугами по доступной цене и хорошего качества.

     Значит, покупка товаров в потребительском  обществе обеспечивает удовлетворение материальных потребностей пайщиков в товарах и услугах на более выгодных для них условиях.

     Для потребительского общества покупка  пайщиками товаров и услуг  означает реализацию товаров, т. е. пайщики  обеспечивают своему кооперативу гарантированный сбыт товаров и услуг. Пайщики-покупатели создают надежный рынок сбыта товаров и услуг для потребительского общества.

     Увеличение  объемов продажи товаров и  услуг обеспечивает потребительскому обществу получение дохода.

     Пайщики-поставщики. Многие пайщики ведут личное подсобное или крестьянское (фермерское) хозяйство. Для таких пайщиков-товаропроизводителей в рыночных условиях важно сбыть выращенную сельскохозяйственную продукцию и получить доход.

     Потребительское общество закупает сельскохозяйственную продукцию у пайщиков. В этом случае пайщики-товаропроизводители являются поставщиками сельскохозяйственной продукции, которую потребительское общество направляет в магазины, увеличивая ассортимент товаров; в производственные предприятия для изготовления пищевой продукции — консервов, колбасных изделий, соков и др. Закупка сельскохозяйственной продукции у пайщиков-поставщиков выгодна потребительскому обществу. Пайщики — это местные поставщики, и при доставке сельскохозяйственной продукции обеспечивается значительная экономия транспортных расходов. Кроме того, потребительское общество может договориться с пайщиком о более приемлемых условиях расчета за купленную продукцию, приобрести более качественную сельскохозяйственную продукцию разнообразного ассортимента[8, c. 139-141].

     Развитие  народных промыслов значительно  расширяет ассортимент продукции, закупаемой у членов потребительских  обществ.

     Пайщики-работники  реализуют в потребительском  обществе право на труд. Добросовестный, эффективный труд пайщиков приносит доход потребительскому обществу.

     Потребительское общество предоставляет пайщикам рабочие  места и использует их труд для  осуществления социально-экономической  деятельности. За труд пайщикам-работникам потребительское общество выплачивает  заработную плату, которая является основным материальным доходом пайщика-работника.

     Следует отметить, что, увеличивая рабочие места, организации потребительской кооперации способствуют сокращению безработицы, что имеет особое социальное значение для сельских территорий.

Информация о работе Пайщик-социальная основа потребительской кооперации