Подготовка и принятие решений в торговых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание

Ни один человек не может не познать на практике процесс принятия решений. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения. Однако для менеджера принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, что хочет добиться успеха в области управления.

Содержание

Введение
*Организационная структура управления
1. Содержание, классификация и методы управленческих решений
1.1. Сущность управленческих решений
1.2. Уровни принятия управленческих решений
1.3. Классификация управленческих решений
1.4. Методы принятия управленческих решений
1.5. Требования и подходы к принятию решений
2. Механизм принятия управленческих решений
2.1. Общее руководство принятия решений
2.2. Правила принятия решений
2.3. Выбор решений
2.4. Процесс принятия управленческих решений
3. Подготовка и принятие решений в торговых предприятиях
3.1. Особенности подготовки решения
3.2. Принятие решений
3.3. Организация выполнения управленческих решений
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

Автором этого метода является А. Осборн, который изобрел «Мозговую атаку» в 1950-х годах XIX века.

Менеджер должен воспользоваться  «Мозговой атакой»:

    • для поиска новаторского решения;
    • в начале собрания, чтобы «растопить лед» между участниками;
    • для укрепления коллектива.

Достоинством этого  метода является то, что ему чужды  предвзятость, рутина, стереотипы в  мышлении, боязнь критики и скептического  отношения со стороны руководства.

Главная цель – разработка максимального  количества вариантов решения задач.

Основным недостатком  метода является тот факт, что приходится оценивать все идеи, а ведь многие из них довольно глупы или совершенно не относятся к рассматриваемому вопросу, и их приходится отбрасывать.

Достаточно широко используется в  менеджменте метод «Синектика». При этом методе, схожем с предыдущим, проблема рассматривается группой  примерно из 9 человек. «Клиент», он же менеджер-инструктор, выдвигает проблему, объясняет ее, а «ученики» предлагают вариант ее решения. После «Клиент» его анализирует и говорит, что ему в нем нравится, а что нет. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдено возможное решение. Периоды времени, в течение которых проводится этот метод, называется «сессии».

Еще один метод творческого  мышления менеджера при принятии решений «Разложение на части». При  этом методе составляется перечень основных характеристик идеи или предмета и рассматривается каждая из них  с целью усовершенствования. Этот метод применяется в отношении материальных объектов.

Широко распространенным методом творческого мышления является метод, получивший название «Принудительные  взаимосвязи». При этом методе берутся объекты или идеи и задаются вопросы. Этот метод используется, например, при разработке новых моделей мебели.

Очень известным и  широко используемым является сегодня  метод «Морфологический анализ». При  этом методе все переменные заносят  в матрицу и пытаются комбинировать  их по-новому. Например, если нужна новая  форма транспорта, можно составить список переменных. Достоинством данного метода является то, что можно целенаправленно формировать как объекты воздействия, так и способы воздействия, а затем систематически исследовать различные варианты.

Еще одним методом, используемым в менеджменте, является «Латеральное мышление и РО». Распространенным методом, используемым в менеджменте, является метод «Опросных листов». Такие листы могут служить в качестве указателей идей. Они могут касаться конкретной области деятельности предприятия или быть общими, например: по маркетингу, дизайну, финансам и т.п. Менеджер должен знать, что опросные листы следует применять с осторожностью, так как они могут подавить творческие способности, ограничивая области опроса.

Метод «Дневных чред». Если интенсивная длительная работа по какой-либо проблеме не дает новаторского решения, то в такой ситуации полное расслабление и мечтания могут привести к творческому дарению.

Метод «Группового гения» позволяет собрать в одной  группе несколько лиц, которые обычно пользуются разными типами творческого мышления, образуя группу, способную сочетать разные методы.

При проведении всех вышеперечисленных методов следует соблюдать следующие четыре правила:

  1. Воздерживаться от преждевременных суждений – исключить преждевременную критику какой-либо идеи.
  2. Быть расторопными.
  3. Стараться увеличить количество идей.
  4. Комбинировать и усовершенствовать идеи, высказанные другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Требования и подходы к принятию решений

 

Существует ряд общих  требований, которые должны соответствовать решению, принимаемому в процессе управления.

Важнейшие требования к  решению:

 

1.5.1. Научная обоснованность, компетентность

 

Для смягчения негативных последствий принимаемых решений  необходимо, чтобы они принимались  на основе достоверной, хорошо изученной информации об управляемом объекте и окружающей его среде. Соблюдение отмеченных требований повышает научную обоснованность решений, снижает вероятность их ошибочности. Тщательность обоснования решения – это залог его оптимальности.

 

1.5.2. Полномочность

 

Управленческое решение  должно быть полномочным. Это означает, что оно должно приниматься органом  или лицом, имеющим право принимать  именно это решение, а не другое. Полномочность выполнения функции  принятия решения является необходимым  условием обеспечения директивности принятого решения и определяется правами для его принятия и ответственностью за его последствия.

 

1.5.3. Директивность

 

Директивность решения  означает обязательность его исполнения. Она обеспечивается полномочностью руководителя.

 

 

1.5.4. Непротиворечивость

 

Непротиворечивость - его согласованность с ранее принятыми решениями. Принимая решение, важно учитывать, что оно будет осуществляться не изолированно, и должно развивать и дополнять ранее принятые решения. Непоследовательность в принятии решений, их взаимоисключаемость резко снижают эффективность управления.

 

1.5.5. Своевременность (оперативность)

 

Означает, что с момента  возникновения проблемной ситуации до принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых явлений, делающих это решение не нужным. Не своевременно принятое решение часто бывает недостаточно эффективным, но и вредным.

 

1.5.6. Точность, ясность, лаконичность формулировки решения

 

Управленческое решение  должно быть точным и ясным, что исключает разночтения. Простота и лаконичность, строгость формы помогают лучше усвоить требования управленческого решения исполнителями, что является залогом его успешной реализации.

 

1.5.7. Экономичность, эффективность и оптимальность

 

Требование эффективности состоит в том, чтобы обеспечить достижение намеченных в решении целей. Одно важно, чтобы цели были  достигнуты при оптимальных затратах ресурсов (трудовых, материальных и финансовых). В этом суть экономичности решений. Если правильно соблюдена прямая зависимость между целями, средствами и ресурсами, то принятое решение будет оптимальным.

 

1.5.8. Комплектность

 

Означает необходимость  учета всех благоприятных и неблагоприятных  факторов, относящихся к решаемой проблеме, а так же рационального  использования логического мышления и интуиции принимающего решение лица, математических методов и вычислительной техники при формировании и выборе решения. На практике указанные требования могут быть обеспечены, если выполняются принципы обоснования решений.

Существуют разные подходы и особенности управленческих решений, среди них научные, социально-политические, организационно-технологические, социально-психологические.

Научный подход к принятию решения предполагает, во-первых, наличие  соответствующей теории, во-вторых, совокупность практических рекомендаций, вытекающих из теории  и опыта ее применения, в-третьих, комплексное использование всех средств для принятия решения (логического мышления и интуиции человека, математических методов и вычислительной техники), в-четвертых, обучение теории и практике принятия решений. Применение научного подхода позволяет руководителю более объективно оценивать проблемную ситуацию, учитывать имеющиеся ограничения и ресурсы, формулировать и анализировать варианты решений, выбирать из них оптимальное решение и предвидеть его возможные последствия.

В научном подходе  важнейшую роль играет теория принятия решений, знание которой – это  профессиональная компетентность каждого  руководителя. Она содержит систему  основных идей, описывает закономерности процесса принятия решения, определяет методы и технологию принятия решений, формирует важнейшие практические рекомендации.

В теории принятия решений  можно выделить следующие основные направления исследований:

  • социально-политическое направление предполагает исследования социальной сущности решений, определяемые типом общественно-экономической системы, ролью и функциями государства в управлении объектами экономики.
  • организационно-технологическое направление - исследование методов и технологии подготовки принятия решений.
  • психологическое направление - исследование мыслительной деятельности человека, роль мотивов его поведения, эмоции и воля в процессе принятия и реализации решения.

В концепции принятия решений ведущая роль отводится  субъекту управления - руководителю. Принятие решений – это не только наука, но и искусство. Если научный подход базируется на закономерностях развития природы и общества, то искусство в принятии решений связано со способностью руководителя анализировать, обобщать информацию и вырабатывать оригинальные решения.

Социально-политические особенности управленческих решений  заключаются в их организующем воздействии  на трудовые коллективы, отдельные  регионы и общество в целом. В  то же время управленческие решения  выражают потребности и интересы, как отдельной личности, так и определенных групп людей. Закономерности экономического и социально-политического развития общества в интересах и мотивах поведения людей, а, следовательно, и в принимаемых ими решениях.

Это вызывает необходимость при решении производственно-технических проблем учитывать различные социально-политические факторы, например, настроение людей, уровень стабильности общества, межнациональные отношения.

Организационно-технологические  особенности управленческих решений представляют собой последовательности принятия решений и определяются средствами, методами их обоснования. Именно в организации и технологии решений находят свое воплощение достижения нации и технологии управления.

Социально-психологические  особенности управленческих решений не исключают интуицию, выявление и анализ проблем, определение целей их решения, формирование и оценку альтернативных вариантов решений. Выполнить их могут только руководитель и специалист, которые обладают необходимыми знаниями и опытом. На эти процедуры влияют психологические особенности человека: темперамент, особенности познавательных и психических процессов, характер и т.п.

Следовательно, качество и эффективность решений на ряду с организационно-техническими аспектами  тесно связаны с психологическими аспектами. Исследование психологических особенностей человека и его возможностей в принятии и реализации решений представляют большой интерес с точки зрения и психологии управления и получения информации о групповом и индивидуальном поведении людей в организациях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизм принятия управленческих решений

 

    1. Общее руководство принятия решения

 

    • Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях).
    • Матричный тип взаимодействия.

Фирма может использовать как простой, так и сложный механизм в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможностей их реализовать.

Общее руководство принятием  решений предлагает, что процесс  принятия решений находится в  руках линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не вышестоящим, минуя своего непосредственного руководителя. Такой механизм характерен для американского менеджера.

В американских фирмах линейные руководители несут персональную ответственность  за свою работу. Права собственности  должны быть равны. Руководители функциональных подразделений оказывают помощь линейным руководителям в качестве экспертов, но не наделяются правами и ответственностью, которые имеет линейный руководитель. Общий руководитель до принятия решения обычно принимает предложения и выслушивает мнения не только подчиненных, но и отдельных работников.

 

 

 

 

 

 

    1. Правила принятия решений

 

Правила принятия решений, или нормативы обычно, разрабатываются  и издаются самими фирмами. В них  формируются действия, необходимые  для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на оперативные, стратегические, организационные.

 

      1. Оперативные правила

 

Они обычно формулируются  в среднем управленческом звене  в виде различных инструкций.

 

      1. Стратегические правила

 

Или по-другому их называют деловая политика. Включают такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организации сбыта сети, способы установления цен, условий гарантий при продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно формируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.

Информация о работе Подготовка и принятие решений в торговых предприятиях