Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа
Ни один человек не может не познать на практике процесс принятия решений. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения. Однако для менеджера принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, что хочет добиться успеха в области управления.
Введение
*Организационная структура управления
1. Содержание, классификация и методы управленческих решений
1.1. Сущность управленческих решений
1.2. Уровни принятия управленческих решений
1.3. Классификация управленческих решений
1.4. Методы принятия управленческих решений
1.5. Требования и подходы к принятию решений
2. Механизм принятия управленческих решений
2.1. Общее руководство принятия решений
2.2. Правила принятия решений
2.3. Выбор решений
2.4. Процесс принятия управленческих решений
3. Подготовка и принятие решений в торговых предприятиях
3.1. Особенности подготовки решения
3.2. Принятие решений
3.3. Организация выполнения управленческих решений
Заключение
Список литературы
Приложения
Каждый из рассмотренных нами уровней принятия решений предъявляет свои требования к управленческой квалификации.
В процессе управления организации принимается ограниченное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1:
Классификация управленческих решений
Классификационный признак |
Группы управленческих решений |
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные Нетипичные |
Значимость цели |
Стратегические Тактические |
Сфера воздействия |
Глобальные Локальные |
Длительность реализации |
Долгосрочные Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решения |
Корректируемые Некорректируемые |
Метод разработки решения |
Формализованные Неформализованные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные Многокритериальные |
Форма принятия |
Единоличные Коллегиальные |
Способ фиксации решения |
Документированные Недокументированные |
Характер использованной информации |
Детерминированные Вероятностные |
Рассмотрим ее более подробно.
Все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречающиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
Принятие решения может
Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение может считаться локальным. Решение, одно, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
Реализация решения может
Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддаются корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т.е. являются корректируемыми. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
Некоторые решения, как правило, типичные,
повторяющиеся, могут быть с успехом
формализованы, т.е. приниматься по
заранее определенному
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.
Если выбор лучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.
Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек, и его решения будут соответственно единоличными. Однако в современной практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации, углубление специализации управления приводит к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений.
По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде документа -приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные).
В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определенности) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределенности). Эти условия играют чрезвычайно важную роль при принятии решения.
Методы принятия управленческих решений - конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:
- декомпозиция-представление
сложной проблемы как совокупно
- диагностика-поиск в
проблеме наиболее важных
Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.
1.4.1. Методы
принятия управленческих
математического моделирования
Экспертные методы принятия управленческих решений. Эксперт – это человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.
Экспертиза – проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для изготовки принятия решения. Она позволяет снизить риск принятия ошибочного решения. Типичные проблемы, требующие проведения экспертизы: определение целей, стоящих перед объектом управления (поиск новых рынков сбыта, изменение структуры управления); прогнозирование; разработка сценариев; принятие коллективных решений и т.д.
Специалисты выделяют следующие этапы экспертизы:
При проведении экспертиз используются экспертные оценки, которые бывают нескольких видов. Дадим краткую характеристику каждому виду экспертных оценок.
Количественное выражение предпочтения (оценка) – сравнение значений разных оценок по принципу: на сколько или на несколько раз одна оценка больше другой.
Используются следующие шкалы: отношений (например, при сравнении соотношения марок автомобилей с ценой); интервалов (например, температура по разным температурным шкалам); разностей (например, летоисчисление); абсолютная (например, количество студентов в аудитории). Количественные оценки соответствуют объективным измерениям объективных показателей.
Балльные оценки характеризуют субъективные мнения. Значения балльной шкалы – ограниченный ряд равноудаленных друг от друга чисел. Балльные оценки бывают двух видов. Оценки первого вида производятся по объективному критерию. К ним относятся оценки в спортивном судействе – это оценки, производимые в случаях, если общепринятые критерии оценок отсутствуют. В таком случае говорят о порядковой шкале. Оценки, произведенные по ранговой шкале, сравнивают только по отношению «больше – меньше». Ранговой шкалой пользуются в кулинарии.
Ранжирование – упорядочивание объектов в соответствии с убыванием их предпочтительности. При этом допускается указание равноценности некоторых объектов (например, шоколад предпочтительнее мороженного).
Вербально-числовые шкалы – используются для получения и обработки количественными методами качественной экспертной информации.
Метод «Дельфа» – свое название получил по названию греческого города Дельфы, жрецы которого славились умением предсказывать будущее. Метод характеризуется тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных опросников или другими способами индивидуального опроса. Регулируемая обратная связь осуществляется за счет проведения нескольких туров опроса. Результаты каждого тура обрабатываются с помощью статистических методов и сообщаются экспертам. Результатом обработки индивидуальных оценок являются групповые оценки. В основу метода положены следующие предпосылки:
Не экспертные методы
принятия управленческих решений. Метод
неспециалиста – метод, при котором
вопрос решается лицами, которые никогда
не занимались данной проблемой, появляются
специалистами в смежных
Линейное программирование – метод, при котором решаются оптимизационные задачи, в которых целевая функция и функциональные ограничения являются функциями относительно переменных, и принимающих любые значения из некоторого множества значений.
Имитационное моделирование – способ формирования решения, при котором лицо, принимающее решение, приходит к разумному компромиссу в значениях различных критериев.
Метод теории вероятности – не экспертный метод.
Метод теории игр – задачи решаются в условиях колкой неопределенности. Следствием такой неопределенности является то, что успех операции зависит не только от решений принимающих их людей, но и от решений или действий других людей.
Метод аналогии – поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.
1.4.2. Методы принятия управленческих решений
на основе творческого мышления
Ключом к успешному творческому мышлению является разумное и целенаправленное разделение процессов производства идей и их оценки.
Одним из наиболее распространенных методов творческого мышления менеджера является метод «Брейисторминга», или «Мозговая атака» («Мозговой штурм»). В отличие от методов, имеющих целью поиск единственно правильного решения проблемы, смысл метода «Мозговой атаки» заключается в предложении сотрудниками максимального количества идей без оценки или выбора.
Информация о работе Подготовка и принятие решений в торговых предприятиях