Понятие организации, общие характеристики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Цель работы – раскрыть понятие организации.
Задача работы – показать, что представляет собой организация, её характеристика и анализ структур.
Предмет исследования – организация, представляющая собой единую систему.
Объект исследования – общественные отношения, действующие в какой-либо организации.

Содержание

Введение
1. Понятие «организации» и подходы в её исследовании
1.1 Понятие «организации»
1.2 Подходы в исследовании организации
1.3 Черты, виды, внутренняя и внешняя среда организации
2. Общие характеристики организационных структур
2.1 Особенности современных предпринимательских
организаций и их организационная структура
2.2 Модели, системный подход и процесс организации
2.3 Структура системы управления
3. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

     Точность, скорость, отсутствие неопределенности, четкое делопроизводство, непрерывность, благоразумие, единство, строгая субординация, уменьшение трений между членами организаций и сокращение затрат труда и материалов - все это доведено до совершенства в чисто бюрократической организации, и особенно в той форме, где строго проводится единоначалие”.

     По  мнению Вебера, другим преимуществом  бюрократической организации является ее универсальность. Он считал, что  такая организационная форма  способствует увеличению эффективности  самых разнообразных организаций- как промышленных предприятий, так и правительственных учреждений, воинских подразделений и профессиональных объединений. По Веберу, основными чертами “идеальной” бюрократической организации являются: 1) разделение труда на основе функциональной специализации; 2) четкая иерархия власти; 3) система правил, определяющих права и обязанности каждого члена организации; 4) система процедур, определяющих порядок действия во всех ситуациях, встречающихся в процессе функционирования организации; 5) игнорирование личных качеств во взаимоотношениях между сотрудниками организации; 6) отбор и выдвижение работников по их квалификации.

     Он  укрепил модель своего бюрократического механизма с помощью введения особой установленной власти общества, т.е. какой-то силы, которая узаконена  обществом и “заставляет человека иногда делать то, что он не хочет делать”.

     Неоклассическая модель. Это модель поведения организации, построения с учетом возможностей человека. Этот взгляд на организацию получил широкую известность. Основное внимание здесь уделялось уже не рациональной модели традиционной теории организации, а модели, которая рассматривала человека таким, каков он есть. Эта модель не исключает рассмотренные раньше структурные аспекты организации, но изменила те принципы, которые относятся к человеческим ресурсам и отношениям, возникающим в неформальных группах внутри организации.

     Основные  отличия теории, учитывающей человеческие взаимоотношения, от традиционной теории организации сводятся к следующему:

     1. в выработке решений чаще принимает  участие широкий круг сотрудников организации, а не только узкая группа на высшем уровне управления;

     2. основной единицей организации  является не индивидуум, а скорее  группа, члены которой взаимодействуют  с помощью личных контактов;

     3. не только административная власть, а и взаимное доверие служит объединяющей силой организации;

     4. руководитель - это скорее посредник  для связи внутри группы и  между группами, а не только  представитель высшей власти;

     5. необходимо увеличение ответственности  членов организации, а не внешний контроль за результатами их работы.

     Подход  к организации с позиции человеческих отношений выдвинул на первый план концепцию организации как единой системы, охватывающей отдельные личности и неформальные группы и учитывающей  отношения внутри группы и формальные взаимосвязи между членами организации. В сущности, эта школа вернула человеку то место в организации, которое традиционная школа так старательно пыталась у него отнять.

     Профессиональная  модель. Это - профессиональные организации и они характеризуются не только целями, которые преследуют, но и высоким процентом специалистов в составе аппарата (не меньше 50%), а также таким распределением власти между специалистами и неспециалистами, при котором специалисты обладают высшей властью в вопросах, касающихся главной цели деятельности организации. К организациям такого типа относятся институты и университеты, исследовательские организации и крупные лечебные учреждения.

     Модель  такой организации должна характеризоваться  тем, как часто организация встречается с обычными и необычными обстоятельствами, или с работами, требующими либо высокой квалификации, либо только применения обычных знаний.

     Такая профессиональная модель во многих отношениях отличается от традиционной. Традиционная модель предполагает, что имеется один главный источник власти (линейная организация), который является основой для окончательных решений и контроля. В профессиональных организациях контроль осуществляется с помощью профессиональных норм и взаимодействия между коллегами по работе.

     Элементы  предприятия. Функция руководства в современных сложных предпринимательских организациях состоит в координации деятельности различных производственных элементов и в оптимизации целей всего предприятия. Руководитель должен рассматривать предприятие как систему, а не как ряд изолированных элементов. Он должен представлять себе характер отношений между частями системы и их возможные взаимодействия. По существу, руководителю предприятия следует объединить отдельные, часто противоречивые функции в единую интегрированную систему, все элементы которой способствуют достижению общих целей организации.

     В предпринимательской организации  элементы, или части системы, включают отдельные личности, неформальные рабочие  группы или неформальные организации, формальную организацию и в некоторых случаях внешние системы, оказывающие прямое воздействие на предпринимательскую организацию как систему. В состав предприятия входит также ряд подсистем, созданных для выполнения специальных функций: производственная, сбыта, управления и информационная. Таким образом, каждое предприятие представляет собой иерархическую систему со множеством взаимосвязанных подсистем.

     Взаимоотношения между элементами системы. Второй важный шаг в системном подходе к процессу организации состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения между различными элементами или частями единой системы.

     Части должны быть привязаны к целому с  помощью определенных отношений  каждой части к какой-либо общесистемной  характеристике (или характеристикам), имеющей необходимую и логическую функциональную связь с выполнением задач всей организации.

     Части должны быть определены не с целью  их удобной классификации по тем  или иным признакам, а так, чтобы  была ясно видна их логическая и  необходимая функциональная связь  друг с другом и с системой в целом.

     Большие части должны быть способны объединять все более мелкие части, которые  необходимы для объяснения поведения  организации в целом.

     Части должны быть соответственно увязаны  с поведением всех членов организации.

     При этом надо иметь в виду “процесс сплавления” организации - процесс примирения и сплочения этих различных частей и установления единства между ними. Этот процесс выдвигает на первый план общие цели организации вопреки противоречащим им интересам отдельных личностей, групп, других организаций и самой рассматриваемой организации.

     Процессы  информации и связи. Основой интеграции отдельных частей организации в единую систему служат информационные сети или сети связи. Связь стимулирует работу отдельных элементов организации и обеспечивает координирующий механизм, соединяющий части системы в единое целое. Дейч считает, что организации состоят из подсистем, которые устанавливают связь друг с другом, обмениваются сообщениями с внешним миром и накапливают информацию. В совокупности эти сети связи составляют некоторую конфигурацию, представляющую собой единую систему связи. В кибернетической модели уделяется большое внимание связи и потокам информации в сложной системе. Хотя принципы кибернетики использовались в первую очередь для анализа технических проблем, ее модель обратной связи, управления и регулирования может быть также успешно применена для анализа биологических и социальных систем.

     2.3. Структура системы управления

     Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.

     В настоящее время в составе  системы управления организации  выделяют следующие подсистемы:

     1. структура управления;

     2. техника управления.

     3. функции управления.

     4. методология управления.

     Организационная структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

     - функциональную и организационную  структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;

     - компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети  связи), систему документооборота.

     Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему  коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

     Основной  задачей системы управления организации  ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс  управленческая деятельность – это  совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Наибольший интерес представляет структура управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.

     Среди этапов понимания сущности управления и построения организационных структур следует выделить некоторые этапы:

     1. Организация представляется, как  сумма трудовых операций. Управлять  организацией – значит правильно  организовать производственные  процессы и повышать производительность  труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.

     2. Организация – это административная  пирамида, как наиболее устойчивое  строение (административный механизм). Ей присуща чёткая структура,  единоначалие, разделение труда,  баланс полномочий и ответственности.

     Всё большую роль, как указывалось  выше, в организации начинает играть технологическая основа. Организация  – это социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с  определённой техникой. Техническая  система и система межличностных  отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система.

     3. Практическая часть

     Организацией  часто также называют отдельную фирму как производственную единицу, представляющую собой единый целостный организм. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами, но существуют также и многочисленные другие названия. Корпорация “МакДоналдс” имеет специальные подразделения для каждой основной функции организации - отделы маркетинга, закупок, недвижимой собственности и т.д. Эти подразделения у “МакДоналдса” имеют свои собственные, более мелкие, более конкретные подразделения. “МакДоналдс” например, являясь такой крупной и широко разветвленной компанией, формирует подразделения как по географическому принципу, так и по отдельным видам деятельности.

     Почему  допустим крохотная “Эппл” и гигантская “Ай Би Эм” заработали сотни миллионов в компьютерном бизнесе, а другие, такие как “Ар Си Эй” потеряли свои состояния? Как “МакДоналдсу” удается готовить миллиарды гамбургеров в год, дешево продавать их и получать при этом огромные прибыли, в то время как большинство ресторанов не в состоянии обслуживать несколько сотен клиентов в день? Почему после стольких лет существования “Сирс” и “Мицукоси” до сих пор являются ведущими компаниями в розничной торговле в своих странах, а другие, например, “У. Т. Грант” обанкротились? Почему религиозное учреждение, такое как католическая церковь, может процветать в 2000 году, если оно действует по принципам и в соответствии с практикой, которые привели бы к краху любого бизнесмена буквально за несколько часов?

     Успех и провал этих фирм и компаний имеют  одну общую особенность. Все они  являются организациями. Организация  составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.

Информация о работе Понятие организации, общие характеристики организации