Понятие организации, общие характеристики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Цель работы – раскрыть понятие организации.
Задача работы – показать, что представляет собой организация, её характеристика и анализ структур.
Предмет исследования – организация, представляющая собой единую систему.
Объект исследования – общественные отношения, действующие в какой-либо организации.

Содержание

Введение
1. Понятие «организации» и подходы в её исследовании
1.1 Понятие «организации»
1.2 Подходы в исследовании организации
1.3 Черты, виды, внутренняя и внешняя среда организации
2. Общие характеристики организационных структур
2.1 Особенности современных предпринимательских
организаций и их организационная структура
2.2 Модели, системный подход и процесс организации
2.3 Структура системы управления
3. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

     - зависимость от внешней среды  (экономических условий, общественных  организаций, законодательных актов,  конкурентов, техники, технологии, менталитета общества и тому  подобное);

     - горизонтальное разделение труда (разделение работы на конкретные задачи);

     - подразделения, которые возникли  в результате горизонтального  разделения труда; 

     - вертикальное разделение труда,  направленное на координацию  работы остальных людей, то  есть осуществление как раз  процесса управления;

     - необходимость управления;

     -осуществление  определенных видов деятельности (производственной, торговой, научно-исследовательской  и т.п.).

     Внутренняя  среда организации определяется внутренними переменными, то есть ситуационными факторами внутри организации. Основными внутренними переменными в любой организации являются цели, структура, задачи, технология и люди (работники).

     Цели - это конкретное, конечное состояние  или ожидаемый результат организации (группы). Существует много разновидностей целей в зависимости от характера организаций (коммерческие фирмы – прибыль, государственные органы, учебные институты, больницы – затраты на услуги в рамках бюджетных ограничений).

     Структура - это взаимоотношения уровней  управления и видов работ (функциональных областей), которые выполняют службы или подразделы. Здесь объединяются горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации.

     Задачи - это виды работ, которые необходимо выполнить определенным способом и  в обусловленный срок. Это работа с предметами и орудиями труда (машинами, сырьем, инструментами), информацией и людьми. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. В соответствии со структурой организации, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

     Технология - это способ преобразования входных  элементов (материалов, сырья и т.п.) в исходные (продукт, изделие). Задачи и технология тесно связаны между  собой: выполнение задачи включает использование конкретной технологии. Исторически технология формировалась в процессе трех переворотов: промышленной революции; стандартизации (массовое производство, возможности для применения не - и малоквалифицированного труда – повышение специализации); механизации и автоматизации с применением конвейерных сборочных систем.

     Организации полностью зависимы от окружающего  мира –  
внешней среды – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. факторы внешней среды целесообразно делить на две группы.

     1. Прямого действия, то есть те, что непосредственно влияют на  деятельность организации и зависят  от этой деятельности:

     -поставщики (материалов, капитала, трудовых ресурсов, оборудования, энергии);

     -законодательные  акты (сложность, подвижность, часто  неопределенность);

     -государственные  органы власти (обеспечивают принудительное  выполнение законов, вводят собственные  требования);

     -потребители  (существование организации зависит  от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы);

     -конкуренты (влияние этого фактора неоспоримо);

     -система  экономических отношений в государстве; 

     -профсоюзы,  партии и другие общественные  организации 

     2. Косвенного действия, то есть они влияют не непосредственно, а через определенные механизмы и взаимоотношения:

     -технология, НТП (одновременно внутренняя  переменная и внешний фактор);

     -состояние  экономики (состояние мировой  экономики влияет на стоимость  всех ресурсов и покупательную способность);

     -социокультурные  факторы (установки, жизненные  ценности, традиции общества –  карьера женщины, уплата налогов  и т.п.);

     -политические  факторы (политическая стабильность, система налогообложения – отношение  к бизнесу);

     -особенности экономических отношений с местной властью (благотворительная деятельность);

     -международное  окружение. 

     Для организаций, которые действуют  за пределами внутреннего рынка (на международном уровне), особое значение приобретает группа факторов международного окружения.

     2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

     2.1. Особенности современных предпринимательских организаций и их организационная структура

     Предпринимательская организация вместе с ее главными целями производства и распределения  материальных продуктов или услуг  представляет собой один из самых  сложных видов социальных организаций.

     Рост  размеров предпринимательских организаций  нельзя сравнить ни с чем. Мелкие и средние современные предприятия во много раз превосходят по масштабам своей деятельности крупнейшие фирмы.

     В последние годы все больше усиливаются  тенденции к специализации и  разделению труда в пределах организационной  структуры предприятия. С ростом специализации труда быстро множатся проблемы интеграции сотрудников современной предпринимательской организации в некоторое эффективно функционирующее целое.

     Другая  особенность современной предпринимательской  организации - многообразие целей, стоящих перед различными сотрудниками и подразделениями организации. Обычно считается, что цель предприятия состоит в достижении максимальной прибыли в течение длительного периода.

     В то же время в составе предприятия  действуют многие подсистемы, каждая из которых имеет свои собственные специфические цели и задачи. Действительно, любой сотрудник организации приступает к выполнению своей работы, имея множество личных мотивов, целей и задач, которые неизбежно сказываются на его поведении в организации. Разнообразие целей отдельных сотрудников и подсистем в организации создает проблему интеграции целей их деятельности. И здесь нужно искать основу для объединения этих разнообразных целей в единое целое. Современные предпринимательские организации функционируют не изолированно. Они являются неотъемлемой частью общества в целом. Влияние внешних факторов на предприятие будет постоянно усиливаться, и стимулировать необходимость укрепления и развития предпринимательской организации как жизнеспособной системы.

     Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.

     Структура организации определяет также структуру  подцелей, которая служит критерием  выбора при подготовке решений в  различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

     С понятием структуры организации  тесно связано понятие об иерархических взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. Понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.

     Иерархия  представляет собой, по-видимому, общую  закономерность природы. Принцип иерархической  структуры - является также главным  принципом общей теории систем.

     Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным источником власти. Власть - это способность заставить исполнять свои решения подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.

     Власть  служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации  и их ориентации на достижение общей  цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и контроля за результатами деятельности организации.

     Традиционное  представление об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной литературе по проблемам управления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими концепциями. Примером является принцип признания авторитета, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчиненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет - это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован). Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели “человеческих отношений”.

     Не  мало важное значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Эта концепция тесно примыкает к концепции иерархической структуры организации и ее деления на отделы. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.

     В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции  центральных служб заключаются  в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.

     Однако  с развитием специализации и  усложнением предприятий это  представление о центральных  службах претерпело серьезные изменения. Они стали играть значительно более важную роль, обеспечивая руководству сервис, информацию и даже управление другими подразделениями организации. С увеличением роли центральных служб прежние четкие и простые взаимоотношения между линейными и центральными службами стали невозможными.

     Рассмотренные принципы структуры, иерархии, административной власти, специализации, объема контроля и взаимоотношений линейных и  центральных служб в значительной мере вытекают из традиционной теории организации, где главное внимание уделялось наиболее эффективному распределению работы по группам. Принимая за исходный пункт общие цели организации, эта теория стремилась определить отдельные задачи, которые необходимо решить для достижения общих целей.

     2.2. Модели, системный подход и процесс организации

     Бюрократическая модель. Макс Вебер сформулировал представление об организации, которое стало традиционным для ученых, исследующих общественные отношения, но которое в меньшей степени поддерживается специалистами, рассматривающими все с точки зрения управления организацией. Вебер считал, что бюрократическая форма организации является наиболее эффективной в современном ему обществе. Он хотел создать основы идеальной организации, которая обеспечила бы максимум разумности поведения человека. Это его представление явно отличается от принятого понимания термина “бюрократическая организация”, употребляемого нередко для обозначения больших и громоздких правительственных учреждений или частных предприятий, которые, как правило, в своей деятельности не учитывают индивидуальные запросы людей. Говоря о технических преимуществах бюрократической системы, Вебер писал: “Решающее преимущество бюрократической организации перед любым другим видом организации состоит в том, что она всегда обладает чисто техническим превосходством. Совершенный механизм бюрократической организации по сравнению со всеми другими видами организации дает такие же преимущества, как и машина по сравнению с немеханизированными способами производства.

Информация о работе Понятие организации, общие характеристики организации