Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:57, курсовая работа
Современная потребительская кооперация является очень сложной и многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, в частности сельских районов страны.
Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений……………………………………………………….5
Содержание понятия «пайщик»…………………………………………...5
Правовое положение пайщика в потребительском обществе…………...7
Глава 2. Реализация социальной миссии пайщиков через потребительские организации………………………………………………………………………10
2.1 Состояние мировой потребительской кооперации………………………..10
2.2 Состояние и перспективы развития отношений между пайщиками и организациями потребительской кооперации в России………………………12
2.3 Роль пайщиков в потребительских организациях…………………………18
Глава 3. Роль и взаимодействие пайщиков в потребительской кооперации...21
3.1 Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ………………….21
3.2Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации……………………………………………………………………….29
3.3 Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества………………………………………………………………………….35Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………
Прямые денежные доходы пайщик может получать за такие формы экономического участия: внесение паевого взноса, внесение вклада (предоставление заемных средств), покупку товаров, сдачу сельскохозяйственной продукции. При этом пайщик получает прямые денежные доходы (деньги), выплачиваемые в форме дивиденда* на паевой взнос, в форме процента на заемные средства, бонуса1 на сумму купленных товаров, оплаты за сданную продукцию.
Косвенные доходы пайщик может получать за следующие виды участия: сдачу сельскохозяйственной и другой продукции, переработку продукции на предприятиях потребительского общества, покупку услуг, покупку товаров. Косвенные доходы пайщик получает за счет экономии транспортных средств при доставке товаров транспортом потребительского общества, при покупке товаров по сниженным ценам.
В условиях несвоевременной выплаты пенсий и зарплат пайщик может получить продукты в долг в магазинах своего потребительского общества, причем сумма долга им возвращается без учета инфляции. Учитывая резкое снижение доходов малообеспеченных слоев сельского населения, в магазинах потребительского общества пайщикам осуществляется продажа хлеба и других продуктов по себестоимости. При приобретении товаров на вышеизложенных условиях пайщики также получают косвенные доходы[3, c. 89-93].
Пайщики
могут получать доходы и от других
видов экономического участия: от сдачи
потребительскому обществу дикорастущей
продукции и лекарственно-
Таким образом, пайщики за экономическое участие в деятельности потребительского общества получают прямые и косвенные доходы.
Стимулирование пайщиков за активное участие в управлении потребительским обществом
Пайщики должны активно участвовать в работе органов управления и контроля потребительского общества. Это является обязанностью их как членов потребительского общества.
Пайщики как совместные владельцы потребительского общества участвуют в принятии управленческих решений и контролируют финансовую и хозяйственную деятельность общества. Поскольку эта работа осуществляется на общественных началах, то она нуждается в материальном стимулировании.
Для стимулирования пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля, в потребительских обществах создается фонд стимулирования пайщиков потребительского общества[8, c. 148-149].
Средства фонда стимулирования пайщиков используются на поощрение членов потребительских обществ, не являющихся работниками потребительской кооперации, а также членов советов, членов ревизионных комиссий, комиссий кооперативного контроля, уполномоченных потребительских обществ и других пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля.
Стимулирование труда пайщиков-работников
Эффективная
социально-экономическая
В настоящее время работниками потребительской кооперации в основном являются пайщики.
Стимулирование
труда пайщиков-работников в основных
отраслях хозяйственной деятельности
потребительского общества осуществляется
путем увеличения заработной платы,
поощрений и дополнительных выплат
за эффективный труд. В каждом потребительском
обществе разрабатываются положения по
стимулированию работников административно-
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.Пайщики
стимулируются за следующие
—экономическое участие пайщиков;
—участие пайщиков в органах управления и контроля;
—эффективное трудовое участие пайщиков-работников.
2.Пайщики,
активно участвующие в
3.Стимулирование пайщиков направлено на повышение активности пайщиков в деятельности потребительских обществ и их союзов, на развитие демократии и выполнение социальной миссии потребительской кооперации.
Социальная заинтересованность пайщиков в развитии потребительской кооперации реализуется в виде развития таких секторов экономики стран, как сельскохозяйственный, лесной, банковский, торговля и др. Рост доли участия потребительских обществ в данных отраслях говорит о заинтересованности пайщиков в их развитии.
Современная система потребительской кооперации стремится соответствовать потребностям своих пайщиков, потому как именно за счет пайщиков существует каждое отдельно взятое кооперативное предприятие. Экономическая и организационная заинтересованность пайщика является залогом полноценного развития предприятий потребительской сферы.
Существует несколько видов стимулирования экономического участия пайщиков:
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что пайщик является социальной
основой потребительской
Информация о работе Пайщик-социальная основа потребительской кооперации