Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:57, реферат
«Публичное выступление – это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Ни один здравомыслящий человек не начнет строить дом, не имея проекта. Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана или тезисов» - писал Дейл Карнеги. Готовиться к выступлению, - подчеркивает Д.Карнеги - это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке.
1. Введение …………………………………………………………………..3
2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи ……………………………….5
3. Структура публичной речи ………………………………………………11
4. Логические и интонационно-методические закономерности речи ……18
5. Речевой этикет …………………………………………………………….23
6. Имидж оратора……………………………………………………………. 25
7. Поза, жесты, мимика оратора …………………………………………….26
8. Заключение ………………………………………………………………...29
9. Список использованной литературы ……………………………………..31
- конец фразы;
-ее
законченность или
-
к какому типу относится
Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер. Об этом пишет учетный лингвист
А.Б. Шапиро так: "В устной речи мы делаем много пауз, повышения и понижения тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т.п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что для этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков, - наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их требуется для музыкальных текстов".
Таким образом, каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, должен разбираться в том, что происходит с тоном голоса, как он изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении предложений.
Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.
Необходимо
избегать сложных предложений, причастных
и деепричастных оборотов. Излагая сложный
вопрос, нужно постараться передать информацию
по частям.
Пауза – по словам К.С. Станиславского: "Важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей".
Существуют следующие виды пауз: паузы хезитации, т.е. паузы обдумывания, размышления; интонационно-логические и психологические, интонационно-синтаксические, ситуативные и физиологические.
Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза – на месте запятой, а самую длительную требует точка. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Пауза необходима, если следует подчеркнуть какую-либо фразу. Внезапное молчание производит такое же впечатление, как и внезапный звук – оно привлекает внимание. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
В теории публичной речи, кроме интонационно-логической, выделяют еще психологическую паузу. " В то время как логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем самым помогает выяснить их смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и такту. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логическая пауза не подчиняется никаким законам, а ей
подчиняются все без исключения законы речи. Так, всем известно, что союз "и" не допускает после себя никаких остановок, Но психологическая пауза не стесняется нарушить этот закон и вводит незаконную остановку".
Следует,
однако, не забывать, что никакие
навыки и умения сами по себе не принесут
успеха выступающему, если его разговор
с аудиторией не будет проникнут глубокой
идейностью и убежденностью в то, о чем
говорится; если не будет контакта и взаимосвязи
между аудиторией и оратором, если выступающий
не будет следовать общепринятым нормам
поведения .
Речевой этикет
В области ораторского искусства немаловажное значение имеет речевой этикет.
Обращение к аудитории -
Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобное обращение. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как "Как Вам известно", " Уверен, что Вас это не оставит равнодушными" . Это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Другой элемент речевого этикета – комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен
комплимент на фоне анти комплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.
Во время выступления необходимо постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
Элементами речевого этикета являются также представление и прощание.
В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:
- Позвольте представиться!
В этой форме оттенок официальности выражен очень ярко. Возможны и другие формы представления – менее официальные:
- Разрешите представиться!
Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.
Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:
- До свидания!
-
Позвольте (разрешите)
Нужно иметь ввиду, что во многих случаях перед прощанием желательно поблагодарить собравшуюся публику.
Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту. Своим поведением необходимо стремиться к тому, чтобы вызвать положительную реакцию со стороны аудитории.
Очень
важно смотреть прямо в "глаза"
всей аудитории, а не останавливать
взгляд на какой-то ее части. Ни в коем
случае нельзя смотреть поверх голов
или в окно. При демонстрации схем,
рисунков также надо смотреть в аудиторию,
а не на "доску".
Имидж оратора
Власть оратора над аудиторией во многом зависит от производимого им впечатления и его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается на ниточке и вот-вот упадет.
Роль одежды в деловом общении очень значительна, поскольку она несет многомерную информацию о своем обладателе:
- о его финансовых возможностях;
- об эстетическом вкусе;
-
о принадлежности к
- об отношении к окружающим людям.
Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого – «эффект ореола».
Одеваться следует опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе. В зависимости от ситуации, деловой костюм может быть в достаточно свободных комбинациях (например, водолазка вместо сорочки), но увлекаться этим не стоит. Не стоит слепо следовать новинкам моды.
Для деловой женщины нет мелочей. Все – от прически до обуви - тщательно продумано. Есть несложные правила создания имиджа преуспевающей женщины. При подборе одежды важно:
- Умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок.
- Умение ее носить.
-
Умение пользоваться
Поза,
жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы
кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия,
акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому
каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению
высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается
зрительным путем.
Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости,
подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека,
который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время
длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный
момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить
на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность
"отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Не следует
расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой.
Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От
жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать
бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды,
верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот,
который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с
содержанием речи.
В ораторском искусстве используются:
· Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение,
замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо
при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит".
· Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак,
овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).
· Указательные рекомендуется использовать в очень редких
случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
· Изобразительные наглядно представляют предмет,
показывают его (например, винтовую лестницу).
· Символические несут определенную информацию. К этой
группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки),
жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и
здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест
обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения
(пальцы или ладони рук соединяются).
О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с
античных времен, ей посвящались специальные главы.
Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика
Информация о работе Подготовка и организация выступления перед аудиторией