Подходы к управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание

Объект исследования - становление и развитие различных подходов управления.
Предмет исследования - понятия и эволюция теорий процессного, системного и ситуационного подходов к управлению.
Метод исследования - изучение трудов отечественных и зарубежных
ученых, исторических источников, а также публицистических материалов.
Источники информации - учебная литература, материалы периодической печати, ресурсы Internet.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Основные подходы к управлению 7
1.1 Подход с позиции выделения различных школ управления 7
1.1.1 Школа научного управления (классическая школа) 7
1.1.2 Школа административного управления 9
1.1.3 Школа человеческих отношений 10
1.1.4 Школа количественных методов 12
1.2 Процессный подход 13
1.2.1Функции процесса управления 14
1.2.2 Связующие процессы 17
1.3 Системный подход 19
1.3.1 История развития системного подхода 19
1.3.2 Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 22
1.3.3 Системные концепции 25
1.3.4 Элементы системного подхода 27
1.4 Ситуационный подход 33
2 Примеры эффективного использования подходов к управлению 37
2.1 Применение системного подхода на основе опыта Сбербанка 37
2.2 Применение ситуационного подхода в компании «Брок-Инвест-
Сервис» 41
3 Основные направления по совершенствованию управления 47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 133.20 Кб (Скачать документ)
 

                                       СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             4

1    Основные   подходы к управлению                                                                 7

1.1 Подход с  позиции выделения различных  школ управления                        7   

1.1.1 Школа научного управления (классическая школа)                                   7

1.1.2 Школа административного  управления                                                       9

1.1.3 Школа человеческих  отношений                                                                10

1.1.4 Школа количественных  методов                                                               12

1.2 Процессный  подход                                                                                         13

1.2.1Функции процесса управления                                                                  14

1.2.2 Связующие  процессы                                                                                 17

1.3 Системный подход                                                                                          19 

1.3.1 История развития  системного подхода                                                      19

1.3.2 Понятие системного подхода, его основные черты и принципы          22

1.3.3 Системные концепции                                                                                25

1.3.4 Элементы системного подхода                                                                 27

1.4 Ситуационный подход                                                                                    33

2    Примеры эффективного использования подходов к управлению           37 

2.1 Применение  системного подхода на основе  опыта Сбербанка                  37

2.2 Применение  ситуационного подхода в компании «Брок-Инвест-

      Сервис»                                                                                                           41

3   Основные направления по совершенствованию управления                     47

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                            48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            50

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                    51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

          Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов управления. Менеджмент — это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности. Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие в достижении ими поставленных целей наиболее эффективными способами при ограниченных факторах производства. 

          Менеджеры — это миллионы людей  в мире, которые в той или  иной степени руководят в различных  организациях другими людьми. 

          Эта работа содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Существуют  подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в  понимание управления.

          К настоящему времени известны четыре важнейших подхода к выделе     нию научных направлений, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: 
         1) подход с позиций выделения четырех различных школ. Здесь выделяют школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, науки управления количественных методов; 
          2) процессный подход;

         3) системный подход;  
         4) ситуационный подход.

         Приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей          организации. Однако практика управления показала, что приемы, которые           оказались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. В то же время изучение эволюции управленческой мысли полезно тем, что позволяет увидеть и понять логику познания                       управленческих отношений. 
        Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области. Радикальная перестройка управления национальной экономикой резко обострила ряд экономических, социальных, правовых, политических и иных проблем. Современная экономика характеризуется непрерывными изменениями организационных структур, обновлением технологий, стиля и методов руководства. Успех реформы управления экономикой во многом зависит от людей, от принципиальной позиции и конкретных действий руководителей различных уровней.

         В связи с этим, особую актуальность  представляет изучение различных  подходов к управлению, т. к.  позволяет руководителю выбирать из управленческого арсенала те приемы, которые соответствуют сложившимся состояниям. Используя различные подходы, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению организационных целей в конкретной ситуации. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.      

 Цель  работы – изучение процессного, системного и ситуационного подходов к управлению, а также школ человеческих отношений, административного, количественного и научного управления. 
В связи с этой целью были поставлены и решены следующие задачи: 
Изучить историческое развитие и сущность теорий процессного, системного и ситуационного подходов к управлению и различных школ управления. 
Изучить возможности их применения в современных условиях. 

          Объект исследования - становление и развитие различных подходов управления. 

         Предмет исследования - понятия и эволюция теорий процессного, системного и ситуационного подходов к управлению. 

          Метод исследования - изучение трудов отечественных и зарубежных

ученых, исторических источников, а также публицистических материалов. 

          Источники информации - учебная литература, материалы периодической печати, ресурсы  Internet. 
 
 
 
 
 
 

          1 Основные   подходы к управлению 

    1. Подход  с позиции выделения различных  школ управления
 

          1.1.1 Школа научного управления (классическая школа) 

          Возникновение  школы связано с именем Ф.Тейлора (1856 - 1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. В своих работах «Управление циклом» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф.Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он  разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки кадров и стимулирования труда рабочих. Он предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений и многое другое.

         Учение Тейлора нашло дальнейшее развитие в трудах Г.Л.Ганнта, супругов Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсона, Г.Форда и др., разработавших свои оригинальные концепции менеджмента.

          Г.Ганнт (1861 - 1919), рассматривал производство как замкнутый цикл. Он считал, что усовершенствовать механизм функционирования предприятий можно путем обновления системы формирования задач и распределения поощрений и премий. Г. Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Изобретенная им система заработной платы находит свое проявление в нынешней повременной и сдельной формах оплаты труда.

           Супруги Ф. и Л. Гилберт провели исследования в области трудовых отношений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места. Ф. Гилберт первым применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движений работников, что позволило ему разработать так называемые самокарты. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой.

          Т. Эмерсон (1853-1931),в 1900 году издал книгу «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. «Двенадцать принципов производительности труда», главный его труд. В этой книге сформулированы двенадцать правил управления, обеспечивающих рост производительности труда. Они актуальны и сегодня.

          Генри Форд (1863-1947) основатель американского автомобилестроения, разработал теорию, получившую название «фордизм». Суть ее в том, чтобы высоко оплачивать труд каждого рабочего, обеспечивать хорошее состояние техники, приучать людей уважать окружающих и себя, широко использовать научные знания в организации производства и управления.

 Классическая  школа один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. В основе учения этой школы лежат следующие принципы: использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задач; отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение; обеспечение работников необходимыми ресурсами; систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда; выделение планирования в функцию управления; становление менеджмента как самостоятельной науки; формирование функций менеджмента. 

          1.1.2 Школа административного управления  

         Основоположники административной школы занималась изучением роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определилась суть работы управляющего, легко можно выявить наиболее эффективные методы руководства. Одним из родоначальников этой идеи был А.Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор применяем в управлении организацией: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.  Американцы называют француза А.Файоля- отцом менеджмента. Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

Информация о работе Подходы к управлению