Подготовка и принятие решений в торговых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание

Ни один человек не может не познать на практике процесс принятия решений. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения. Однако для менеджера принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, что хочет добиться успеха в области управления.

Содержание

Введение
*Организационная структура управления
1. Содержание, классификация и методы управленческих решений
1.1. Сущность управленческих решений
1.2. Уровни принятия управленческих решений
1.3. Классификация управленческих решений
1.4. Методы принятия управленческих решений
1.5. Требования и подходы к принятию решений
2. Механизм принятия управленческих решений
2.1. Общее руководство принятия решений
2.2. Правила принятия решений
2.3. Выбор решений
2.4. Процесс принятия управленческих решений
3. Подготовка и принятие решений в торговых предприятиях
3.1. Особенности подготовки решения
3.2. Принятие решений
3.3. Организация выполнения управленческих решений
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

*Организационная структура управления

1. Содержание, классификация и методы управленческих решений

1.1. Сущность управленческих решений

1.2. Уровни принятия управленческих решений

1.3. Классификация управленческих решений

1.4. Методы принятия управленческих решений

1.5. Требования и подходы к принятию решений

2. Механизм принятия управленческих решений

2.1. Общее руководство принятия решений

2.2. Правила принятия решений

2.3. Выбор решений

2.4. Процесс принятия управленческих решений

3. Подготовка и принятие решений в торговых предприятиях

3.1. Особенности подготовки решения

3.2. Принятие решений

3.3. Организация выполнения управленческих решений

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ни один человек не может не познать на практике процесс принятия решений. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения. Однако для менеджера принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, что хочет добиться успеха в области управления.

Одним из показателей  деятельности менеджера является его  способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирование и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей.

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т.п.

Возможно, что последствия решений могут затрагивать интересы не только одного человека или нескольких, но и крупных коллективов, регионов и общества в целом. Поэтому, чтобы избежать моральных и материальных издержек, важно знать теорию и практику принятия решений.

Процессы принятия решений пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем, не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. Существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает раздумья. Эти проблемы имеют исключительный характер и связаны с рассмотрением целого ряда альтернатив. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора.

Существует множество  различных проблем уникального  выбора. Прежде всего, выделим проблемы, в которых может быть найдено рациональное, понятное другим людям изложение причин, приведших к выбору одной из альтернатив.

Проблемы выбора рационального управленческого решения в уникальных ситуациях, характерных для административной деятельности всегда интересовали многих специалистов и исследователей. Список подобных проблем довольно обширен, но все они имеют следующие общие черты:

    • Уникальность, не повторяемость ситуаций выбора;
    • Сложный для оценки характер рассматриваемых альтернатив;
    • Недостаточная определенность последствий принимаемых решений;
    • Наличие совокупности разнородных факторов, которые следует принять во внимание;
    • Наличие лица или группы лиц, ответственных за принятие решений.

Проблемы принятия управленческих решений в хозяйственной деятельности предприятия существовали всегда, но на ряду причин в последние десятилетия важность их значительно возросла. Прежде всего резко возрос динамизм окружающей среды и уменьшился период времени, когда принятые раньше решения остаются правильными. Во-вторых, развитие науки и техники привело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбора. В-третьих, возросла сложность каждого из вариантов принимаемых решений. В-четвертых, увеличилась взаимозависимость различных решений и их последствий. В результате всего этого резко возросли трудности решения проблем. Эти проблемы принятия решений существенно усложнились, и люди, руководители организаций, встречаются с ними все чаще. В будущем можно ожидать еще большего разнообразия трудных и ответственных проблем уникального выбора. Проблемы принятия уникальных решений всегда требовали творческого подхода, озарения, другими словами, рациональный выбор в уникальных ситуациях по своей сути является особым искусством.      

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура управления

 

Организационная структура  управления – это совокупность подразделений  и должностей, связанных отношениями  и подчинением.

Процесс создания организационной структуры включает в себя три основных этапа:

    1. Определение типа организационной структуры.
    2. Выделение структурных подразделений.
    3. Делегирование и передача на нижестоящие уровни, полномочий и ответственностей.

Выделяют типы структур управления:

    1. Иерархический тип, к нему относятся: линейная, линейно - функциональная, штабная, линейно-штабная, дивизионная и др. структуры управления.
    2. Организационный тип – бригадная, крос-функциональная, проектная, матричная (программно – целевая), главное свойство организационного типа: быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям.

Виды структур:

1. Иерархический тип:

      • Линейная структура управления – руководители низших ступеней подчиняются одному руководителю более высокого ранга (см. приложение № 1).

2. Организационный тип:

      • Матричная структура – основана на программно-целевом принципе выполнения работы (см. приложение № 2).

 

 

 

 

  1. Содержание, классификация и методы  управленческих решений

 

    1. Сущность управленческих решений

 

Принятие решений –  это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

Управленческое решение – это  результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формальный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относиться к подразделению или к организации в целом.

Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный (см. приложение № 3).

Принятие решений в  организации характеризуется как:

    • осознанная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
    • поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
    • процесс взаимодействия членов организации;
    • выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
    • часть общего процесса управления;
    • неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
    • важно для выполнения всех других функций управления.

То, как правильно принимать  решения, изучают и описывают  наукой, и может быть познано из книг. Принятие правильных решений – это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания и умения составляют компетентность любого руководителя и, в зависимости, говоря, об эффективности работы менеджера.

В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях, можно выделить четыре модели принятия решений (см. приложение № 4).

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для  организации. Для такого подхода  требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и углубленный анализ. Оценочные критерии определяются в начале процесса.

Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании должен быть рациональным, зависит от возможностей познания, привычек и предупреждений. В зависимости от преобладания первого и второго модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность; организационно ограниченная рациональность. При этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, в начале процесса в известных для менеджера или организации областях. Анализ данных упрощается, сдвигается с долгосрочных на краткосрочные ориентиры. Обмен информацией точен и отражает индивидуальные предупреждения, основанные на целях отдельных подразделений.

Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации  максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются на раннем этапе процесса, происходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадичный характер. Оценочные критерии выступают, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Уровни принятия управленческих решений

 

Как уже выше сказано, кроме индивидуального и организационного, существует еще четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Выбор каждого из них определяется конкретными требованиями к работе и задачами, предъявляемыми к способностям менеджера.

 

1.2.1. Рутинный

 

Решения, принимаемые на этом уровне, представляют собой обычные рутинные решения. Как правило, у менеджера  имеется определенная программа, как  распознать ситуацию, какие решения  принять. В этом случае менеджер ведет себя как компьютер. Функция его заключается в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуацию, а после этого взять на себя ответственность за начало определенных действий. Путеводитель должен обладать чутьем, верно, трактовать имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действовать логично, принимать верные решения, проявлять решительность. Этот уровень не требует творческого подхода, так как все действия и процедуры заранее предписаны. Ключевыми навыками этого уровня являются: неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, соотношение контроля и мотивации.

 

      1. Селективный

 

Этот уровень уже требует  инициативы и свободы действия, но лишь в определенных границах. Перед менеджером стоит целый круг возможных решений, и его задача заключается в том, чтобы оценить достоинства таких решений и выбрать из нескольких хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Успех и результативность зависят от способности менеджера выбрать направление действий. Ключевыми навыками этого являются: установление целей, планирование, соотношение анализа и развитие, анализ информации.

 

      1. Адаптационный

 

Менеджер должен выработать решение, которое может быть абсолютно новым. Перед руководителем – некий набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Только личная инициатива и способность совершить прорыв в неизвестное могут определить успех деятельности менеджера. Ключевыми навыками этого уровня являются: идентификация проблем, систематизированное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска.

 

      1. Инновационный

 

На этом уровне решаются наиболее сложные проблемы. Со стороны  менеджера требуется абсолютно  новый подход. Это может быть поиск решения проблем, которые ранее плохо поняли или для решения которых требуются новые представления и методы. Путеводитель должен уметь находить способы понимания совершенно неожиданных и не предсказуемых проблем, развивать в себе умение и способность мыслить по-новому. Наиболее современные и трудные проблемы могут потребовать для своего решения создание новой отрасли науки или технологии. Ключевыми навыками этого являются: творческое управление, стратегическое планирование, системное развитие.

Информация о работе Подготовка и принятие решений в торговых предприятиях