Пайщик-социальная основа потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание

Современная потребительская кооперация является очень сложной и многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, в частности сельских районов страны.
Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений……………………………………………………….5
Содержание понятия «пайщик»…………………………………………...5
Правовое положение пайщика в потребительском обществе…………...7
Глава 2. Реализация социальной миссии пайщиков через потребительские организации………………………………………………………………………10
2.1 Состояние мировой потребительской кооперации………………………..10
2.2 Состояние и перспективы развития отношений между пайщиками и организациями потребительской кооперации в России………………………12
2.3 Роль пайщиков в потребительских организациях…………………………18
Глава 3. Роль и взаимодействие пайщиков в потребительской кооперации...21
3.1 Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ………………….21
3.2Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации……………………………………………………………………….29
3.3 Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества………………………………………………………………………….35Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК АППК.doc

— 395.00 Кб (Скачать документ)

     Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества показывает, что экономические отношения между пайщиками-вкладчиками, пайщиками-покупателями, пайщиками-поставщиками, пайщиками-работниками, с одной стороны, и потребительскими обществами, с другой стороны, осуществляются на основе взаимных интересов.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

     - Взаимоотношения между пайщиками  и потребительскими обществами  осуществляются на основе баланса  экономических и социальных интересов.

     - Пайщики как члены потребительского  общества заинтересованы: в получении  дополнительных доходов от экономического  участия в деятельности потребительского  общества; в покупке товаров и  услуг, а также в сбыте продукции  на выгодных условиях; в рабочих местах и в социальной защите.

     - Потребительские общества заинтересованы  в экономическом участии в  деятельности потребительского  общества пайщиков-вкладчиков, пайщиков-поставщиков,  пайщиков-сдатчиков, пайщиков-работников, так как участие пайщиков способствует увеличению объемов деятельности и получению дохода потребительским обществом.

     - Для развития взаимовыгодных  отношений между пайщиками и  потребительскими обществами должны  быть созданы необходимые правовые  и экономические условия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации 

     Закон РФ от 17 июня 1997 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, и их союзах) в РФ» основной целью потребительского общества удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Закон определил пайщика центральной фигурой в потребительской кооперации, законодательно закрепил социальный статус пайщика. Принятие нового закона позволило потребительской кооперации России вернуть к исходным кооперативным ценностям, приблизится к достижениями мирового кооперативного движения во многих сферах, в том числе и в работе с членами кооперативов.

     Впервые роль пайщика, как хозяина потребительской  кооперации была определена в постановлении  Правительства РФ №24 от 24 января 19994 года «Вопросы потребительской кооперации РФ»

     Пайщик, как хозяин потребительской кооперации, выступает в трех качествах, характеризующих  его участие в делах потребительского общества:

     - пайщик, как законодатель,- принимает участие в утверждении уставов, структуры, в назначении должности руководящего состава;

     - пайщик, как зеркало демократии,- участвует в проведении отчетно-выборных компаний, в органах управления контроля;

     - пайщик, как основной потребитель,- является основным покупателем товаров в кооперативных магазинах, потребителем услуг, сдатчиком сельскохозяйственной продукции, и, тем самым, участвует в формировании финансового состояния организации.

     В сложных условиях рыночных реформ государство  содействует развитию потребительской  кооперации, ее демократизации, повышению участия пайщиков в деятельности кооперативных организаций.

     Увеличение  численности пайщиков – безальтернативная  экономическая необходимость для  всех организаций потребительской  кооперации.

     Экономическое участие пайщиков – это вклад в капитал своего кооператива, а также личный вклад в объемные показатели деятельности своего кооператива.

     Под экономическим участием пайщиков понимается приобретение товаров преимущественно  в магазинах потребительского общества, сдача сельскохозяйственных продуктов и сырья своему потребительскому обществу, наем транспорта у своего потребительского общества, предоставление кредита своему потребительскому обществу за счет своих сбережений и т. д. Пайщик должен стать постоянным деловым партнером потребительского общества, обеспечивая ему сырья сбыта, кредита, а, следовательно, доходы

     За  экономическое партнерство надо платить. Это нормальный закон рынка. Пайщик имеет право на кооперативные  выплаты – это принципиальная наша позиция.

     Кооперативные выплаты следует рассматривать не как благотворительность, подачку, а как справедливую плату пайщикам за вклад в хозяйственную деятельность, оплату экономического партнерства.

     Задача  повышения роли пайщика в управлении делами потребительского общества имеет  сегодня особую актуальность, так как ослабление работы в этой области создает условия для нарушения демократических принципов кооперации.

     Чтобы поднять роль пайщиков, новый Закон  о потребительской кооперации предусмотрел создание специальных органов управления – Советов потребительских обществ (союзов потребительских обществ), которые призваны определять стратегию развития, защищать и отстаивать интересы пайщиков, вести всю работу с ними. Однако нельзя сказать, что при формировании состава Советов сегодня в полной мере учитываются интересы пайщиков потребительской кооперации. До настоящего времени встречаются нарушения при формировании Советов и других выборных органов, в которые попадают в основном работники, а в Советы союзов потребительских обществ – и вовсе только руководители кооперативных организаций.

     За 1992-1995 гг. число пайщиков по системе потребительской кооперации уменьшилось почти в два раза и эта тенденция продолжала развиваться. Возникла угроза превращения потребительской кооперации в производственную.

     Сложилась критическая ситуация и Центросоюз поставил перед системой главную задачу- восстановление рядов кооперации. Эта задача закреплена в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998-2002 гг. Предотвращению дальнейшего подрыва социальных основ потребительской кооперации способствовала реализация Указа Президента России № 795 от 31 мая 1996 г. и Постановления Правительства РФ по этому вопросу.

     Задания Программы по кооперированию населения  на 1998 год выполнены лишь на 91,49% в  целом по системе. Из 89 потребсоюзов только 14 выполнили задания Программы. Численность пайщиков к общей численности населения, по-прежнему имеет тенденцию снижения.

     Чтобы решить эту проблему и привлечь новых  пайщиков мы должны строго выполнять  основное условие - соблюдать интересы пайщика. Внимание к пайщику окупается стократно. При одинаковых экономических условиях результаты деятельности выше в тех организациях, где расширяется участие пайщиков, а руководители соблюдают принципы демократии и материальной заинтересованности, привлекают к общественно-массовой деятельности кооперативный актив. В тех кооперативных организациях, где осознается роль пайщика в деятельности потребительской кооперации, наблюдаются стабильные положительные финансовые результаты. Для того, чтобы экономически заинтересовать пайщика в получении льгот на паевые взносы, многие РАЙПО используют новые подходы. По итогам финансовых результатов тот пайщик, который пользовался услугами кооперации, а значит, принес ей определенный доход, получает поощрение.

     В таких условиях пайщик, имея реальную экономическую заинтересованность, и получая льготы, находит возможность  активной помощи потребительскому обществу. Пайщикам нужна информация о хозяйственной  деятельности, разъяснительная работа о преимуществах кооперации, ее принципах и ценностях, о значении кооперации в социально-экономических преобразованиях общества. Определение пайщика в качестве хозяина потребительской кооперации на практике означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков. Еще Н.И. Бахурин писал, что «Кооперация должна привлекать крестьянина тем, что она дает ему непосредственные доходы. Если это кооперация кредитная, то он должен получать дешевый кредит; если это кооперация по сбыту, то он должен более выгодно продавать свой продукт и быть от этого в выигрыше. Если он захочет купить что-нибудь, то он должен сделать через свою кооперацию, он должен получить через кооперацию более добротный и более дешевый товар». Необходимо отметить, что в последние годы пайщики принимают меньшее участие в делах потребительских обществ. Основными формами экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества являются взносы, вклады, покупка товаров в кооперативных магазинах, реализация продукции через кооперативные предприятия, реализация услуг. Традиционной формой экономического участия пайщиков в делах потребительского общества являлись паевые взносы. Однако сегодня размер паевого взноса настолько мал, что играет крайне незначительную роль в формировании собственных оборотных средств. Экономические интересы должны быть основаны на взаимности: не только потребительское общество должно экономически стимулировать пайщика, но и пайщик должен нести определенные обязательства перед потребительским обществом, так как в соответствии со ст. 116 Гражданского Кодекса РФ пайщик несет материальную ответственность за убыточную работу кооперативной организации. Чтобы объединить пайщиков, потребительская кооперация всегда занималась не только обеспечением их потребностей в товарах и услугах, но и вела огромную культурно-просветительскую работу. Сегодня такая работа практически не проводится, поэтому одной из первоочередных задач кооперации в работе с пайщиками является пропаганда кооперативных принципов и ценностей.

     Отношения с пайщиками в потребительских обществах должны занять место фундамента, на котором выстраиваются организационно-правовые и экономические взаимосвязи.

     Особое  место в работе с пайщиками  должно быть уделено их участию в  планировании деятельности потребительского общества. Конечно, план — не панацея, но это единственный способ, чтобы сконцентрировать усилия и пайщиков, и работников потребительской кооперации на решении задач, определенных Программой стабилизации и развития потребительской кооперации до 2002 года. Участие пайщиков в планировании позволит им оценить текущую деятельность Советов, осуществлять постоянный контроль с вынесением заслуженных наказаний и поощрений работникам с широким информированием всех заинтересованных лиц. Пайщики, желающие принять участие в управлении, должны получить соответствующие общественные поручения. Самые компетентные пайщики нужны в составе участковых комитетов, самые активные - в комиссиях кооперативного контроля, самые грамотные - в просветительских комиссиях. У каждого кооперативной организации существуют свои особые задачи активизации работы с пайщиками, но все организации нуждаются в планировании разных аспектов общественной кооперативной деятельности, в совершенствовании текущего контроля и подведения итогов работы. Сегодня для кооперации важно приложить все усилия, чтобы не только поддержать сложившееся доверие к ней со стороны пайщиков, но и всячески укреплять его. Это не менее важно, чем успешная деятельность в хозяйственной сфере или разработка нормативной базы. Укрепить доверие и дать новый толчок к развитию кооперативного движения можно лишь проявляя внимание к пайщику, изучая его желания и потребности, повышая качество оказываемых услуг. Пайщик всегда был главной фигурой потребительской кооперации. Мы намерены работать с ними и впредь, обеспечивать его товарами и услугами, как раньше. Если что-то не получать сегодня, надо завтра найти другую форму заинтересованности людей в потребительской кооперации, сделать так, чтобы пайщик был не просто покупателем товаров, а знал, что от его активного участия в жизни кооператива зависит многое, что потребительская кооперация призвана защищать его интересы. Если пайщик научится беречь достоинства кооперации, отстаивать такую позицию, то хозяйственные результаты будут более значительными.

 

3.3 Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества. 

     Для полноценного развития потребительских  обществ, вся деятельность которых  основана на участии их пайщиков, необходимо стимулирование пайщиков за экономическое участие.

     В потребительском обществе осуществляется стимулирование пайщиков за следующие  виды участия[8, c. 145-146]:

     —экономическое  участие;

     —участие  в органах управления и контроля;

     — эффективное трудовое участие.

     Стимулирование  пайщиков за активное экономическое участие в деятельности потребительского общества направлено на реализацию принципа Международного кооперативного альянса об экономическом участии членов.

     В Законе «О потребительской кооперации...»  с целью стимулирования экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества предусмотрены кооперативные выплаты.

     Кооперативные выплаты — это часть доходов  потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально  их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

     Кооперативные выплаты — это прямые денежные доходы пайщиков (выдача пайщикам денег) за экономическое участие в деятельности потребительского общества.

     Пайщики могут получать как прямые, так и косвенные доходы за экономическое участие. Косвенные доходы пайщики получают за счет экономии расходов, при этом не делаются денежные выплаты.

     Например, у пайщика закуплена сельскохозяйственная продукция, которая вывезена транспортом  потребительского общества. Транспортные услуги пайщик не оплачивает. В этом случае пайщик получает прямые денежные доходы за сданную сельскохозяйственную продукцию и косвенные доходы за счет экономии транспортных расходов.

     Формы экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества и получение ими прямых и косвенных доходов показаны на рисунке 5. 

       

     Рисунок 5. Структура доходов пайщиков в  зависимости от их экономического участия  в деятельности потребительского общества[8, c. 148].

Информация о работе Пайщик-социальная основа потребительской кооперации