Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:05, курсовая работа
Объект исследования - становление и развитие различных подходов управления.
Предмет исследования - понятия и эволюция теорий процессного, системного и ситуационного подходов к управлению.
Метод исследования - изучение трудов отечественных и зарубежных
ученых, исторических источников, а также публицистических материалов.
Источники информации - учебная литература, материалы периодической печати, ресурсы Internet.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Основные подходы к управлению 7
1.1 Подход с позиции выделения различных школ управления 7
1.1.1 Школа научного управления (классическая школа) 7
1.1.2 Школа административного управления 9
1.1.3 Школа человеческих отношений 10
1.1.4 Школа количественных методов 12
1.2 Процессный подход 13
1.2.1Функции процесса управления 14
1.2.2 Связующие процессы 17
1.3 Системный подход 19
1.3.1 История развития системного подхода 19
1.3.2 Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 22
1.3.3 Системные концепции 25
1.3.4 Элементы системного подхода 27
1.4 Ситуационный подход 33
2 Примеры эффективного использования подходов к управлению 37
2.1 Применение системного подхода на основе опыта Сбербанка 37
2.2 Применение ситуационного подхода в компании «Брок-Инвест-
Сервис» 41
3 Основные направления по совершенствованию управления 47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Для воплощения в жизнь намеченных планов необходимо было найти источник дохода, который был найден в результате изменения форм продаж и проведения ряда организационных изменений отдела продаж: «Резервы для роста доходности нашлись. Компания работает на условно розничном рынке, то есть можем нарезать металл на любые куски. Клиенту не надо иметь свой склад: приезжайте, нарежьте, возьмите сколько надо и пользуйтесь. До кризиса мы продавали по 30 000-40 000 тонн в месяц, но при этом в одном заказе могло быть всего 5-8 позиций весом от 100 до 500 кг. У нас был конвейер, за день осуществлялось более 200 сделок разного уровня. На слабеющем рынке важны стали персонифицированные продажи. Раньше думали, как справиться с входящим потоком звонков, теперь начали интенсивно искать потребителей. Перестроили работу управления продаж. Задумали и ввели новые форматы продаж: например, агентские продажи (сейчас активных агентов около десяти). Начали работать с крупным оптовым покупателем — до кризиса мы на него не смотрели, потому что в этом сегменте острая конкуренция. Клиентам-партнерам обеспечили терминальный доступ к нашему электронному складу. Для этого пришлось в короткий период создать дополнительное программное обеспечение, поменять некоторые принципы работы с точки зрения информационной безопасности». [8]
Так же был расширен перечень услуг и изменена процедура оформления заказа: «Еще одна доходная статья — расширение спектра услуг по металлообработке. Во-первых, мы изменили внутренний регламент и клиенту стало проще делать заказ. Во-вторых, активно стали работать с аутсорсинговыми компаниями — многие компании, которые были заточены на производство какого-то конкретного продукта, за счет нас загрузили свои производственные площади в кризис, а мы смогли предложить клиенту услуги, которые не имели возможности оказывать сами». [8]
Была изменена схема оплаты за полученный металл: «В отношениях с поставщиками мы перешли со стопроцентной предоплаты за месяц до поставки на товарное кредитование. Новая схема защищает наши запасы, когда цена металла сильно падает». [8]
Перестроили принципы работы служб предприятия: «Перевели свою службу автодоставки на принцип самоокупаемости: снабдили ее задачами, показателями по прибыли». [8]
После проведенных структурных изменений и процедур бизнес-процессов был проведен аудит расходов предприятия : «Второй важный блок — расходы. Это и численная коррекция персонала, которую надо было провести мгновенно, и отказ от неактуальных бизнес-процессов, которые были ориентированы на рост, на прошлую стабильную жизнь компании. Например, в свое время технологичность продаж заставила нас создать центр приема заказов. Для его сотрудников была прописана стандартная процедура: прием звонка, обработка заказа, передача его в логистическую систему. Там был свой формат и стандарт обработки. При персонифицированной системе продаж эта технология не работает. Соответственно, мы оставили только те кусочки этого бизнес-процесса, которые все еще актуальны и полностью поменяли принцип ответственности на складе за заказ. Собрали работников склада и объяснили новый порядок за три раза, потому что с первого раза сложно объяснить». [8]
Была так же изменена процедура составления сметы расходов предприятия, которая позволила сэкономить финансы предприятия: «Принципы составления бюджетов тоже изменили, перевели все на целевые значения. Например, зная, что объем падает в два раза, мы предполагали, что и бюджеты придется резать примерно в два раза. Экономическая служба совместно с топами стала выдавать целевые значения для владельцев бюджета, чтобы компания выжила. Несколько жесткий командный стиль, но в условиях кризиса, когда команда подготовлена, стиль и не может быть демократичным. Основные затратные подразделения — логистика, маркетинг, обеспечивающее подразделение (содержание офиса, аренда и прочее), авто-доставка на тот момент, персонал всей компании. Каждому подразделению было выдано целевое значение бюджета, исходя из статистики, экспертных мнений». [8]
Не маловажным фактором в период кризиса является скорость реакции
на происходящие
изменения, т.е. скорость и качество коммуникации
внутри предприятия:
«Задача организационно-
С целью ускорения реагирования на происходящие изменения был изменен период планирования и принятия решения: «В обычное время у нас горизонт операционного планирования — год. Есть месячные планы, для уточнения доходов и расходов, и трехмесячный план, который делается в основном для поставщиков, потому что цикл производства таков, что надо думать на два-три месяца вперед. Но для кризиса эти инструменты туповаты. Соответственно, мы перешли на более дискретное планирование, вплоть до ежедневного. Например, продавцы получали задание на неделю, могли на день. Это ведет к иной ритмике общих процессов, а ритмика в итоге приводит к результату. Ситуация на нашем рынке могла в пятницу вечером быть одной, а в понедельник к 11 утра уже кто-то опустил цены, кто-то поднял. Такой ритм заставил нас ввести торговые оперативки, где намечались на неделю работы по реализации: кто сколько должен реализовать какого товара (а у нас 1500 позиций).» [8]
С целью ужесточения финансового контроля была разработана новая форма финансовой отчетности: «Плюс еще финансовая часть потребовала изменений. У нас безупречная репутация, но банки нервничали, и их надо было убедить, что при таких проблемах в металлургии нам надо дать деньги. Убедив, важно держать свое слово и деньги обслуживать. Мы ввели такой инструмент, как еженедельный финансовый рапорт: по пятницам собираемся на 30-40 минут, на экране выводятся таблицы, где отражено все состояние финансов по компании — долги, обязательства по поставкам, приходы от клиентов, расходы по компании, обслуживание кредита, дебиторская задолженность, на каждый день расписано, когда ждать поступления денег, когда потратим». [8]
Итогом всей проведенной на предприятии работы стало выполнение намеченных планов: «В итоге по 2009 году продажи упали всего на 35%, а не на 50%, как мы готовились. Издержки по компании мы сократили вдвое, стали более эффективными. Мы понимаем, что, потратив на изменение компании весь прошлый год, еще пару лет вынуждены будем меняться». [8]
Мы полностью согласны с мнением
автора статьи, что в условиях кризиса
необходимо пересмотреть свои внутренние
ресурсы, провести кадровые и структурные
изменения в кратчайшие сроки. « Крайне
важно уметь реагировать на условия меняющейся
среды, находить для этого внутренние
ресурсы. Особенно для бизнеса, где среда
меняется часто, быстро и резко. Таков
наш бизнес — торговля металлом. Мы ежегодно
испытываем ценовые кризисы, внутри года
то доход резко растет, то цена летит вниз.
Если компания быстро не найдет верное
решение, она умрет». [8]
3 Основные направления по совершенствованию управления
Знания, полученные в ходе выполнения этой работы, позволят мне в дальнейшем более детально подходить к решению конкретных управленческих задач. Дополняя друг друга, все изученные мной подходы формируют современную науку управления, которую необходимо применять в практической деятельности.
Мы сделали вывод, что не существует универсально применимых приемов, которые бы гарантировали эффективное управление любым предприятием.
Чтобы организация не стояла на одном месте, а постоянно развивалась необходимо совершенствовать основные направления управления в организации. Для этого необходимо:
1) пересмотреть сроки планирования. В условиях динамично меняющейся внешней среды долгосрочные планы не всегда получается воплотить в жизнь, а введение планирования на более короткий промежуток времени позволит более динамично вносить корректировки;
2) пересмотреть систему мотивации сотрудников. В докризисные времена людей чаще всего интересовала только более высокая заработная плата, но в нынешней ситуации немаловажным фактором является стабильность предприятия, при менее высоких зарплатах;
3) пересмотреть структуру предприятия, возможно, произвести укрупнение и объединение некоторых отделов с объединением их функций;
4) углубить и расширить аналитическую работу, что позволит более тщательно подходить к принятию решений;
5) необходимо на любом предприятии ввести систему контроля обоснованности расходов – это позволит большенству предприятий значительно сэкономить свои финансовые ресурсы;
6) необходимо постоянное изучение опыта
успешных и неуспешных предприятий (на
ошибках тоже можно учиться), на основе
переодических изданий, в ходе конференций
и т.д.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Любой руководитель предприятия в процессе управления должен грамотно использовать различные подходы к управлению, используя так же опыт различных школ управления.
Успех и неуспех любого предприятия - это прежде всего грамотное и эффективное руководство.
Каждая из школ управления внесла свой весомый вклад в науку управления. Так школа научного управления обосновала необходимость управления процессами труда в целях повышения его производительности, сформулировала принципы и методы его научной организации и фактически поставила во главу угла задачу мотивации, признав ее наиболее важной. А школа административного управления сформулировала принципы управления организацией и обосновала необходимость бюрократической модели управления. Признавая значение человеческого фактора, классическая школа, тем не менее, не ставила своей целью решение задачи эффективной мотивации труда. Школа человеческих отношений восполнила пробелы предыдущих школ и всесторонне проанализировала проблему человеческих отношений в процессе труда и пути устранения конфликтов между наемным трудом и капиталом, создав предпосылки к кооперации и сотрудничеству между ними.
Суть процессного подхода в том, что управление рассматривается как процесс « постановка целей - планирование-организация работ- мотивация- контроль». Разработка процесса-алгоритма управления организацией, ставится на первый план.
Суть системного подхода в том, что организация рассматривается как система со своим входом (цели, задачи ), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, с внешними структурами).
Суть ситуационного подхода в том, что
методы управления могут меняться в зависимости
от ситуации. Всегда результаты деятельности
любой организации анализируются в различных
практических ситуациях, определяются
наиболее значимые ситуационные факторы,
влияющие на показатели хозяйственной
деятельности в динамике, строится прогноз
(будущий спрос, затраты, финансовые поступления
и т.д.), на основе полученных данных планируется
будущая деятельность организации. Чаще
ситуационный анализ проводят методами
экспертных оценок, используя опыт деловых
ситуаций, помогающих накапливать практический
опыт и принимать правильные управленческие
решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Вачугов Д.Д.Основы менеджмента. Учебник – 2-е изд. перераб. и доп./ Вачугов Д.Д., Безкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др.- М.: Высш.шк.,2005. – 376 с
2 Грибкова
Н. Большая перестройка /Н. Грибкова//журнал
«Forbes» [Электронный ресурс]. Москва.14.04.2011-Режим
доступа: http //. forbes.ru/karera-column/
3 Мескон М. Основы менеджмента /. -Москва: Изд-во «Дело», 1997. - 492 с.
4 Переверзев М.П. Менеджмент. Учебник - 2-е изд., доп. и перераб. /
под общ.ред. проф. М.П. Переверзева. -
М.: ИНФРА-М, 2008. -330 с.
5 Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие /. – 2-е изд.,
перераб.
– М.: КНОРУС, 2008.- 240 с.
6 Репин В.В. Процессный подход к управлению.Моделирование бизнес- процессов. ./ Репин В.В., Елиферов В.Г– М.: РИА «Стандарты и качество»,
2004.- 408с.
7 Розанова В. А. Психология управления. /Учебное пособие -
М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". - 1999. - 352 с
8 Чепенко
И. Меняем курс немедленно! /И. Чепенко
// журнал «Forbes» [Электронный ресурс]. Москва.14.07.2010
-Режим доступа:http //.forbes.ru/svoi-biznes-