Подготовка и организация выступления перед аудиторией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:57, реферат

Описание

«Публичное выступление – это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Ни один здравомыслящий человек не начнет строить дом, не имея проекта. Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана или тезисов» - писал Дейл Карнеги. Готовиться к выступлению, - подчеркивает Д.Карнеги - это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………..3
2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи ……………………………….5
3. Структура публичной речи ………………………………………………11
4. Логические и интонационно-методические закономерности речи ……18
5. Речевой этикет …………………………………………………………….23
6. Имидж оратора……………………………………………………………. 25
7. Поза, жесты, мимика оратора …………………………………………….26
8. Заключение ………………………………………………………………...29
9. Список использованной литературы ……………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

менеджмент курсовая.docx

— 58.32 Кб (Скачать документ)

- Поиск и  подбор материалов.  Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:

     - официальные документы;

     - научная, научно-популярная литература;

     - справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари  по различным отраслям  знаний, лингвистические словари, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

     - художественная литература;

     - статьи из газет и журналов;

     - передачи радио и телевидения;

     - результаты социологических опросов;

     - собственные знания и опыт;

     - личные контакты, беседы, интервью;

     - размышления и наблюдения.

     Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

     При подготовке к выступлению  необходимо использовать  и так называемый  местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание  слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

     Чтение  литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими  данными – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который  требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.  

     Данный  этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

     - Композиционно-логическое оформление речи.  При планировании выступления необходимо определить метод – выбор ключевых слов и их подача.

     Для информационной речи такими словами  могут быть анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ.

     Цель  убеждающей речи может включать слова принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести  вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за.

     Возможны  интонационные окраски выступлений:

     - мажорная;

     - беспечная или юмористическая;

     - шутливая;

     - сердитая или упрекающая;

     - мрачная;

     - торжественная;

     - предостерегающая;

     - просительная.

     - Использование фактологического материала. Цифровые   данные,   для   облегчения   восприятия   лучше   демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда  в  устном  выступлении  количество  цифрового  материала ограничено, на него лучше ссылаться,  а  не  приводить  полностью,  так  как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.   

     Место  и время  –  важные факторы успешного  выступления.  На речь влияют место, освещение, температура в помещении и пр.  Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал  настраивает на громкий голос, на наступательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение.  Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей  перейти вперед и сесть поближе к  выступающему.

     Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы,  и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет  смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.

     Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием  аудитории, а после обеда его  легко потерять. Поэтому в таких  ситуациях следует использовать возбуждающие приемы – юмор, драматизацию, необычный материал.

     Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно  заранее  придти  в  зал  и  освоиться. Если   предполагается   использование   микрофона,   то    его    необходимо отрегулировать.

     Подниматься  на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. Лучше стоять  рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.   

     Докоммуникативная   фаза   обязательно   должна    завершаться    репетицией выступления.  Потренироваться  можно  перед  близкими  или  друзьями,  можно использовать средства аудиозаписи  и  видеозаписи,  чтобы  проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним  словом,  посмотреть  на  себя  со стороны.   

     Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы  слушателей, ведение дискуссии и т.д.                            

       Структура публичной речи

     В теории ораторского искусства под  структурой  речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

     Основными элементами речи в выступлении являются:

     1. Введение,  которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает  его на тему своего выступления.

     2. Главная идея;

     3. Основная часть, в которой раскрываются  главные пункты сообщения;

     4. Заключение, в котором подводятся  итоги.

     Примерное распределение времени:

     - вступление и главная идея  – 10-15%;

     - основная часть – 60-65%;

     - заключение – 20-30%.

     Каждая  часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время  подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края".

     Цель  введения – привлечь  внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в сообщении. Привлечь внимание можно одним из следующих способов:

     - Рассказать что-то из личного  опыта.

     - Дать иллюстрацию в виде словесного  рассказа или наглядного изображения.

     - Обратиться к чему-либо, известному  по опыту всей аудитории.

     - Начать с риторического вопроса.  Например, на лекции по коммуникации  можно спросить аудиторию, не  слишком ли много в нашей  жизни коммуникации, и не слишком  ли мало мы ее изучаем и  учимся владеть?

     - Для привлечения внимания слушателей  можно начать выступление с  какой-нибудь потрясающей  цитаты известного человека.

     Ориентирующий материал дает аудитории основу, необходимую  для понимания основного содержания. Этот  материал связан с главной идеей, в нем содержится необходимая информация, с его помощью докладчик устанавливает доверие к себе и показывает слушателям важность сообщения.

     Чтобы ориентировать слушателей, можно:

     - Дать историческую основу;

     - Дать определение основных терминов;

     - Взять примеры из личного жизненного  опыта и связать их с заданной  темой;

     - Указать на важность темы для  слушателей.

     Введение - важная часть, поэтому должно быть тщательно продуманным, выглядеть  свободным, естественным.   «Засиживаться» на вступлении не стоит – оно должно быть кратким.

     Главная идея выступления должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.

     Начало  выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно  является  исключительно  важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести  впечатление.

     В Основной  части  выступления  развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.  Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.  В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Существует шесть методов последовательного изложения идеи:

     Индуктивный метод- изложение материала  от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях;

     Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера;

     Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей;

     Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и  углубленному его анализу;

     Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;

     Исторический  метод – изложение материла в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или  ином лице, предмете с течением времени.

     Использование различных методов изложения  материала  в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

     План  развития основной части должен быть ясным. Предмет  выступления  должен

раскрываться  конкретно и стройно. Должно быть  подобрано  как  можно  больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.           

 Каким бы  методом не пользовался оратор в выступлении, его речь  должна  быть доказательной, суждения и положения убедительными.           

 Располагая  определенным образом доводы  в своей речи, оратор не должен  забывать о таком важном принципе  построения речи, как принцип  усиления. Суть его заключается  в том, что значимость, вес,  убедительность аргументов постепенно  нарастают, самые сильные доводы  используются в конце рассуждения.            

 Продумывая  структуру своей речи,  выступающий не должен забывать о поддержании внимания, которое со временем притупляется и человек  перестает слушать. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой из существующих приемов использовать:             

- обращение  к слушателям с неожиданным  вопросом;              

- прерывание  речи, использование паузы;              

- вопросно-ответный  ход;              

Информация о работе Подготовка и организация выступления перед аудиторией