Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:05, курсовая работа
Объект исследования - становление и развитие различных подходов управления.
Предмет исследования - понятия и эволюция теорий процессного, системного и ситуационного подходов к управлению.
Метод исследования - изучение трудов отечественных и зарубежных
ученых, исторических источников, а также публицистических материалов.
Источники информации - учебная литература, материалы периодической печати, ресурсы Internet.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Основные подходы к управлению 7
1.1 Подход с позиции выделения различных школ управления 7
1.1.1 Школа научного управления (классическая школа) 7
1.1.2 Школа административного управления 9
1.1.3 Школа человеческих отношений 10
1.1.4 Школа количественных методов 12
1.2 Процессный подход 13
1.2.1Функции процесса управления 14
1.2.2 Связующие процессы 17
1.3 Системный подход 19
1.3.1 История развития системного подхода 19
1.3.2 Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 22
1.3.3 Системные концепции 25
1.3.4 Элементы системного подхода 27
1.4 Ситуационный подход 33
2 Примеры эффективного использования подходов к управлению 37
2.1 Применение системного подхода на основе опыта Сбербанка 37
2.2 Применение ситуационного подхода в компании «Брок-Инвест-
Сервис» 41
3 Основные направления по совершенствованию управления 47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
а) принятие решений. Управленческая работа — это, в основном, работа интеллектуальная. Она напоминает попытку сложить сложный мозаичный узор из отдельных кусочков после того, как кто-то свалил в эту же коробку кусочки мозаики, принадлежащие еще пяти различным сюжетам. Чтобы дополнить сравнение с мозаикой, следует сказать, что руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действия для того, чтобы найти правильное действие — для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это решение. Следовательно, принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.
Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.
б) коммуникация-это способность передавать абстрактные идеи, является одной из важных отличительных особенностей человечества, процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми — будь это друзья, члены семьи или коллеги — в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.
Очевидно,
что если коммуникации между людьми
не будут эффективными, люди не смогут
договориться об общей цели. Информация
в процессе коммуникации передается не
только для того, чтобы могли приниматься
здравые решения, но также и для того, чтобы
они могли выполняться. Планы, например,
нельзя выполнить, если они не будут переданы
тем людям, которые должны их выполнять.
Когда руководство может донести обоснование
своих решений до подчиненных, это значительно
повышает шансы их успешного выполнения.
Если работники не понимают, какое вознаграждение
может предложить им организация за работу,
они не могут хорошо работать на нее. Руководители
нуждаются в информации , чтобы правильно
оценить, были ли достигнуты цели организации.
Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов.
Применение теории систем к управлению
облегчило для руководителей задачу увидеть
организацию в единстве составляющих
ее частей, которые неразрывно переплетаются
с внешним миром. Эта теория также помогла
интегрировать вклады всех школ, которые
в разное время доминировали в теории
и практике управления.
1.3.1 История развития системного подхода
Основоположником системного подхода в управлении можно считать биолога Людвига фон Берталанфи, который начале 20-х годов 20 века начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 – "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку и системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека.
Американский исследователь Ч. Барнард (1887—1961) один из представителей системного подхода, впервые рассмотрел предприятие как социальную систему. Свои идеи он изложил в книгах «Функции администратора» (1938), «Организация и управление» (1948) и др. Любая организация, по мысли Барнарда, иерархична (это ее главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти. Организации могут быть формальными и неформальными. Каждая формальная организация включает в себя: а) систему функционирования; б) систему стимулов, побуждающих людей к вкладу в групповые действия; в) систему власти (авторитета), которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администрации; г) систему логического принятия решений. Руководитель формальной организации должен обеспечивать деятельность ее важнейших звеньев, принимать на себя всю ответственность за действия подчиненных, поддерживать внутренние коммуникации, формулировать цели, находить равновесие между противоборствующими силами и событиями, вкладом людей и удовлетворением их потребностей. Люди будут эффективно сотрудничать с организацией, если им будет от этого выгода. Поэтому первая обязанность руководителя — управлять стимулами к деятельности, ибо приказы воспринимаются только в определенных границах.
П. Друкер- еще один представитель системного подхода , который внес значительный вклад в создание целостной концепции управления и определение роли профессионального менеджера в организации. В книге « Практика управления» Друкер отмечал исключительную роль менеджмента и управленческой элиты, считая их основой предпринимательства и человеческого общества. Он определял менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной стороне деятельности руководителя, который, создает из имеющихся ресурсов подлинное целое, производственное единство .Задача менеджера, по мнению Друкера, состоит и в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения. Но он не может быть «универсальным гением», а должен побуждать, направлять, организовывать людей на выполнение работы. К общим функциям менеджеров на предприятии, во многом определяемым его особенностями, Друкер отнес:
1) организацию, классификацию, распределение работы; создание необходимой оргструктуры, подбор кадров;
2) определение целей, решение, что необходимо сделать для их достижения, обеспечение их реализации путем постановки перед людьми конкретных задач;
3) обеспечение побудительных мотивов, создание коллектива из лиц, ответственных за различную работу, достижение необходимой согласованности их работы;
4) анализ деятельности организации, нормирование, оценку всех работников;
5) обеспечение найма людей.
Едва ли не важнейшей из многочисленных идей Друкера была концепция, изложенная в 1954 году в книге «Практика управления», в соответствии с которой его основу составляют цели организации. Лишь после их постановки, по его мнению, можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления.
Американский исследователь Д. Форрестер разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия. В ней присутствовали шесть взаимосвязанных потоков: сырье, заказы, денежные средства, оборудование, рабочая сила, информация. Сложность управления этой системой, по мнению Форрестера, состоит в том, что под влиянием различных факторов будущий результат может не соответствовать ожидаемому., которая обеспечит хорошие результаты в ближайшем будущем в ущерб перспективе.
Т. Парсонс, определил в 1956 году организацию, как комплексную социальную систему , которая сфокусирована на достижении целей и содействует, в свою очередь, осуществлению целей более крупных организаций. Он утверждал, что социальные системы распространяются на четырех уровнях общества: первичном, психологическом, где элементы непосредственно взаимодействуют; управленческом, регулирующем процесс взаимодействия первого уровня; институциональном (совет директоров), где решаются вопросы общего порядка; социальном, в политических сферах.
В рамках системного подхода возникли многочисленные количественные теории управления. Толчком этому послужило появление и широкое распространение кибернетики, общей теории систем, исследования операций и других математических методов. В результате облегчается долгосрочное прогнозирование, планирование, программирование, принятие решений в условиях избытка информации, когда ее учет, оценка и систематизация обычными методами невозможны.
В 1980-е гг. одной из наиболее популярных
теорий в его рамках стала концепция «7-S»,
разработанная Э. Атосом, Р. Паскалем, Т.
Питерсом и Р. Уотерменом, «7-S» — это семь
взаимосвязанных переменных, названия
которых в английском языке начинаются
с буквы S: «стратегия», «структура», «система
управления», «персонал», «квалификация
сотрудников», «организационные ценности»,
«стиль». Изменения в одной переменной
через систему связей оказывают влияние
на состояние остальных, поэтому поддержание
баланса и гармонии между ними составляет
главную задачу менеджмента.
1.3.2 Понятие системного подхода, его основные
черты и принципы
В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. По мнению проф. Д.Д. Вачугова: «В понятие «система», применительно к управлению в промышленном производстве, входит управление комплексом взаимосвязанных частей предприятия всеми его элементами.»2 М.П. Переверзева определяет «систему» так: «Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций .»3 Мнение В. А. Розановой сводится к тому, что «система (system) — единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого.»4
Определим черты системного подхода:
1) форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам;
2) иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета – «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы – «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами – «нижестоящий» уровень;
3) требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
Понятие системного подхода М. Мескон определяет так: «Системный подход—это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению».5 По мнению В. А. Розановой: « Главным методологическим подходом к управлению является системный подход с его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.»6
Далее рассмотрим основные принципы системного подхода:
1) целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. 2) иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
3) структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
4) множественность, позволяющая использовать множество экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
1.3.3 Системные концепции
Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. .
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.