Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:05, курсовая работа
Объект исследования - становление и развитие различных подходов управления.
Предмет исследования - понятия и эволюция теорий процессного, системного и ситуационного подходов к управлению.
Метод исследования - изучение трудов отечественных и зарубежных
ученых, исторических источников, а также публицистических материалов.
Источники информации - учебная литература, материалы периодической печати, ресурсы Internet.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Основные подходы к управлению 7
1.1 Подход с позиции выделения различных школ управления 7
1.1.1 Школа научного управления (классическая школа) 7
1.1.2 Школа административного управления 9
1.1.3 Школа человеческих отношений 10
1.1.4 Школа количественных методов 12
1.2 Процессный подход 13
1.2.1Функции процесса управления 14
1.2.2 Связующие процессы 17
1.3 Системный подход 19
1.3.1 История развития системного подхода 19
1.3.2 Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 22
1.3.3 Системные концепции 25
1.3.4 Элементы системного подхода 27
1.4 Ситуационный подход 33
2 Примеры эффективного использования подходов к управлению 37
2.1 Применение системного подхода на основе опыта Сбербанка 37
2.2 Применение ситуационного подхода в компании «Брок-Инвест-
Сервис» 41
3 Основные направления по совершенствованию управления 47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Из других представителей административной школы можно выделить М.Блюмфилда, разработавшего концепцию менеджмента персонала, или управления рабочей силой (1917), и М.Вебера, предложившего концепцию рациональной бюрократии (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия - это порядок, который устанавливается правилами и является самой эффективной формой человеческой организации.
Таким образом, классическая школа сформулировала
принципы управления организацией. Признавая
значение человеческого фактора, классическая
школа, тем не менее, не ставила своей целью
решение задачи эффективной мотивации
труда. Этот пробел в определенной мере
был учтен последователями школы человеческих
отношений.
1.1.3 Школа человеческих отношений
В основу школы человеческих отношений положены достижения психологии и социологии. В науке управления произошло перемещение усилий: от выполнения технических задач к отношениям между людьми, т.е. в рамках этого учения предлагалось сосредоточить внимание уже не на задании как таковом, а на работнике («человек главный объект внимания»). Ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из «классических» менеджеров. Считалось, что люди живые машины и в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике. В этом отношении подлинным реформатором выступил Р.Оуэн, который считал, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и т.п.) и мало заботится о людях. По мнению Р.Оуэна, вполне разумно тратить такое же время и на «уход» за работниками (живой машиной) и тогда «ремонт» людей не потребуется.
Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Г. Мюнстерберга (1863 - 1916), создавшего первую в мире школу промышленных психологов. В своей книге «Психология и промышленная эффективность» он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности. Он создал великое множество тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости и др.
Большой вклад в развитие теории и практики человеческих отношений внес Э. Мэйо (1880 - 1949), утверждавший, что группа рабочих это социальная система, в которой есть собственные отношения контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал Э. Мэйо, результаты труда. Изучал влияние различных факторов (условия и организацию труда, заработную плату, межличностные отношения и стиль руководства) на производительность труда, Э.Мэйо сделал вывод об особой роли человеческого фактора. Движение человеческих отношений стало противовесом научному управлению, так как акцент в направлении человеческих отношений делался на людей, а в движении научного управления на заботу о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.
М.Фоллет- проанализировала разные стили управления и разработала теорию лидерства. Она выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая может быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Ее заслугой является также и то, что она попыталась совместить в единое целое три школы менеджмента: научного управления, административную и школу человеческих отношений.
А. Маслоу в 40 - 60-е годы 20-го столетия разработал несколько теорий мотивации. Он предложил следующую классификацию потребностей личности: физиологические; безопасность существования; социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение); самовыражение, полное использование своих возможностей, достижение целей и личный рост.
Не менее популярно и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (Х-в и Y-в) лежат следующие характеристики работников: 1) теория Х-ъ средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности; 2)теория Y-в люди не пассивны от природы. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.
Таким образом, школа человеческих отношений
(поведенческих наук) пыталась всесторонне
проанализировать проблему человеческих
отношений в процессе труда и устранить
конфликт между наемным трудом и капиталом,
создав предпосылки к кооперации и сотрудничеству
между ними.
1.1.4 Школа количественных методов
Появление данной школы
1.2 Процессный подход
Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы (А.Файоль, М.Блюмфилд, М.Вебер и др. ) были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные .Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»1.
Процесс управления состоит из функций
планирования, организации, мотивации
и контроля. Эти четыре первичных функции
управления объединены связующими процессами
коммуникации и принятия решения. Руководство
(лидерство) рассматривается как самостоятельная
деятельность. Оно предполагает возможность
влияния на отдельных работников и группы
работников таким образом, чтобы они работали
в направлении достижения целей, что крайне
существенно для успеха организации.
1.2.1 Функции процесса управления
Рассмотрим функции процесса управления:
планирование, организация, мотивация
и контроль (рис. 1)
а) Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:
1) руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.
2) оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
3) руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
б) организовать — значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Промышленная революция началась с осознания того, что организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли бы сделать без должной организации. Организация работы была в центре внимания движения за научное управление.
в) руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных — награды. С конца XVIII и по XX век было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если у них имеется возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивирование — это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления. Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
г) почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует - достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию ее целей. Или просто люди могут совершить ошибку при выполнении ими своих обязанностей.
Такие
непредвиденные обстоятельства могут
заставить организацию
Существуют три аспекта управленческого контроля:
1) установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени, оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
2) это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами (если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы);
3) стадия, на которой предпринимаются
действия, если это необходимо, для
коррекции серьезных отклонений от первоначального
плана. Одно из возможных действий — пересмотр
целей, для того чтобы они стали более
реалистичными и соответствовали ситуации.
1.2.2 Связующие процессы
Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.