Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:57, реферат
«Публичное выступление – это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Ни один здравомыслящий человек не начнет строить дом, не имея проекта. Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана или тезисов» - писал Дейл Карнеги. Готовиться к выступлению, - подчеркивает Д.Карнеги - это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке.
1. Введение …………………………………………………………………..3
2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи ……………………………….5
3. Структура публичной речи ………………………………………………11
4. Логические и интонационно-методические закономерности речи ……18
5. Речевой этикет …………………………………………………………….23
6. Имидж оратора……………………………………………………………. 25
7. Поза, жесты, мимика оратора …………………………………………….26
8. Заключение ………………………………………………………………...29
9. Список использованной литературы ……………………………………..31
- примеры из
художественной литературы, пословицы,
поговорки, фразеологические
Излагая основную часть очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.
Заключение является важной композиционной частью любого выступления. Народная мудрость утверждает: "Конец венчает дело". В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, которые следуют из главной цели основной идеи выступления или аудитория побуждается к определенным действиям. Некоторые исследователи коммуникаций предлагают заключить обобщением, т.е. можно еще раз подчеркнуть важность проблемы, верность основной идеи, плодотворность использованного метода, при этом используя такие приемы, как: личный опыт, юмор, иллюстрации.
Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению, призывом к действию, поэтической строкой (если это уместно). Это придаст выступлению благородство и индивидуальность. Это следует делать, конечно, кратко и быстро. По мнению А.Ф.Кони- известного судебного деятеля Х1Х века, конец речи должен закруглить ее, т.е. связать с началом. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи.
Публичное выступление будет успешным, если удастся:
- Добиться интереса и внимания;
- Завоевать доверие;
-
Изложить факты, разъяснить
- Привести убедительные
доводы, побуждающие людей действовать
или принимать во внимание полученную
информацию.
Способы словесного оформления публичного выступления
Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления ,-обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи. Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия считают, что речь должна быть предварительно написана. По совету А.Ф. Кони лучше – написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способность к свободной и спокойной речи. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленной в окончательном виде материал. Существует и диаметрально противоположная точка зрения.
Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять. Ее можно показать коллегам, дать на просмотр специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной.
Существует еще один способ оформления публичного выступления – конспект. Он отличается от текста тем, что в нем выступление закреплено не дословно и можно разыгрывать любые словесные вариации. В конспекте, даже кратком, целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты:
- первую фразу или 2-3 фразы;
- концовку (2-3 фразы);
-
наиболее ответственные
- цитаты, цифровые данные, имена собственные и т.п.
Конспектом, как правило, пользуются опытные ораторы. Иногда, выступающие, имеющие значительный практический опыт, пользуются только планом. Его отличие от конспекта в том, что в нем не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания. В этом случае важно, чтобы формулировка пункта плана вызывала у оратора достаточно четкое представление о том, или ином смысловом блоке.
И, конечно, высший класс умений публичного выступления – речь вообще без всякой бумажки.
Итак, существуют следующие формы работы над выступлением:
- Полный текс ( не для чтения, а для пересказа своими словами);
- Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными;
- Неподробный
конспект с обозначением
- План с цитатами и т.п.;
- Речь без бумажки.
Безусловно, у каждого оратора свои методы работы с текстом речи. Главное, не забывать, что овладение материалом выступления – весьма ответственный этап в деятельности оратора. Две тысячи лет назад Гораций писал:
" Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!
Книги философов могут тебя в том достойно наставить,
А выраженья за мыслью придут уже сами собой".
Затем необходимо избрать способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста.
Речь, произнесенная без подготовки, подкупает естественностью, спонтанностью. Ее недостаток в том, что у выступающего нет возможности использовать данные статистики, иллюстрации и т.п.
Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой.
Чтение же заранее написанного текста обеспечивает точность, но при этом у докладчика слабые возможности приспособиться к аудитории и поддерживать с ней зрительный контакт. Воспроизведение написанной речи по памяти редко используется из-за потенциальных неприятностей, которые могут возникнуть, если докладчик забыл какую-то деталь, потерял мысль. Такая речь заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории и импровизацию.
Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Написанный текст речи осмысливается, анализируются проблемы, о которых будет идти речь, выделяются основные смысловые части, текст несколько раз перечитывается, произносится вслух, восстанавливается в памяти план и содержание. Соответствующим образом размещается текст речи: подчеркиваются основные положения речи, пронумеровываются освещаемые вопросы, выделяются фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат и т.п.
Система обозначений и выделений может быть самой разнообразной : прямая, волнистая и пунктирная линии; обведение в квадрат, кружок; римские и арабские цифры; использование карандашей и фломастеров и т.п.
Таким
текстом легко пользоваться во время
выступления. Выступление с опорой
на текст создает впечатление
свободного владения материалом, дает
возможность оратору уверенно общаться
со слушателями.
Логические и интонационно-методические закономерности речи
"В речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столь в том, что вы говорите, сколько и в том, как вы это говорите". Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
При выступлении оратору необходимо знать:
- связь пунктуации с характером произношения речи, так как знаки препинания определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых отрезков, требуют повышения или понижения тона;
-
зависимость интенсивности
используя следующие элементы и особенности речи:
Логическое ударение, в отличии от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Ударение, в данном случае, не буквально. Выделить важное по смыслу слово можно, отделив его от остальных паузой, сменив ритм фразы, изменив тон т.д.
Речь воспринимается трудно, если в ней отсутствуют логические ударения. Но еще труднее понять фразу, в которой подчеркивается чуть ли не каждое слово.
Содержание высказывания и его смысл позволяют выступающему выявить логическое ударение. Кроме того, существуют логические правила устной речи:
- если во фразе имеется противопоставление, то выделяется оба противопоставляемых слова;
-
при сочетании двух
- всегда выделяются однородные члены предложения;
-
прилагательное обычно не
- при сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения;
- частицы "не" и "ни" интонационно не выделяются.
Перегружать речь логическими ударениями не стоит, так как при этом все фразы оказываются важными, внимание слушателя рассеивается и он упускает то, что на самом деле является важным. Необходимо не только правильно расставлять логические ударения, но и снимать лишние, отделять интонационно самое необходимое по смыслу от второстепенного.
Интонация – играет значительную роль в устной речи. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.
Тон звука является важнейшим компонентом речевой интонации. Монотонность – когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи – считается большим недостатком. Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большого напряжения.
Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне, Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.
Задача оратора – определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.
Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем интенсивнее звук. На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться ( ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко и плавно.
Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.
Темп речи имеет большое значение для успеха выступления. Быстрая речь требует усиленного внимания, что вызывает быстрое утомление и желание перестать слушать выступающего. Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными:
- Выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведенное ему время успеть все изложить;
-
Оратор пренебрежительно
-
Иногда быстрая речь бывает
обусловлена робостью
Нежелательна и замедленная речь. Она расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию. Выступающему важно уметь менять темп речи, Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.
Тембр- это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др. Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, своя тембровая окраска. Тембр называют еще "цветом " голоса. Характер тембра очень разнообразен, а восприятие – субъективное. В описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие зрительное восприятие, слуховое, ассоциативное, эмоциональное.
Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение выступающего, его отношение к предмету обсуждения. Интонация выполняет и синтаксические функции, указывая:
Информация о работе Подготовка и организация выступления перед аудиторией